г. Челябинск |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А07-35612/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой С.В.,
судей Бабиной О.Е., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дюртюлимелиоводстрой" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2022 по делу N А07-35612/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Автогаз" (далее - истец, ООО "Автогаз") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дюртюлимелиоводстрой" (далее - ООО "Дюртюлимелиоводстрой", ответчик) о признании действий по начислению платы за неоказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными, выставленные по универсальному передаточному документу N 7260 от 31.07.2020 на сумму 12 226 руб. 81 коп.; об обязании ответчика аннулировать образовавшуюся задолженность по универсальному передаточному документу N 7260 от 31.07.2020 на сумму 12 226 руб. 81 коп.; взыскании 30 000 руб. судебных расходов по оплате услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены общество с ограниченной ответственностью "Экопром", общество с ограниченной ответственностью "Бирсккоммундорстрой" (далее - третье лицо, ООО "Экопром", ООО "Бирсккоммундорстрой").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Дюртюлимелиоводстрой" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционной суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что между региональным оператором и истцом заключен договор N 2Б-001-151РО-2019/ТКО от 01.01.2019. Факт заключения между сторонами договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не оспаривается со стороны истца.
Каких-либо доказательств, что после заключения спорного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 со всеми условиями договора (пунктов договора) произошло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, истцом в материалы дела не представлено, равно как не представлено и доказательств существенного нарушения договора со стороны ответчика.
Поскольку истец мог повлиять на условия договора при его заключении, в том числе в судебном порядке, и иного истцом не доказано, договор подписан истцом без разногласий, следовательно, правовые основания для отказа совершения действий по начислению платы со стороны ответчика отсутствуют.
Ввиду отсутствия вышеперечисленных действий со стороны истца, факт "действий по начислению и выставлению платы" со стороны ответчика обязателен, так как предусмотрен условиям договора.
Истец обязан исполнять принятые на себя договором обязательства по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и не вправе обязывать регионального оператора производить расчет количества оказанных услуг каким-либо методом.
Указанному обстоятельству может быть дана надлежащая правовая оценка в ходе принудительного взыскания возникшей задолженности.
При этом потребитель при необходимости вправе обратиться в суд с иском о взыскании с регионального оператора неосновательного обогащения, если такое, по его мнению, имело место.
Само по себе предъявление ответчиком к оплате стоимости принятых твердых коммунальных отходов в объеме и в месте, определенном договором, выставление УПД и платежных требований не является нарушением прав и законных интересов истца, подлежащих судебной защите; надлежащая правовая оценка расчета количества принятых коммунальных отходов каким-либо методом может быть дана в ходе принудительного взыскания возникшей задолженности или переплаты.
Обстоятельства, сложившиеся в рамках договорных отношений истца, касающиеся определения количества потребленного коммунального ресурса, правомерности начисления платы, должны оцениваться судом при рассмотрении материально-правового искового требования, если оно будет предъявлено.
От ООО "Автогаз" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 01.06.2019 между ООО "Автогаз" (потребитель) и ООО "Дюртюлимелиоводстрой" (Региональный оператор) заключен договор N 6Б-001-154РО-2019/ТКО, согласно которому по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к договору.
Способ складирования ТКО: контейнер (мусопроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, представленные региональным оператором.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019.
Согласно п. 7 договора между сторонами установлено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга но обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как указывает истец в исковом заявлении, в период действия договора с 01.01.2019 по 31.07.2020 ответчиком не оказывались услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако был выставлен счет N 7260 от 31.07.2020 на оплату услуг исходя из нормативов образования отходов.
В соответствии с п. 9 договора региональный оператор предоставляет потребителю одновременно со счетом на оплату оказанных услуг универсальный передаточный документ, объединяющий в себе акт приема-передачи оказанных услуг и счет-фактуру, не позднее 10 (десятого) числа, следующего за месяцем оказания услуг. Потребитель обязуется принять оказанные Региональным оператором услуги, подписать УПД и ввернуть один экземпляр УПД. либо направить мотивированный отказ от подписания УПД региональному оператору не позднее 3- х рабочих дней с даты получения УПД. При неполучении от Потребителя до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, подписанного УПД. либо мотивированного отказа от подписания актов выполненных услуг, УПД считаются согласованными и подписанными, а услуги по обращению с отходами считаются оказанными в полном объеме и подлежащими оплате.
