г. Москва |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А40-290500/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минэнерго РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2022 по делу N А40-290500/21
по заявлению ПАО "ГАЗПРОМ"
к Минэнерго РФ
третьи лица - 1) ООО "Газпром трансгаз Томск", 2) ООО "Газпром инвест"
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Газпром" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными отказа Министерства энергетики Российской Федерации (ответчик, Министерство) в установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:28:0000000:75; 35:28:0000000:100; 35:25:0000000:75; 35:28:0103009:1022 в целях эксплуатации объекта газоснабжения федерального значения "Северо-Европейский газопровод, участок Грязовец - Выборг, II нитка, км 0-км 59" и его неотъемлемых технологических частей, отказ в установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 28:26:000000:494; 28:24:014100:1540; 28:26:000000:498; 28:26:000000:85; 28:26:030000:7010; 28:26:030000:7598; 28:26:030000:7003; 28:26:030000:7005; 28:26:000000:42; 28:24:014100:1074; 28:24:014100:21; 28:26:030000:7857 в целях строительства и эксплуатации объекта системы газоснабжения федерального значения "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.6 Участок "КС-5 "Нагорная"-КС-6 "Сковородинская".
Решением от 24.11.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Представители сторон, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, 16.10.2020 общество обратилось к Министерству с ходатайством N 07/014-57931 об установлении публичного сервитута в отношении объекта "Северо-Европейский газопровод, участок Грязовец - Выборг, II нитка, км 0 - км 59" и его неотъемлемых технологический частей (с дополнением от 29.06.2021 N 07/014-37264).
В границы испрашиваемого публичного сервитута входят земельные участки c кадастровыми номерами 35:28:0000000:75; 35:28:0000000:100 -предназначенные для размещения автомобильных дорог общего пользования регионального значения; 35:25:0000000:75 - предназначенные для размещения объектов энергетики; 35:28:0103009:1022 с видом разрешенного использования "трубопроводный транспорт".
Приказом от 07.10.2021 N 1025 "Об установлении публичного сервитута для использования земельных участков в целях эксплуатации объекта системы газоснабжения федерального значения "Северо-Европейский газопровод, участок Грязовец - Выборг, II нитка, км 0 - км 59" и его неотъемлемых технологический частей" ответчик установил публичный сервитут в отношении указанного линейного объекта.
В соответствии с п. 1 Приказа публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков по перечню согласно приложению N 1 к Приказу, приказом утверждаются границы публичного сервитута.
Земельные участки с указанными кадастровыми номерами в приложении N 1 к Приказу отсутствуют.
Испрашиваемый публичный сервитут в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:28:0000000:75; 35:28:0000000:100; 35:25:0000000:75; 35:28:0103009:1022 ответчиком не установлен. Ходатайство заявителя в данной части оставлено Министерстовом без удовлетворения.
08.06.2020 ПАО "Газпром" обратилось к Министерству с ходатайством N 0153/05724 об установлении публичного сервитута в отношении объекта "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.6. Участок "КС-5 "Нагорная" - КС-6 "Сковородинская".
В границы испрашиваемого публичного сервитута входят земельные участки c кадастровыми номерами 28:26:000000:494; 28:24:014100:1540; 28:26:000000:498; 28:26:000000:85; 28:26:030000:7010; 28:26:030000:7598; 28:26:030000:7003; 28:26:030000:7005; 28:26:000000:42; 28:24:014100:1074; 28:24:014100:21; 28:26:030000:7857, предназначенные для размещения автомобильных дорог.
Приказом от 17.11.2021 N 1233 "Об установлении публичного сервитута для использования земельных участков в целях строительства и эксплуатации объекта системы газоснабжения федерального значения "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.6. Участок "КС-5 "Нагорная" - КС-6 "Сковородинская" ответчик установил публичный сервитут в отношении указанного линейного объекта.
В соответствии с п. 1 Приказа публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков по перечню согласно приложению
Земельные участки с указанными кадастровыми номерами в приложении N 1 к Приказу отсутствуют.
