г. Хабаровск |
|
17 февраля 2023 г. |
А04-5824/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронцова А.И.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области:
от акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед": Панина У.Ю., представитель по доверенности от 01.04.2022 N Д-260/2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области
на решение от 02.11.2022
по делу N А04-5824/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области (ОГРН 1022800524163, ИНН 2801028065)
к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427)
о взыскании 8 752 725 руб. 65 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области (далее - истец, ТФОМС Амурской области, Фонд) обратился в Арбитражный суд Амурской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - ответчик, страховая компания, АО "СК "СОГАЗ-Мед") о взыскании 8 752 725 руб. 65 коп. штрафа по приложению N 3 к договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 30.06.2015 N 63, из которых 102 000 руб. - за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения (пункт 2.3), 8 618 725 руб. 15 коп. - за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля (пункт 11.1), 32 086 руб. 50 коп. - за нецелевое расходование страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования (пункт 16).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.11.2022 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
ТФОМС Амурской области полагает, что оспариваемый судебный акт не может быть законным и обоснованным полностью в связи с существенными нарушениями норм материального права и норм процессуального права, принятыми по неполно выясненным фактическим обстоятельствам дела, которые повлияли на исход судебного разбирательства.
Указывает, что в нарушение требований статей 14, 38, 40 Закона N 326-ФЗ, пункта 2.23 договора о финансовом обеспечении, по результатам проведения медико-экономического контроля страховой компанией не были выявлены нарушения, допущенные медицинскими организациями области при формировании реестров счетов на оплату оказанной медицинской помощи. В свою очередь, выявленные своевременно ответчиком нарушения, допущенные медицинскими организациями при формировании реестра счетов, позволили бы последним внести соответствующие корректировки.
Указывает также, что вывод суда, о том, что "нарушения носят формальный характер, не связаны с неоказанием, несвоевременным оказанием либо оказанием медицинской помощи ненадлежащего качества, то нарушения условий договора и оснований для применения санкций по условиям положений закона N 326-ФЗ, отсутствуют" не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Считает, что суд, снизив размер штрафа, являющегося средствами ОМС и входящего в состав бюджета ТФОМС Амурской области в порядке статьи 333 ГК РФ, нарушил запрет, установленный частью 8 статьи 26 Закона N 326-ФЗ на изъятие средств бюджета ТФОМС Амурской области.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе N 01-06-2566 от 30.11.2022.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 10 часов 20 минут 17.01.2023, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
16.01.2023 в канцелярию в канцелярию апелляционного суда через систему "Мой арбитр" от АО "СК "Согаз-Мед" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 17.01.2023 судебное разбирательство по делу откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ на 07.02.2023.
Определением суда от 03.02.2023 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в составе суда произведена замена судьи Жолондзь Ж.В. на судью Иноземцева И.В., в связи с чем, рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании 07.02.2023, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представитель ответчика по доводам жалобы возражал, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Законность решения Арбитражного суда Амурской области проверена Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТФОМС Амурской области и АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" являются участниками обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на территории Амурской области.
Между ТФОМС Амурской области и АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на основании статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 30.06.2015 N 63 в соответствии с Типовым договором, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования" (далее - Типовой договор) (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2011 N 22082).
В договоре N 63 согласно его пункту 9 перечень санкций за нарушения договорных обязательств установлен в приложении N 3 к настоящему договору, в частности, за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения начисляется штраф в размере 3000 рублей за каждый случай нарушения (пункт 2.3), за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля - штраф в размере 10 % от необоснованно оплаченной суммы (пункт 11.1), за нецелевое расходование страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования - штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств (пункт 16).
Согласно пункту 1 Положения о ТФОМС Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 31.03.2011 N 198 (далее - Положение) ТФОМС Амурской области создан для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Амурской области. Контроль за деятельностью ТФОМС Амурской области осуществляется Правительством области и Федеральным фондом в порядке (п. 25 Положения).