Региональный оператор имеет право в случае, если потребитель более одного раза в течение месяца не оплачивает услуги, оказываемые региональным оператором, оплачивает не в полном объеме и (или) с нарушением установленного срока, региональный оператор любым удобным способом направляет уведомление о наличии задолженности и условиями по ее погашению. Если в течении 5 календарных дней, с момента получения уведомления, потребитель не оплатил задолженность, региональный оператор вправе в одностороннем порядке приостановить оказание услуги, до полного погашения образовавшейся задолженности, в том числе стоимость услуг за отчетный период. О приостановке оказания услуг, региональный оператор уведомляет Потребителя любым удобным способом, не позднее двух дней до момента приостановки (п. 13).
Пунктом 16 договора установлено, что стороны согласились производить учет объема и массы твердых коммунальных отходов согласно нормативам накопления.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 6Б-001-154РО-2019/ТКО периодичность вывоза твердых коммунальных отходов установлена не более 1 раза в месяц (приложение N 1 лист N 1 к договору NN 6Б-001-154РО- 2019/ГКО на оказание услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами) по заявке истца.
Приложением N 2 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 6Б-001-154РО-2019/ТКО установлен годовой норматив вывоза отходов, который составляет 12.90 куб. м.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 7).
31.07.2020 региональным оператором ООО "Дюртюлимелиоводстрой" был выставлен единовременно счет на оплату N 7052 от 31.07.2020 на сумму 12 226 руб. 81 коп., за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.07.2020.
К счету на оплату был представлен универсальный передаточный документ N 7260 от 31.07.2020, объединяющий в себе акт приема-передачи оказанных услуг и счет-фактуру.
Вышеуказанный универсальный передаточный документ истцом не был принят, так как услуги не оказывались, о чем был составлен мотивированный отказ от подписания и направлен в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением. Согласно почтовому уведомлению, данное письмо получено ответчиком 06.10.2021.
Истцом в рамках досудебного урегулирования спора в адрес ответчика было направлено письмо от 04.10.2021 о предоставлении сведений о периодичности оказания услуг, в рамках заключенного между сторонами договора. Данное письмо было направлено Почтой России заказным письмом с уведомлением, согласно которого корреспонденция была получена 08.10.2021. Ответ на периодичность оказания услуг не был представлен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Оставляя вынесенный судебный акт без изменения, судебная коллегия с учетом фактических обстоятельств дела, доводов апелляционной жалобы и пояснений сторон, принимает во внимание что перечень, предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, заявленные истцом исковые требования о признании незаконными действия ООО "Дюртюлимелиоводстрой" по начислению платы за не оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, выставленной по УПД N 7260 от 31.07.2020; обязании ООО "Дюртюлимелиоводстрой" аннулировать задолженность ООО "Автогаз" по УПД N 7260 от 31.07.2020 в размере 12 226 руб. 81 коп. за период с 01.01.2019 по 31.07.2020, положениям указанной статьи не противоречит, законный интерес, за защитой которого обращается потребитель, заключается в превентивном пресечении негативных правовых последствий, которые могут повлечь для него угрозу нарушения его прав, как заказчика (потребителя) услуг по вывозу ТКО.
Рассматриваемые в рамках исполнения договора отношения сторон регламентируются соответствующими нормами раздела III, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) и условиями заключенного договора.
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами 1156, разделом 1(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Положениями Правил N 1156, установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 настоящих Правил.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
Согласно пункту 8 (11) указанных правил, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указано в пункте 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил.
В силу пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 10 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Истцом по делу не оспаривается, что в результате его деятельности образуются ТКО, а также не оспаривается заключение письменного договора с ответчиком, как региональным оператором.
Согласно пункту 2 договора объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (далее - "КГО"), и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно Приложению N 1 к Договору.
Приложением N 1 к договору стороны согласовали следующие места накопления ТКО: Бураевский район, с. Бураево, ул. Строителей, д 1/1.
Истец полагает, что ответчиком не оказывались услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 31.07.2020, выставленные ответчиком к оплате истцу по универсальному передаточному акту N 7260 от 31.07.2020 на сумму 12 226 руб. 81 коп., в связи с чем, просит признать незаконными действия ООО "Дюртюлимелиоводстрой" по начислению платы за не оказанные услуги и аннулировать задолженность в размере 12 226 руб. 81 коп. за период с 01.01.2019 по 31.07.2020.