Испрашиваемый публичный сервитут в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 28:26:000000:494; 28:24:014100:1540; 28:26:000000:498; 28:26:000000:85; 28:26:030000:7010; 28:26:030000:7598; 28:26:030000:7003; 28:26:030000:7005; 28:26:000000:42; 28:24:014100:1074; 28:24:014100:21; 28:26:030000:7857 ответчиком не установлен. Ходатайство заявителя в данной части оставлено Министерством без удовлетворения.
Не согласившись с оспариваемыми отказами Министерства, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ПАО "Газпром" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемых ненормативных актов Министерства.
В силу п.п. 4 п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута должно содержать, в том числе, информацию о кадастровых номерах (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков.
Согласно п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ с ходатайством Заявителем были предоставлены сведения о границах публичного сервитута, подготовленные в форме электронного документа.
В соответствии со специальными нормами о публичном сервитуте, устанавливаемом в целях размещения линейных объектов, и принятыми в их исполнение подзаконными нормативными актами, Министерство уполномочено принимать решение об установлении такого сервитута на всем протяжении линейного объекта.
В 2018 году Федеральным законом от 08.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ в части упрощения размещения линейных объектов" введен новый публичный сервитут, устанавливаемый в целях размещения и эксплуатации линейных объектов, в том числе объектов газоснабжения. В ст. 23 ЗК РФ внесен п. 18, предусматривающий, что порядок установления публичного сервитута, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 39.37 ГК РФ (Глава V.7) "в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в целях размещения... линейных объектов системы газоснабжения...".
Пункт 18 статьи 23 ЗК РФ и Глава V.7 ЗК РФ является специальными нормами правового регулирования отношений в области установления публичного сервитута в целях размещения линейных объектов.
При этом норма п. 19 ст. 23 ЗК РФ, на которую ссылается Заинтересованное лицо, указывает лишь на то, что Законом N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах..." могут быть предусмотрены отдельные особенности установления такого сервитута.
Пункт 19 статьи 23 ЗК РФ и нормы Закона N 257-ФЗ не исключают и не ограничивают полномочия Заинтересованного лица устанавливать публичный сервитут на все протяжении линейного объекта, а нормы Закона N 257-ФЗ не устанавливают никаких особенностей установления публичного сервитута в целях размещения линейных объектов, с связи с чем не являются основаниями для отказа в установлении испрашиваемого сервитута.
При этом из положений норм главы V.7 ЗК РФ и принятых в ее исполнение подзаконных нормативных актов усматривается, что в целях размещения и эксплуатации линейных объектов федерального значения устанавливается один (единый) публичный сервитут, который устанавливает единственный уполномоченный орган государственной власти.
В силу пункта 4.4.31 положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, установление такого публичного сервитута отнесено к полномочиям Минэнерго РФ.
На необходимость применения к спорным правоотношениям специальных норм главы V.7 ЗК РФ (а не норм иных законов) указывает также ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой "Юридические лица... вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации...".
Кроме того, Закон N 257-ФЗ был принят в 2007 году, предусматривал полномочия Росавтодора по установлению публичных сервитутов, предусмотренных законом и действующих только по состоянию на указанный момент времени (2007 год). Однако Глава V.7 ЗК РФ, определяющая порядок установления и орган, полномочный устанавливать испрашиваемый публичный сервитут, была введена позднее - в 2018 году, а постановление Правительства РФ, определившее в качестве такого органа Минэнерго РФ, - в 2019 году.
Согласно п. 1 ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах должны соответствовать ЗК РФ.
Учитывая изложенное, новые нормы ЗК РФ об установлении публичного сервитута в целях размещения линейных объектов (Глава V.7), обладающие большей юридической силой, имеют приоритет над нормами Закона N 257-ФЗ, на который ссылается Министерство.
Таким образом, Министерство в полном объеме обладает полномочиями устанавливать публичный сервитут на всем протяжении линейных объектов в целях, указанных в п. 1 ст. 39.37 ГК РФ (Глава V.7 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции првомерно указал, что ссылка ответчика в оспариваемых решениях на п. 19 ст. 23 ЗК РФ является необоснованной.
Из материалов дела следует, права ПАО "Газпром" на объект "Северо-Европейский газопровод, участок Грязовец - Выборг, II нитка, км 0 - км 59", "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.6. Участок "КС-5 "Нагорная" - КС-6 "Сковородинская" зарегистрированы надлежащим образом, о чем в ЕГРН имеются соответствующие записи.