В соответствии с Планом проверок соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования на 2021 год и приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 10.08.2021 N 80, в период с 16.08.2021 по 27.082021 комиссией Федерального фонда проведена проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Амурской области в 2020 году и первом полугодии 2021 года.
В рамках настоящей проверки в соответствии с пунктами 17, 20 Порядка осуществления Федеральным фондом контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда от 19.12.2013 N 260 (зарегистрирован Минюстом России 17.02.2014, регистрационный N 31336), проведена выборочная проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования Амурским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", в ходе которой выявлены допущенные страховой медицинской организацией нарушения и недостатки.
По результатам проверки составлен акт от 27.08.2021. Результаты проверки отражены в справке о результатах проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования в Амурском филиале АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", являющейся приложением 1 к акту, согласно которому Территориальному фонду предписано провести контрольные мероприятия по нарушениям и недостаткам, выявленным в ходе проверки Амурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" комиссией Федерального фонда.
Порядок осуществления контроля Территориальным фондом за деятельностью СМО в сфере ОМС установлен приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями".
Во исполнение предписания акта Федерального фонда приказом ТФОМС Амурской области от 17.11.2021 N 323 утвержден план мероприятий по устранению выявленных нарушений в ходе проверки Федерального фонда и в соответствии с приказами ТФОМС Амурской области от 11.02.2022 N 44, от 15.02.2022 N 49, от 11.03.2022 N 80 в целях осуществления контроля за выполнением условий договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 30.06.2015 N 63 Амурским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н), осуществлена внеплановая проверка деятельности Амурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" за 2020 год и первое полугодие 2021 года.
По результатам проверки составлен акт от 25.03.2022, согласно которому комиссией ТФОМС Амурской области выявлен ряд допущенных страховой медицинской организацией нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, а также нарушения, которые влекут за собой финансовые санкции (п. 9 договора N 63). В договоре N 63 согласно его пункту 9 перечень санкций за нарушения договорных обязательств установлен в приложении N 3 к настоящему договору.
В ходе проверки согласно акту от 25.03.2022 выявлены следующие нарушения страховой медицинской организацией договорных обязательств по договору N 63, влекущие применение штрафных санкций согласно приложению N 3 к настоящему договору:
1) пункт 2.3 Перечня санкций (внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения), санкция: штраф в размере 3000 рублей за каждый случай нарушения - 34 случая; расчет размера штрафа: 34х3000 рублей=102000 руб. (акт, пункт 1.2 л. 6,7, Таблица);
2) пункт 11.1 Перечня санкций (по контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в части проведения медико-экономического контроля в виде невыявления дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшению) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля) (на сумму 103061569,97 руб), санкция: штраф в размере 10% от необоснованно оплаченной суммы; расчет размера, штрафа: 103061569,97 руб. х 10% = 10306166,99 руб. (акт пункт 2.1 л. 14, 15, 16, Таблица (всего);
3) пункт 16 Перечня (нецелевое расходование страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования) (на сумму 320865 руб.); санкция: штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств; расчет размера штрафа: 320865 руб. х 10% = 32086,50 руб.
Всего размер штрафа согласно акту составил 10440253,99 руб. (102000 рублей+10306166,99 рублей+32086,50 руб.). В акт от 25.03.2022 включено требование об уплате штрафа за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств в соответствии с частями 11, 12 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ и уплате штрафов за нарушение договорных обязательств в общей сумме 10440253,99 руб. Акт подписан директором Амурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в соответствии с п. 19 Порядка N 255н с оговоркой "с протоколом разногласий".
Протокол разногласий к акту проверки от 25.03.2022 Амурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" о несогласии с результатом внеплановой проверки за 2020 год и 1 полугодие 2021 года с обоснованием своих возражений поступил в ТФОМС Амурской области 05.04.2020 от ответчика (вход. N 577).
