город Томск |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А03-16118/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 г.
В полном объеме постановление изготовлено 17 февраля 2023 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.,
судей: Аюшева Д.Н.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Филимоновой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-424/2023) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края на решение от 07.12.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А03-16118/2022 (судья Захарова Я.В.) по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (656043, Алтайский край, город Барнаул, пр-кт Ленина, д. 7, ОГРН 1132225020377, ИНН 2225145249) к Администрации Каменского района Алтайского края (658700, Алтайский край, Каменский район, город Камень-на-Оби, ул. Пушкина, д. 5, ОГРН 1022200754575, ИНН 2247001530) о взыскании задолженности,
без участия представителей сторон в судебном заседании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Администрации Каменского района Алтайского края (далее - ответчик, администрация) о взыскании 2 387 984 рублей 37 копеек, из них 2 374 450 рублей задолженности по договору на получение угля из резервного запаса N 341/21-ДО от 17.12.2021 (далее - договор) и 13 534 рублей 37 копеек пени за период с 19.03.2022 по 31.03.2022 и с 01.10.2022 года по 06.10.2022.
Решением от 07.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в части. С администрации в пользу министерства взыскано 2 374 450 рублей долга и 12 822 рублей 04 копейки пени.
Истец не согласился с принятым судебным актом и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части неустойки, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В обоснование своих требований апеллянт указывает, что последним днем действия моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), является 30.09.2022.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Определяя пределы рассмотрения настоящего спора, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
На основании части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12) при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует арбитражному суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, следуя положениям части 5 статьи 268 АПК РФ, пункту 27 Постановления N 12, учитывая отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции только в части неудовлетворенных исковых требований.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17.12.2021 года между министерством и администрацией заключен договор, по условиям которого настоящий договор заключается в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства края, связанных с нарушением теплоснабжения населения и объектов социальной сферы по причине недостатка угля (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора, министерство обязуется осуществить отпуск муниципальному образованию угля из резервного запаса Алтайского края через конкурсного поставщика угля для теплоснабжения объектов социальной сферы района в срок до "_"_2022 года в следующих объемах: угольная площадка (ст. Камень-на-Оби) марка угля - ЗБР, количество угля 1 000 тонн, цена угля 2374,45 рублей, стоимость угля 2 374 450 рублей, общая стоимость угля составляет 2 374 450 рублей
В соответствии с пунктом 1.3 договора, поставщик угля осуществляет отпуск угля муниципальному образованию от имени министерства.
Министерство обязано выдать письменное разрешение поставщику на отпуск угля муниципальному образованию с оформлением акта приема-передачи и товарной накладной (пункт 2.1 договора).
Из пункта 3.1. договора следует, что муниципальное образование производит оплату угля путем перечисления не позднее трех месяцев со дня подписания акта приема-передачи денежных средств в доход краевого бюджета.
Пунктом 4.1 договора установлено, что в случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты полученного угля министерство вправе взыскать с муниципального образования пеню в размере 0,03% от неоплаченной суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за установленным сроком оплаты.
Из пункта 4.2 договора следует, что меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем договоре, определяются в соответствии с нормами действующего законодательства.
Во исполнение условий договора истец передал ответчику уголь на общую сумму 2 374 450 рублей что подтверждается накладной на отпуск материалов на сторону N 69 от 17.12.2021, а также актом о приеме-передаче бурого угля N 69 от 17.12.2021, а также распоряжением на отгрузку N 29-02/П/14200 от 17.12.2021.
Однако, в нарушение принятых обязательств ответчиком до настоящего времени оплата полученного угля произведена не была, в результате ненадлежащего и несвоевременного выполнения своих обязательств, у ответчика перед истцом образовалась задолженность по договору в размере 2 374 450 рублей.
Истец претензией от 25.08.2022 года N 29-01/П/10339 потребовал от ответчика в течение 10 дней со дня получения настоящей претензии оплатить сумму задолженности по договору и пени, в случае полного или частичного отказа в удовлетворении настоящей претензии Министерство будет вынуждено обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате поставленного товара и требований, изложенных в претензии, послужило основанием для подачи настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о неверно произведенном истцом расчете неустойки и произвел ее перерасчет за период с 19.03.2022 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 06.10.2022, учитывая положения Постановления N 497.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате товара истец на основании пунктов 4.1. договоров начислил неустойку за период за период с 19.03.2022 по 31.03.2022, с 01.10.2022 по 06.10.2022 в сумме 13 534 рубля 37 копеек.
Расчет судом апелляционной инстанцией проверен и признан неверным.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В подпункте 2 пункта 3 статьи 9.1. Закона о банкротстве указано, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Закона.
Абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве предусмотрено прекращение начисления неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Последствия введения моратория установлены статьей 9.1 Закона о банкротстве, порядок применения которой разъяснен в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44).
В пункте 7 Постановления N 44 разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Постановлением N 497 предусмотрено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на период с 01.04.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 497 настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Постановление Правительства N 497 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 01.04.2022.
С учетом положений статьи 192 ГК РФ срок действия мораторий является действующим до 01.10.2022 (включительно).
Соответственно начальной датой для взыскания "открытых" процентов будет следующий день, за днем окончания действия моратория
Поскольку основание для начисления неустойки возникло ранее 02.10.2022, ее подлежит исчислять именно с 02.10.2022, что и было учтено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16118/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16118/2022
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края
Ответчик: Администрация Каменского района АК