Требования о необходимости внесения в ЕГРН сведений о местоположении объекта недвижимости были установлены Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" только с 01.01.2017.
Согласно пункту 4 статьи 69 закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признаются юридически действительными, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с законом N 122-ФЗ, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, у ПАО "Газпром" отсутствует обязанность по внесению в ЕГРН сведений о местоположении ранее учтенных в государственных реестрах объектов (газопроводов), а также отсутствует обязанность по представлению данных сведений в ходатайствах об установлении публичного сервитута.
В силу п. 4 ст. 39.41 ЗК РФ требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с указанными требованиями, утвержденными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2018 N 542 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута", обоснование необходимости установления публичного сервитута должно содержать: реквизиты правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на сооружение и земельный участок, на котором расположено такое сооружение, в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут (пункт 3, подпункт (к)).
Из материалов дела усматривается, что в ходатайствах общества данные реквизиты указаны в пунктах 7 (реквизиты правоудостоверяющих документов на объект Заявителя) и 4 (реквизиты правоудостоверяющих документов на земельные участки, в отношении которых у Заявителя имелись права аренды, подлежащие переоформлению на публичный сервитут).
При этом, в качестве документов, подтверждающих местоположение объектов, к ходатайствам об установлении публичных сервитутов приложены материалы, подготовленные при проведении работ по внесению в ЕГРН сведений о границах охранных зон данных линейный объектов, так как публичные сервитуты испрашиваются Заявителем именно в границах охранных зон.
Сведения о местоположении самих газопроводов представлены не были, в законе (Глава V.5 ЗК РФ) и подзаконных нормативных актах такие требования отсутствуют.
Верховный суд Российской Федерации (Определение от 27.09.2022 N 305-ЭС22-13371 по делу N А40-141376/2021) указал, что публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и или (земель) в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального и местного значения; согласно пункту 1 статьи 39.38 того же Кодекса публичный сервитут для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения указанных объектов федерального значения устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; пунктом 4.4.31 (введенным в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 N 543) Положения о Минэнерго именно Минэнерго наделено полномочиями по принятию решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения; поскольку согласно положениям статьи 39.41 и 39.43 Земельного кодекса публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта и всех земельных участков и (или) земель, на которых размещается такой объект (в том числе при размещении объекта в границах земель различных категорий, при пересечении полос отвода автомобильных дорог), решение об установлении публичного сервитута в целях размещения такого федерального объекта с указанием кадастровых номеров всех земельных участков (при их наличии), адресов или описанием местоположения таких участков, должен принять один уполномоченный орган - Минэнерго; публичный сервитут для размещения одного объекта не может устанавливаться разными федеральными органами исполнительной власти; положения части 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ, согласно которым принятие решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, не подлежат применению при установлении публичного сервитута в целях размещения и эксплуатации специальных инженерных сооружений федерального значения, в том числе газопроводов, указанных в пункте 1 статьи 39.37 Земельного кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что ПАО "Газпром" при обращении в Министерство полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для осуществления запрашиваемых действий.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые отказы Министерства являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы общества.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Министерство установить публичный сервитут в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:28:0000000:75; 35:28:0000000:100; 35:25:0000000:75; 35:28:0103009:1022 в целях эксплуатации объекта газоснабжения федерального значения "Северо-Европейский газопровод, участок Грязовец - Выборг, II нитка, км 0-км 59" и его неотъемлемых технологических частей; установить публичный сервитут в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 28:26:000000:494; 28:24:014100:1540; 28:26:000000:498; 28:26:000000:85; 28:26:030000:7010; 28:26:030000:7598; 28:26:030000:7003; 28:26:030000:7005; 28:26:000000:42; 28:24:014100:1074; 28:24:014100:21; 28:26:030000:7857 в целях строительства и эксплуатации объекта системы газоснабжения федерального значения "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.6 Участок "КС-5 "Нагорная"-КС-6 "Сковородинская".
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.11.2022 по делу N А40-290500/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-290500/2021
Истец: ОАО ГАЗПРОМ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ИНВЕСТ", ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК"