г. Владимир |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А39-1024/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 15.02.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фединской Е.Н.,
судей Новиковой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сайгушевой Лидии Юрьевне
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия
от 24.10.2022 по делу N А39-1024/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (ОГРН 1111327001400, ИНН 1327013715)
к индивидуальному предпринимателю Сайгушевой Лидии Юрьевне (ОГРНИП 304132203100138, ИНН 130600058558)
с участием третьего лица, - администрации Кочкуровского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН 1021301579496, ИНН 1306074107)
о взыскании задолженности в сумме 50 020 руб. 71 коп., почтовые расходы в сумме 146 руб. 04 коп.,
в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (далее - истец, ООО "РЕМОНДИС Саранск") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Сайгушевой Лидии Юрьевне (далее - ИП Сайгушева Л.Ю., ответчик) о взыскании задолженности в сумме 50 020 рублей 71 копеек за период с января 2019 года по сентябрь 2021 года, почтовых расходов в сумме 146 рублей 40 копеек.
Решением от 24.10.2022 Арбитражный суд Республики Мордовия исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Сайгушева Л.Ю. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что ранее досудебной претензии, акты оказания услуг и договор ответчику не направлялись. Поскольку ответчик не извещен об оказанных истцом услугах, истец не вправе требовать их оплаты на основании односторонних актов оказания услуг.
Также обращает внимание, что в актах не указана марка и номер автомобиля, не содержат ссылок на заказчика, на договор вывоза ТКО.
Кроме того, заявитель отмечает, что в спорный период вывоз ТКО осуществлялся не истцом, а иной организацией, - ООО "Полимер РМ" по договору от 04.07.2018 N 07/18.
Стороны явку представителей не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.08.2017 в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия N 72/47, заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия на срок до 31.12.2027.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"), пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу пункта 8.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 5 Правил N 1156 определено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8.18 Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
С учетом изложенного договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами заключен по типовой форме. Типовая форма договора установлена указанным выше постановлением. В предмет рассматриваемого договора входит принятие региональным оператором ТКО в обусловленном договором месте и обеспечение их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения, а со стороны потребителя - оплата этих услуг.
Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами").
Во исполнение требований законодательства в области обращения с отходами в настоящее время единый тариф на услугу регионального оператора утверждается Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия.
Порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
В пункте 5 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
ООО "РЕМОНДИС Саранск" 04.04.2018 разместило публичную оферту (договор) в газете "Известия Мордовии" и на своем официальном сайте (www.remondis-saransk.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Такой способ принятия предложения о заключении договора свидетельствует о заключении договора в письменной форме. Отсутствие между сторонами заключенного договора не может служить основанием для отказа в оплате фактически оказанных услуг, если одна из сторон приступила к фактическому исполнению договора, есть доказательства оказания услуг либо приняла исполнение от контрагента.
Согласно договору N 1062163110 от 01.05.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, подписанному истцом в одностороннем порядке, региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем ТКО, место сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, стоимость услуг по соглашению сторон определяются согласно приложению "Информация по предмету договора" (Приложение ИПД) к настоящему договору, являющемуся его неотъемлемой частью (пункт 1.2. договора). Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: 01.05.2018 (пункт 1.5. договора).
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на оплату услуг регионального оператора, согласно Приложению ИПД к договору, до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункты 2.1. и 2.2. договора).
Во исполнение условий договора в период с января 2019 года по сентябрь 2021 истец оказал ответчику услуги на общую сумму 50 020 рублей 71 копейку, что подтверждается представленными в дело актами за указанный период, направленными ответчику почтовым отправлением от 21.12.2021 N 2 (Партия 2620) с почтовым идентификатором (внутренний номер клиента) 80095167855637, получены ответчиком 23.12.2021, и почтовым отправлением от 07.10.2021 с почтовым идентификатором (внутренний номер клиента) 80080665605068, получены ответчиком 08.10.2021 (акты: N 74129 от 24.09.2021 за январь 2019 года на сумму 2541 рубль 38 копеек, N 74130 от 24.09.2021 за февраль 2019 года на сумму 2541 рубль 38 копеек, N 74131 от 24.09.2021 за март 2019 года на сумму 2541 рубль 38 копеек, N 74132 от 24.09.2021 за апрель 2019 года на сумму 2449 рублей 05 копеек, N 74133 от 24.09.2021 за май 2019 года на сумму 2449 рублей 05 копеек, N 74134 от 24.09.2021 за июнь 2019 года на сумму 2449 рублей 05 копеек, N 74135 от 24.09.2021 за июль 2019 года на сумму 2449 рублей 05 копеек, N 74136 от 24.09.2021 за август 2019 года на сумму 2449 рублей 05 копеек, N 74137 от 24.09.2021 за сентябрь 2019 года на сумму 2449 рублей 05 копеек, N 74138 от 24.09.2021 за октябрь 2019 года на сумму 2449 рублей 05 копеек, N 74139 от 24.09.2021 за ноябрь 2019 года на сумму 2449 рублей 05 копеек, N 74140 от 24.09.2021 за декабрь 2019 года на сумму 2449 рублей 05 копеек, N 74141 от 24.09.2021 за январь 2020 года на сумму 965 рублей 07 копеек, N 74142 от 24.09.2021 за февраль 2020 года на сумму 965 рублей 07 копеек, N 74143 от 24.09.2021 за март 2020 года на сумму 965 рублей 07 копеек, N 74144 от 24.09.2021 за апрель 2020 года на сумму 965 рублей 07 копеек, N 74145 от 24.09.2021 за май 2020 года на сумму 965 рублей 07 копеек, N 74146 от 24.09.2021 за июнь 2020 года на сумму 965 рублей 07 копеек, N 74147 от 24.09.2021 за июль 2020 года на сумму 970 рублей 98 копеек, N 74148 от 24.09.2021 за август 2020 года на сумму 970 рублей 98 копеек, N 74149 от 24.09.2021 за сентябрь 2020 года на сумму 970 рублей 98 копеек, N 74150 от 24.09.2021 за октябрь 2020 года на сумму 970 рублей 98 копеек, N 74151 от 24.09.2021 за ноябрь 2020 года на сумму 970 рублей 98 копеек, N 74152 от 24.09.2021 за декабрь 2020 года на сумму 970 рублей 98 копеек, N 74153 от 24.09.2021 за январь 2021 года на сумму 970 рублей 98 копеек, N 74154 от 24.09.2021 за февраль 2021 года на сумму 970 рублей 98 копеек, N 74155 от 24.09.2021 за март 2021 года на сумму 970 рублей 98 копеек, N 74156 от 24.09.2021 за апрель 2021 года на сумму 970 рублей 98 копеек, N 74157 от 24.09.2021 за май 2021 года на сумму 970 рублей 98 копеек, N 74158 от 24.09.2021 за июнь 2021 года на сумму 970 рублей 98 копеек.
Обязательство по оплате оказанных услуг ответчиком не исполнено, претензии по объему и качеству услуг не заявлены.
Досудебная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Неоплата ответчиком задолженности за оказанные услуги послужила истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Республики Мордовия исходил из следующих норм материального права, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статьям 779 и 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что между ООО "РЕМОНДИС Саранск" и ИП Сайгушевой Л.Ю. сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми она обязана надлежащим образом исполнять обязанность, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и оснований для освобождения ответчика от обязанности оплаты услуг ООО "РЕМОНДИС Саранск" по вывозу твердых коммунальных отходов не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются предмет договора, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Такой способ принятия предложения о заключении договора свидетельствует о заключении договора в письменной форме. Отсутствие между сторонами заключенного договора не может служить основанием для отказа в оплате фактически оказанных услуг, если одна из сторон приступила к фактическому исполнению договора, есть доказательства оказания услуг либо приняла исполнение от контрагента.
Согласно пункту 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, 11.08.2017 в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия N 72/47, заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия на срок до 31.12.2027.
С 01.01.2018 региональный оператор обязался приступить к исполнению обязательств в полном объеме на территории Республики Мордовия.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором. Абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента. Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора. Иными словами, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае невостребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
По смыслу раздела Правил N 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Равным образом, именно собственник ТКО инициирует необходимость заезда машины регионального оператора на свою площадку. Если такая инициатива не проявлена, то это, во -первых, не освобождает собственника ТКО от внесения абонентской платы региональному оператору, во-вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем. В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов. Иными словами, из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора, в то время как отсутствие договора, отсутствие в собственности контейнеров основанием для освобождения потребителя от оплаты услуг регионального оператора не является. Следовательно, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, является основанием для удовлетворения иска.
Так, в силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании изложенного, в силу вышеприведенных норм права является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в силу закона потребители - собственники обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления, равно как и отклонение доводов ответчика о неоказании истцом услуг.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств ненадлежащего выполнения истцом своих обязанностей по вывозу и утилизации ТКО с территории с. Кочкурово, ул. Ленина, д.28, Дубенского района Республики Мордовия, где располагается нежилое здание - магазин, принадлежащий ответчику.
Расчет стоимости услуг по обращению с ТКО за спорный период судом проверен, признан соответствующим нормативам накопления ТКО, утвержденным постановлениями Правительства Республики Мордовия от 05.04.2017 N 225, от 27.12.2019 N 529.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что услуги по обращению с ТКО в спорный период истцом оказаны, в связи с чем на стороне ответчика возникли обязательства по их оплате.
Поскольку доказательства оплаты долга ответчик в материалы дела не предоставил, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования на сумму 50 020 руб. 71 коп.
Как верно отметил суд первой инстанции само по себе не направление в адрес ответчика платежных документов, актов оказанных услуг (выполненных работ) не освобождает пользователя такими услугами от их оплаты.
Судом также учтено, что согласно материалам дела акты были направлены в адрес ответчика (почтовое отправление от 21.12.2021 N 2 (Партия 2620) с почтовым идентификатором (внутренний номер клиента) 80095167855637, получены ответчиком 23.12.2021, и почтовое отправление от 07.10.2021 с почтовым идентификатором (внутренний номер клиента) 80080665605068, получены ответчиком 08.10.2021).
Довод заявителя о том, что в спорный период вывоз ТКО осуществлялся не истцом, а иной организацией, - ООО "Полимер РМ" по договору от 04.07.2018 N 07/18 подлежит отклонению в силу следующего.
В материалы дела ответчиком представлен договор поставки отходов N 07/18 от 04.07.2018, заключенный между ИП Сайгушевой Л.Ю. (Поставщик) и ООО "Полимер-РМ" (Покупатель), в соответствии с которым Поставщик обязуется поставлять, а Покупатель принимать и оплачивать продукцию, бывшую в употреблении, отходы производства в ассортименте и количестве, согласованным сторонами в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора. В спецификации от 11.01.2021 к договору N 07/18 от 04.07.2018 сторонами согласован ассортимент и цена продукции (макулатура марки МС-5Б (картон) по цене 8000 рублей за т, макулатура марки МС-7Б (офисная бумага) по цене 5000 рублей за т, стрейч-пленка по цене 11000 рублей за т, ПВД по цене 12000 рублей за т, поддоны деревянные по цене 40 рублей за шт.
Вместе с тем, заключение ответчиком договора на сдачу продукции, бывшей в употреблении (макулатуры, стрейч-пленки и т.д.) с третьими лицами, не освобождает ответчика от обязанности оплачивать оказанные услуги по вывозу ТКО.
Довод ответчика об отсутствии контейнеров для сбора мусора и отсутствие площадки в районе места нахождения помещения для их установления судом рассмотрен и правомерно отклонен в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
По смыслу положений статей 1 и 26.6, пункта 2 статьи 11, пункта 1 статьи 13.4 Закона Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в отсутствие организованной контейнерной площадки (в случаях складирования ТКО на не поименованных в договоре контейнерных площадках либо удаленных от местонахождения ответчика) деятельность по обращению с ТКО в любом случае осуществляет региональный оператор.
Таким образом, собственники ТКО лишены возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и должны их утилизировать не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором. Отсутствие контейнерной площадки или контейнера для сбора и накопления ТКО непосредственно у потребителя не исключает пользование услугой регионального оператора с учетом получения потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования любой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами.
Истец представил список путевых листов, с указанием номера и марки автомобиля, адреса контейнерной площадки (Республика Мордовия, Дубенский район, с. Кочкурово (частный сектор), ул. Ленина, д. 30), с которой производится вывоз ТКО, дат заезда и объема вывозимого ТКО за период с 02.01.2019 по 29.09.2021. Указанное место накопления отходов организовано вблизи нежилого помещения площадью 28,9 кв.м. расположенного по адресу: Республика Мордовия, Дубенский район, с. Кочкурово (частный сектор), ул. Ленина, д. 28, что не исключает пользование ИП Сайгушевой Л.Ю. услугой регионального оператора.
Также несостоятельным является довод ответчика о пропуске срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 8.18 Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора. В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
В соответствии с пунктом 6 Типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, за январь 2019 года у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг 10.02.2019.
С учетом даты обращения истца в суд с настоящим иском - 14.02.2022, соблюдения истцом обязательного претензионного порядка урегулирования спора, установленного срока оплаты задолженности за январь 2019 года, суд пришел к правомерному выводу о том, что срок исковой давности по требованию о взыскании долга за период с января 2019 года по сентябрь 2021 года не пропущен.
Факт несения истцом почтовых расходов в сумме 146 руб. 40 коп. подтвержден документально, в связи с чем заявленное требование об их взыскании правомерно удовлетворено судом на основании статей 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Аргументы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. Каких-либо обстоятельств, основанных на доказательственной базе и существенно влияющих на оценку спорных правоотношений и результат разрешения заявленных требований, в апелляционной инстанции не установлено.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.10.2022 по делу N А39-1024/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сайгушевой Лидии Юрьевне - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1024/2022
Истец: ООО "РЕМОНДИС Саранск"
Ответчик: ИП Сайгушева Лидия Юрьевна
Третье лицо: Администрация Кочкуровского сельского посления Дубенского мунципального района РМ