ТФОМС Амурской области, рассмотрев протокол разногласий ответчика, письменным сообщением от 11.04.2022 N 01-03/3-912 направил в адрес страховой медицинской организации прилагаемые результаты рассмотрения протокола разногласий к акту проверки с указанием оснований, по которым возражения Амурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" признаются:
- необоснованными по пунктам 5, 7 протокола разногласий;
- частично обоснованными по пунктам 2, 4, 8 протокола разногласий;
- обоснованными по пунктам 1, 3, 6 протокола разногласий, что послужило основанием для корректировки общей суммы штрафа в сторону снижение общего размер финансовых санкций в виде штрафа на сумму с 10440253,99 руб. по акту до общей суммы штрафа в размере 8752811,65 руб. по результату рассмотрения протокола разногласий.
В состав общей суммы штрафа в результате корректировки вошли:
1) штраф в размере 8618725,15 руб. - за нарушение пункта 11.1 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по Договору N 63 (приложение к договору N 3), выразившееся в невыявлении дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля.
2) штраф в размере 102000 руб. - за нарушение пункта 2.3 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по договору N 63 (приложение к договору N 3), выразившееся во внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения в 34 случаях.
3) штраф в размере 32086,50 рублей - за нарушение пункта 16 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по Договору N 63 (приложение к договору N 3), выразившееся в нецелевом расходовании страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования.
Общий размер штрафных санкций, наложенных на Амурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" составляет 8752811,65 руб.
Письменным сообщением от 11.04.2022 N 01-03/3-912 ТФОМС Амурской области потребовала от Амурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" зачислить в бюджет ТФОМС Амурской области путем перечисления на расчетный счет ТФОМС Амурской области назначенную общую сумму штрафа за нарушение договорных обязательств по результатам рассмотрения протокола разногласий СМО.
Требование истца оставлено ответчиком без удовлетворения.
ТФОМС Амурской области повторно письмом от 20.05.2022 N 01-03/3-1199 указало Амурскому филиалу АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на обязанность уплатить начисленный штраф за несоблюдение законодательства об обязательном медицинским страховании и использование средств обязательного медицинского страхования.
Поскольку АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" обязанность по уплате уточненного штрафа не исполнило, истец обратился в суд с настоящим иском.
Учитывая представленные доказательства, суд признал иск подлежащим удовлетворению частично, что послужило основанием для обращения истца с настоящей апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона N 326-ФЗ взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным Правилами обязательного медицинского страхования.
Частью 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ предусмотрено право медицинской организации в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, МЭЭ, ЭКМП (часть 3 ст. 42).
При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке (часть 5).
Как указывалось выше, ТФОМС Амурской области, рассмотрев протокол разногласий ответчика, письменным сообщением от 11.04.2022 N 01-03/3-912 направил в адрес страховой медицинской организации прилагаемые результаты рассмотрения протокола разногласий к акту проверки с указанием оснований, по которым возражения Амурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" признаются:
По результату корректировки общий размер штрафных санкций составил 8752811,65 руб., в том числе:
1) штраф в размере 8618725,15 руб.- за нарушение пункта 11.1 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по Договору N 63 (приложение к договору N 3), выразившееся в невыявлении дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля.
2) штраф в размере 102000 руб. - за нарушение пункта 2.3 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по договору N 63 (приложение к договору N 3), выразившееся во внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения в 34 случаях.
3) штраф в размере 32086,50 руб. - за нарушение пункта 16 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по Договору N 63 (приложение к договору N 3), выразившееся в нецелевом расходовании страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования.
Представленный истцом расчет штрафа судом первой инстанции проверен, признан неверным.
Судом из расчета исключены штрафы за нарушение пунктом 2.3., 16 Перечня. санкций.
При этом судом установлено, что в 25 случаях застрахованные лица оформили полис ОМС до наступления 14-го возраста, то с учетом пункта 14 Правил ОМС передача таких сведений не является обязательной. В 9 случаях застрахованные лица оформили полис ОМС в АО "СГ "Спасские ворота-М", сведения данных застрахованных лиц были переданы Фондом из системы ОМС АО "СГ "Спасские ворота-М", следовательно эти сведения вносились иным лицом. Более того, всем указанным лицам ответчиком были направлены оповещения о необходимости представления сведений СНИЛС.