Податель апелляционной жалобы полагает, что само по себе предъявление ответчиком к оплате стоимости принятых твердых коммунальных отходов в объеме и в месте, определенном договором, выставление УПД и платежных требований не является нарушением прав и законных интересов истца, подлежащих судебной защите. Следовательно, обстоятельства, сложившиеся в рамках договорных отношений истца, касающиеся правомерности начисления платы, должны оцениваться судом при рассмотрении материально-правового искового требования, если оно будет предъявлено. В связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований по заявленному предмету.
Между тем, как было указано выше, требование истца по существу направлено на пересечении действий регионального оператора, создающих угрозу нарушения прав потребителя услуг по вывозу ТКО в связи с незаконным начислением и возможным дальнейшим взысканием платы за услуги.
Данный способ защиты гражданских прав предусмотрен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и вытекает из обязательственных правоотношений (отношений сторон по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами). Данный способ защиты права направлен на предупреждение действий контрагента по сделке, которые могут привести к нарушению субъективных гражданских прав истца.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, о реализации истцом ненадлежащего способа защиты, указанные возражения основаны на ошибочном толковании норм действующего гражданского законодательства.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 2 статья 782 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Согласно ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.
В силу статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22 мая 2017 N 242 (ФККО).
Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы (пункт 7 Порядка N 792).
Как указывалось выше, из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, следует, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, поэтому отсутствие на территории ответчика соответствующих условий для сбора отходов еще не свидетельствует о не накоплении таковых.
Следовательно, для опровержения указанной презумпции ответчику необходимо доказать, что у него не образовывались твердые коммунальные отходы за спорный период, либо он самостоятельно осуществлял вывоз твердых коммунальных отходов со своей контейнерной площадки, представить доказательства согласования с органом местного самоуправления месторасположения твердых коммунальных отходов (своей контейнерной площадки), организации самостоятельного сбора и вывоза твердых коммунальных отходов к месту их размещения.
Таким образом, единственным основанием для снятия с ответчика обязанности по оплате начисленной платы за вывоз ТКО, является доказанность того обстоятельства, что такая услуг в спорном периоде ему не оказана.
Судебная коллегия дополнительно отмечает, что указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020).
Наделение ООО "Дюртюлимелиоводстрой" статусом регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2019 и заключение с ООО "Автогаз" договора N 6Б-001-154РО-2019/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.06.2019 само по себе не отменяет обязанности регионального оператора по доказыванию факта оказания услуг при наличии спора относительно указанного факта. Между тем потребитель также вправе со своей стороны представлять доказательства, в подтверждение такого факта не оказания услуг по вывозу ответчиком ТБО.
К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе VI типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Апелляционной коллегией учитывается, что порядок фиксации нарушений по договору сторонами закреплен в разделе V договора N 6Б-001-154РО-2019/ТКО от 01.06.2019.
Аналогичный порядок установлен пунктами 17-21 Типового договора.
В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель уведомляет регионального оператора о нарушении обязательств по договору. В случае не устранения данного нарушения в течение 3-х рабочих дней, потребитель приглашает представителя регионального оператора для составления акта нарушения региональным оператором обязательств по договору, направив уведомление любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом.
При неявке представителя регионального оператора в течение 3-х рабочих дней, потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 5 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 5 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт.
Акт должен содержать:
а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Потребитель, после урегулирования споров с региональным оператором, направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя исковые требования, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что в рамках настоящего спора истцом факт не оказания спорных услуг подтвержден.
Как следует из возражения истца на отзыв ответчика и не оспаривается последним, истцом неоднократно направлялись заявки на оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов предусмотренных пунктом 5 Договора, однако в нарушение условий договора услуги ответчиком не оказывались. Кроме того приложением N 1 к договору адрес оказания услуг: Бураевский район, с.Бураево, ул. Строителей, д. 1/1, однако согласно отзыву ответчика определить оказание услуг именно по адресу, указанному в договоре, не представляется возможным.
Доказательств вывоза ответчиком ТКО по спорному адресу ответчиком не представлены и материалы дела таких доказательств не содержат.
В представленных в материалы дела маршрутных журналах, схемы движения мусоровозов, данных спутниковой системы навигации ГЛОНАСС за период с 01.01.2019 по 31.07.2020, отсутствуют данные, подтверждающие факты вывоза отходов с территории ООО "Автога" по адресу: Бураевский район, с. Бураево, ул. Строителей д. 1/1.
