г. Самара |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А55-18314/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Буртасовой О.И., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Добычиной Е.А.,
с участием:
от истца - Казакова С.В., представитель (доверенность N КБШ-185/Д от 25.11.2020, диплом N 975 от 29.06.2005);
от ответчика - Трофимова М.К., представитель (доверенность N 21/23/05 от 15.12.2022, диплом N з3728 от 11.07.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании 9 февраля 2023 года в зале N 1 помещения суда апелляционную жалобу акционерного общества "СГ-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 8 декабря 2022 года по делу NА55-18314/2022 (судья Лигерман А.Ф.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевской железной дороги (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г.Москва,
к акционерному обществу "СГ-Транс" (ОГРН 1047740000021, ИНН 7740000100), г.Москва,
о взыскании 12111 руб. 01 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "СГ-Транс" (далее - АО "СГ-Транс", ответчик) о взыскании 11290 руб. 80 коп. - платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 820 руб. 21 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 22.07.2022 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 22.09.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить полностью, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "СГ-Транс" (контрагент) был заключен договор N 3/247 от 24.07.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "СГ-Транс" при станции Жигули (закрытой для выполнения грузовых операций) Куйбышевской железной дороги (далее - договор), по условиям которого в соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта" Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях договора осуществляется эксплуатация принадлежащего контрагенту железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 1 к железнодорожному пути необщего пользования АО "РН-Транс" (маневровый район "Новокуйбышевская Нефтехимическая Компания") (л.д. 6-7).
Согласно пункту 8 договора готовые к подаче вагоны убираются локомотивом контрагента с выставочных путей станции Жигули, Новокуйбышевская в течение 2-х часов после предъявления вагонов перевозчиком на выставочных путях и проведения приемо-сдаточных операций, что подтверждается росписью приемосдатчика груза и багажа станции Новокуйышевская в памятке приемосдатчика формы ГУ-45 ВЦ.
В 2021 году на станцию Новокуйбышевская в адрес АО "СГ-Транс" прибывали вагоны по железнодорожным накладным ЭЫ983450, ЭЫ972025, ЭЫ972025, ЭЫ938339, ЭЫ938279, ЭЫ938183, ЭЫ532688, ЭЫ533360, ЭЫ752248, ЭЫ879685, ЭЫ879547, ЭЫ879408, ЭЫ880526, ЭЫ880336, ЭЫ880038, 09600361.
Вагоны простаивали на выставочных путях общего пользования станции Новокуйбышевская в ожидании подачи в связи с занятостью локомотива ответчика.
Факт простоя вагонов по вине ответчика зафиксирован в актах общей формы ГУ-23 N N 2/4027, 2/4047, 2/4026, 2/4048, 2/4024, 2/4045, 2/4022, 2/4043, 2/4021, 2/4042 (л.д. 16-22).
Акты общей формы предъявлялись на подпись представителям ответчика, однако от подписания данных актов представители АО "СГ-Транс" отказались.
АО "СГ-Транс" начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя по накопительной ведомости N 150913 на общую сумму 11290,80 руб. с НДС (л.д. 28).
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) в случаях, когда вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Размеры платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Согласно пунктам 2.1., 2.3. Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
Плата за 1 вагон - ставка по таблице N 2 тарифного руководства, умноженная на индекс к базовым ставкам платы, установленный приказом ФАС России от 10.12.2015 N1226/15, и дополнительный индекс, установленный приказом ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15.
Истцом представлен расчет суммы платы за нахождения вагонов на инфраструктуре ОАО "РЖД" по АОФ N 2/4024-2/4045:
- ставка за 53 часа (без НДС) - 384,78 руб.;
- индекс к базовой ставке, применяемый с 01.01.2021 = 1,31;
- дополнительный индекс = 1,02;
- плата - 616,80 руб.;
- количество контейнеров - 6;
итого: 6 контейнеров = 3700,80 руб. (с НДС).
По остальным АОФ принцип расчета аналогичен.
По расчетам ОАО "РЖД" плата за нахождение вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя по накопительной ведомости N 150913 за период с 15.09 по 15.09.2021 составила 11290 руб. 80 коп. с НДС.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N 21327/КБШ/ТЦФТО от 20.12.2021 (л.д. 29) с требованием перечислить плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 11290 руб. 80 коп. оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе, в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций. Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлена обязанность внесения платы за пользование путями общего пользования в связи с невозможностью приема станцией назначения по причине, зависящей от грузополучателя.
В силу статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно Постановлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 "Об утверждении правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)" за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта (далее - вагонов, контейнеров) у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в настоящем Тарифном руководстве.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам N 127-т/1 от 29.04.2015 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (тарифное руководство N2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12" тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД".
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления соответствующей платы.
В силу пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузополучателя. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На основании акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Представленные истцом в материалы дела акты общей формы подтверждают занятость путей общего пользования.
Расчет платы выполнен истцом арифметически верно с учетом периода простоя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 11290 руб. 80 коп.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 820 руб. 21 коп. за период с 15.05.2021 по 19.12.2021.
При наличии оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, установив период просрочки исполнения денежных обязательств и проверив представленный истцом расчет процентов на соответствие требованиям статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца, взыскав с ответчика в пользу истца 820 руб. 21 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что не подлежат начислению финансовые санкции в течение срока действия моратория на банкротство (с 01.04.2022 по 01.10.2022), введенного Постановления Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", в связи с чем не подлежали взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2022 по 01.10.022 истцом не заявлено и предметом рассмотрения в настоящем деле не являлось.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 8 декабря 2022 года по делу N А55-18314/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "СГ-Транс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18314/2022
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "СГ-Транс"