Кроме того судом установлено и подтверждено сторонами, что нецелевого использования денежных средств в рамках ОМС проверкой не установлено. Между ответчиком и ГБУЗ АО "Белогорская больница" действует договор на оказание и оплату услуг медицинской помощи по ОМС N ДГ-325/19/Р-28, денежные средства оплачены целевые, за фактически оказанную медицинскую помощь по выставленным счетам. Нарушение в части правильности формирования акта сверки прикрепленных граждан не является нецелевым использованием денежных средств, соответственно применение штрафа по пункту 16 перечня санкций исключено. Более того, акты сверки в рамках договора ОМС с ГБУЗ АО "Белогорская больница" подтверждают отсутствие переплаты по итогам сентябрь-декабрь 2020 года.
Указанные обстоятельства истцом документально не опровергнуты.
В свою очередь признано судом обоснованным требование в части взыскания 1044311,2 руб. по пункту 11.1 перечня санкций: за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля (10 % от необоснованно оплаченной суммы), в том числе:
-51602,03 руб. штрафа по коду дефекта 5.7.3 - стоимость отдельной медицинской услуги, включенной в счет, учтена в тарифе на оплату медпомощи другой услуги, так же предъявленной к оплате мед.организацией - представление счетов на оплату медпомощи по 2 тарифам в рамках одного случая госпитализации, на общую сумму 516020,28 рублей;
-631850,9 руб. штрафа по коду дефекта 5.7.5 - включение в реестр счетов медицинской помощи амбулаторных посещений в период пребывания застрахованного лица в условиях стационара, дневного стационара (кроме для поступления и выписки из стационара, дневного стационара, а так же консультаций и др. мед.организациях) на общую сумму 6318509,02 рублей,
-359032,27 руб. штрафа по коду дефекта 5.7.6 - включение в реестр счетов нескольких страховых случаев, при которых мед.помощь оказана застрахованному лицу стационарно в один период оплаты с перечислением или совпадением сроков лечения на общую сумму 3590322,72 рублей;
- 1826 руб. штрафа (уточненный истцом размер) по коду дефекта 5.8 - отсутствие в реестре счетов сведений о страховом случае с летальным исходом.
Данные нарушения отражены в актах проверки, ответчиком не оспорены, подтверждены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Доказательства уплаты штрафа ответчиком полностью или в части не представлены.
В свою очередь ответчик просил уменьшить размер штрафа на основании статьи 333 ГК РФ.
Снижая размер штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О, положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и установив несоразмерность заявленной ко взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства, пришел к выводу о взыскании штрафа в размере 250 000 руб.
Довод Фонда о том, что к рассматриваемым правоотношениям положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат, так как фактически сложившиеся между сторонами отношения являются публично-правовыми, а не гражданско-правовыми, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Возможность применения статьи 333 ГК РФ в рассматриваемом случае подтверждается Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2018 N 304-ЭС18-18962, от 04.02.2019 N 305-ЭС18-20112.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, установив правомерность привлечения страховой медицинской организации к ответственности, вправе уменьшить размер штрафных санкций, так как любая мера публичной ответственности должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения, с учетом характера совершенного правонарушения.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая, смягчающие вину обстоятельства, заявленные Обществом, а именно: отсутствие умысла на совершение правонарушения, отсутствие ограничения прав и негативных последствий для застрахованных лиц, а также с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, степени общественной опасности допущенного нарушения апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для уменьшения размера, наложенного на страховую компанию штрафа за нарушение договорных обязательств в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения до 250 000 руб.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения. Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02.11.2022 по делу N А04-5824/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Воронцов |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5824/2022
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области
Ответчик: АО "СОГАЗ", АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (5824/22 5 т, 6878/22 1т, 7748/22 а.ж)