г. Москва |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А41-53433/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протоколу судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по МО на решение Арбитражного суда Московской области от 02.12.2022 по делу N А41-53433/22, принятое судьей А.В. Гриневой, по иску ООО "ЛЕНДМАРКЕТ" (ОГРН: 1197746680890, ИНН: 7727433458) к Управлению Росреестра по МО (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745) о признании незаконным уведомления от 06.06.2022 года N КУВД001/2022-22857791/1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕНДМАРКЕТ" (Далее - "Заявитель", "Общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Далее - "Росреестр", "Заинтересованное лицо") со следующими требованиями:
1) Признать незаконным решение Межмуниципального отдела по г. Жуковский и Раменскому району Управления Росреестра по Московской области об отказе в исправлении технической ошибки по заявлению заинтересованного лица от 06.06.2022 годаN КУВД-001/2022-22857791/1.
2) Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области восстановить в Едином государственном реестре недвижимости информацию о расположении объекта недвижимости с кадастровыми номером 50:23:0040224:13.
3) Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из сведений ЕГРН запись "Объект недвижимости снят с кадастрового учета - 16.02.2011 года".
4) Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести исправления в сведения ЕГРН в части статуса объекта недвижимости и изменить статус земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040224:13 с "архивного" на "актуальный".
5) Признать незаконным решение Межмуниципального отдела по г. Жуковский и Раменскому району Управления Росреестра по Московской области от 06.07.2022 года N КУВД-001/2022-22429010/2 и обязать территориальный отдел управления возобновить государственную регистрацию прав на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040224:13.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.12.2022 по делу N А41-53433/22 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
08.02.2023 в материалы дела от ООО "ЛЕНДМАРКЕТ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Росреестра по МО, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ООО "ЛЕНДМАРКЕТ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 31 мая 2022 заявитель обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (посредством функционала личного кабинета портала Росреестра) за государственной регистрацией права собственности Истца на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040224:13.
06 июня 2022 года Межмуниципальным отделом по г. Жуковский и Раменскому району Управления Росреестра по Московской области было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав.
Решение о приостановлении государственной регистрации было мотивировано наличием в сведениях Единого государственного реестра недвижимости записи о снятии данного земельного участка с кадастрового учета - 16.02.2011 года.
Заявителем было подано заявление об исправлении технической ошибки, а именно - о внесении изменения в раздел Статуса записи об объекте недвижимости с "Объект недвижимости снят с кадастрового учета - 16.02.2011" на "сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные".
На данное обращение заявителям был получен отказ в исправлении технической ошибки, мотивированный тем, что по мнению регистрационного органа данные сведения не являются технической ошибкой.
Помимо указанных заявлений обществом в адрес Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии было направлено обращение об исправлении данных ошибочно внесенных в сведения ЕГРН N ЛМ/09 от 02.06.2022 года, Вх. N 048676/22 от 07.06.2022 года.
На данное обращение Межмуниципальным отделом по г. Жуковский и Раменскому району был направлен ответ, в котором регистрационный орган пояснил, что "сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:23:0040224:13 были внесены в ЕГРН в процессе конвертации данных базы программного комплекса "Единый государственный реестр земель", в котором осуществлялось ведение государственного кадастрового учета в 2006-2011 годы, идентифицировать наличие технических или реестровых ошибок в сведениях ЕГРН не представляется возможным".
Считая решение Управления Росреестра по МО об отказе государственной регистрации незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Далее - АПК РФ) одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ (Далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Далее - Закон о государственной регистрации) Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 33 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно части 4 статьи 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Как установлено материалами дела, ООО "ЛендМаркет" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040224:13, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 35 122 кв. м, расположенный по адресу (местонахождению): Участок находится примерно в 200 м по направлению на юго-восток от ориентира: жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл. Московская, р-н Раменский, сельское поселение Софьинское, д. Верхнее Велино, дом 43.
Данный земельный участок принадлежит ООО "ЛендМаркет" в рамках правопреемства, в связи с реорганизацией в форме присоединения - ООО "Агротекс-импорт", ранее являвшегося собственником данного земельного участка (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10 ноября 2015 года N 50-50/023-50/023/013/2015-137/2), что подтверждается Передаточным актом от 13.02.2022 года и выпиской из ЕГРЮЛ.
Право ООО "Агортекс-импорт" на рассматриваемый участок было зарегистрировано на основании его внесения в качестве вклада АО ПХ "Чулковское" в уставной капитал общества в 2015 году, что подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права от 10.11.2015 года N 50-50/023-50/023/013/2015-137/2, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости.
Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 26.03.2008 года. Границы участка утверждены Постановлением главы Раменского муниципального района Московской области N 4074 от 20.11.2007 года.
Право на вышеуказанный участок было зарегистрировано на ООО "Агротекс-импорт" в установленном законом порядке 10.11.2015 года, не прекращалось и никем не оспаривалось. Каких-либо заявлений, связанных со снятием с кадастрового учета данного земельного участка, как со стороны АО ПХ "Чулковское", так и со стороны ООО "Агротекс-импорт" в адрес Росреестра не направлялось, судебные решения на данный счет также отсутствуют. Фактические границы земельного участка на местности не изменялись, площадь земельного участка свободна, правами иных лиц не обременена.
31 мая 2022 заявитель обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (посредством функционала личного кабинета портала Росреестра) за государственной регистрацией права собственности Истца на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040224:13.
06 июня 2022 года Межмуниципальным отделом по г. Жуковский и Раменскому району Управления Росреестра по Московской области было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав.
Решение о приостановлении государственной регистрации было мотивировано наличием в сведениях Единого государственного реестра недвижимости записи о снятии данного земельного участка с кадастрового учета - 16.02.2011 года.
Заявителем было подано заявление об исправлении технической ошибки, а именно - о внесении изменения в раздел Статуса записи об объекте недвижимости с "Объект недвижимости снят с кадастрового учета - 16.02.2011" на "сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные".
На данное обращение заявителем был получен отказ в исправлении технической ошибки, мотивированный тем, что по мнению регистрационного органа данные сведения не являются технической ошибкой.
Помимо указанных заявлений обществом в адрес Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии было направлено обращение об исправлении данных ошибочно внесенных в сведения ЕГРН N ЛМ/09 от 02.06.2022 года, Вх. N 048676/22 от 07.06.2022 года.
На данное обращение Межмуниципальным отделом по г. Жуковский и Раменскому району был направлен ответ, в котором регистрационный орган пояснил, что "сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:23:0040224:13 были внесены в ЕГРН в процессе конвертации данных базы программного комплекса "Единый государственный реестр земель", в котором осуществлялось ведение государственного кадастрового учета в 2006-2011 годы, идентифицировать наличие технических или реестровых ошибок в сведениях ЕГРН не представляется возможным".
По мнению заявителя, решение регистрационного органа является незаконным, поскольку все документы для государственной регистрации были представлены.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель представил в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации и кадастрового учета.
Согласно сведениям Едином государственном реестре недвижимости, прилагаемым к настоящему исковому заявлению, земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040224:13, согласно координатам характерных точек и по факту находящийся вблизи деревни Верхнее Велино Раменского района Московской области, площадью 35 122 м2 был разделен на 2 земельных участка: участок с КН 50:23:0040224:21 (фактически и согласно схеме и координатам расположенный в другом кадастровом квартале, в д. Васильево Раменского района Московской области, ориентировочно - в 9-10 км от участка истца, площадью 22 8810 +/- 4185 кв. м) и участок с КН 50:23:0040224:22 (фактически и согласно схеме и координатам также расположенный в другом кадастровом квартале, в д. Васильево Раменского района Московской области, ориентировочно - в 9-10 км от участка истца, площадью 247487 +/- 4353 кв. м). Образованные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 23.04.2009 года.
Из информации ЕГРН следует, что земельный участок истца, площадью 35 122 кв. м, образовал 2 новых земельных участка общей площадью 476 297 кв. м (что составляет на 441 175 кв. м больше исходного) и в совершенно ином месте.
Судом первой инстанции установлено, что заявлений о разделе, либо прекращения права собственности на земельный участок заявителя, как заявителем, так и предыдущими собственниками данного земельного участка никогда не подавалось, образованные земельные участки данным лицам никогда не принадлежали.
Из анализа сведений содержащихся в ЕГРН следует, что в, участки с кадастровыми номерами 50:23:0040224:21 и 50:23:0040224:22 были образованы не из земельного участка 50:23:0040224:13, а из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040534:13, площадью 472761 +/- 6016 кв. м, который должен был прекратить свое существование и снят с кадастрового учета.
Местонахождение и площадь участков, на которые был разделен участок заявителя (50:23:0040224:21, 50:23:0040224:22) полностью совпадают с местонахождением и площадью земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040534:13. Квартал 50:23:0040224 образованных участков был указан ошибочно, вместо положенного 50:23:0040534.
Таким образом, земельный участок с КН 50:23:0040224:13 был ошибочно принят за земельный участок с КН 50:23:0040534:13 и перенесен в архивный статус вместо него. Земельный участок с КН 50:23:0040534:13 в настоящий момент, напротив, значится как актуальный, ранее учтенный, хотя по факту его не существует, зарегистрированные права собственности на него отсутствуют и в его границах в настоящий момент расположено 93 земельных участка, уже с верно обозначенным кадастровым кварталом 50:23:0040534. Все 93 земельных участка образованны из состава земельных участков с КН 50:23:0040224:21 и 50:23:0040224:22, прекративших свое существование после раздела.
С учетом положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка является его преобразование и при наличие зарегистрированных прав на него только на основании заявления правообладателя земельного участка, либо решения суда.
Регистрационным органом не представлено доказательств и документов, которые послужили основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка заявителя.
Согласно ст. 61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Следовательно, регистрационный орган обязан был устранить техническую ошибку на основании заявления общества.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства, принимая во внимание мнения участвующих в деле лиц, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованности решения об отказе государственной регистрации, поскольку установлено, что заявителем был представлен полный пакет документов.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Обжалуя решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу, Управление не указывает каких-либо конкретных обстоятельств, по которым он не согласен с обжалуемым решением, а лишь повторно ссылается на те обстоятельства, которые им указаны в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Таким образом, доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.12.2022 года по делу N А41-53433/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-53433/2022
Истец: ООО "ЛЕНДМАРКЕТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: РОСРЕЕСТР