Заявляя о вывозе ТКО по графику, утвержденному в Приложении N 1 к договору, относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств ответчик не предоставляет.
Истец факт вывоза ТКО с соблюдением периодичности и графика, установленных договором, оспаривает.
Согласно пояснениям истца, услуги по вывозу ТКО Региональным оператором начиная с 01.01.2019 не оказывались.
Довод ответчика о не предоставлении истцом доказательства вывоза ТКО за спорный период иными организациями либо собственными силами, апелляционным судом исследован и подлежит отклонению, как не влияющий на законность и обоснованность заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, истцом заявлено требование за конкретный период с 01.01.2019 по 31.07.2020, в котором ответчиком не осуществлялся вывоз ТКО, что подтверждено истцом с соблюдением требований норм материального и процессуального права.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований, апелляционная коллегия приходит к выводу, что доводы ответчика о вывозе ТКО по утвержденному графику являются тезисными, которые относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами не подтверждены.
Учитывая возражения потребителя относительно факта вывоза ТБО с объектов истца, региональный оператор как профессиональный участник спорных правоотношений должен предоставить достаточные доказательства фактического оказания услуг потребителю, поскольку возложение на потребителя бремени доказывания отсутствующего (отрицательного) факта оказания услуг является недопустимым.
Доказательства, представленные истцом, ответчиком не опровергнуты.
При непредставлении региональным оператором бесспорных доказательств осуществления им услуг по вывозу ТКО сам по себе факт наличия у ответчика обязанности осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами не может являться основанием для возложения на потребителя обязанности по оплате услуг по вывозу ТКО в отсутствие достаточных, достоверных доказательств их оказания.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в соответствии с пунктом 24 Правил N 1156 установлено, что по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.
Согласно пункту 26 Правил N 1156 оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 30 Правил N 1156 в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании подпункта "г" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат, в том числе автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 1156 транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 01.01.2018.
01.01.2019 все транспортные средства, осуществляющее транспортирование ТКО оборудованы системой ГЛОНАСС.
Согласно пояснениям истца вывоз ТКО с объектов истца фактически производился ООО "Экопром" по договору на оказание услуг по транспортированию коммунальных отходов на территории в зоне деятельности N 2 по Республике Башкортостан N 000-006-2019 от 19.11.2019.
Согласно пунктам. 4.1.5, 4.1.6 договора N 000-006-2019 от 19.11.2019 исполнитель (ООО "Экопром") обязан передавать данные спутникового мониторинга процессов транспортирования ТКО с использованием оборудования спутникового мониторинга на основе ГЛОНАСС в региональную информационно-навигационную систему Республики Башкортостан и заказчику, а также вести в отношении каждого мусоровоза маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов.
Между тем маршрутные журналы и данные спутникового мониторинга на основе ГЛОНАСС в отношении каждого мусоровоза в спорный период не представлены.
Иных доказательств фактического оказания услуг по вывозу ТКО с объектов истца в период с 01.01.2019 по 31.07.2020 ответчиком не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно установил, что в отсутствии доказательств фактического вывоза ТКО за период с 01.01.2019 по 31.07.2020, с учетом представленных истцом документов о неоказании услуг по вывозу отходов, направленных Региональному оператору, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Кроме того, судебной коллегией дополнительно отмечается, что в спорных правоотношениях истец по делу является слабой стороной по отношению к ответчику, являющемуся профессиональным участником рынка оказания услуги по сбору и транспортировке ТКО, который обладает правовыми познаниями регулируемой сферы правоотношений, материальными, техническими и профессиональными ресурсами для доказывания своих доводов, в силу чего, допущенное им процессуальное бездействие, влекущее неблагоприятные процессуальные риски, не может быть признано разумным, осмотрительным.
Установленные и надлежащим образом, оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
Обжалуемое решение соответствует требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а отсутствие в содержании решения оценки судом всех доводов заявителя или представленных им документов, не означает, что судом согласно требованиям части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была дана им оценка.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2022 по делу N А07-35612/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дюртюлимелиоводстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Тарасова |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-35612/2021
Истец: ООО "АВТОГАЗ"
Ответчик: ООО ДЮРТЮЛИМЕЛИОВОДСТРОЙ
Третье лицо: ООО "БИРСККОММУНДОРСТРОЙ", ООО "Дюртюлимелиоводстрой", ООО ЭКОПРОМ