г. Москва |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А41-65279/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ломовской Д.А.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ФГБУ "Комфортная среда" (ОГРН: 1207700422907, ИНН: 7736331124)- Сомова Ю.А., представитель по доверенности от 20.01.2023;
от Министерства экологии и природопользования Московской области (ОГРН: 1025002042009, ИНН: 5018061444)- Юнусова Л.А., представитель по доверенности от 12.12.2022 г.08.2022;
рассмотрев апелляционную жалобу ФГБУ "Комфортная среда" (ОГРН: 1207700422907, ИНН: 7736331124) на решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2022 года по делу N А41-65279/22
по заявлению ФГБУ "Комфортная среда" к Министерству экологии и природопользования Московской области о признании недействительным решения,.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Комфортная среда" (далее - ФГБУ "Комфортная среда") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство) с требованиями: 1.Признать незаконным решение заместителя министра экологии и природопользования Московской области Тюрина А.В. от 26.05.2022 об отказе в предоставлении федеральному государственному бюджетному учреждению "Комфортная среда" государственной услуги в части прекращения (досрочного прекращения) права пользования участком недр местного значения и снятии с государственного учета лицензии на пользование недрами от 14.01.2013 г. серия МСК номер 04358, вид лицензии ВЭ.
2.Обязать Министерство экологии и природопользования Московской области в установленном порядке предоставить федеральному государственному бюджетному учреждению "Комфортная среда" государственную услугу по прекращению (досрочному прекращению) права пользования участком недр местного значения и снятии с государственного учета лицензии на пользование недрами от 14.01.2013 г. серия МСК номер 04358, вид лицензии ВЭ.
3.Взыскать с Министерства экологии и природопользования Московской области (ОГРН 1025002042009, ИНН 5018061444) в пользу федерального государственного бюджетного учреждения "Комфортная среда" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей..
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2022 года по делу N А41-65279/22 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 125-126).
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУ "Комфортная среда" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Федеральному государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук" (далее - ФГУП "ЖКУ РАН") выдана лицензия от 14.01.2013 г. серия МСК номер 04358 вид лицензии ВЭ на осуществление добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения детского оздоровительного лагеря "Поречье".
ФГУП "ЖКУ РАН" реорганизовано в форме преобразования в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук" (ФГБУ "ЖКУ РАН") на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 г. N 3249-р.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве 10.11.2020 г. внесена запись о прекращении юридического лица ФГУП "ЖКУ РАН" (ОГРН 1027739686150) путем реорганизации в форме преобразования в ФГБУ "ЖКУ РАН" (ОГРН 1207700422907).
На основании приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 15.03.2021 г. N 175 Федеральное государственное бюджетное учреждение "ЖКУ РАН" переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Комфортная среда" (ФГБУ "Комфортная среда"), о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве 31.03.2021 г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
30.04.2019 г. ФГУП "ЖКУ РАН" передало объект ДОЛ "Поречье", в том числе артскважину, 1978 года выпуска, инвентарный номер 00002014, реестровый номер (РФИ) в 23770351324 в оперативное управление Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии" на основании распоряжения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05.04.2019 N 93-р "О закреплении на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии федерального имущества" и акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук" от 30.04.2019 г.
В связи с изложенным, ФГБУ "Комфортная среда" обратилось в адрес Министерства экологии и природопользования Московской области с заявлением о необходимости прекращения (досрочного прекращения) права пользования участком недр местного значения
Министерством экологии и природопользования Московской области вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление права пользования участками недр местного значения и оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами для геологического изучения недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового снабжения или технического водоснабжения
адоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ" от 26.05.2022. В качестве основания для отказа в соответствии с административным регламентом указано на несоответствие документов, указанных в подразделе 10 и 26 настоящего Административного регламента по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего административного регламента.
В разъяснении причин отказа в предоставлении государственной услуги указано, что в материалах заявки представлен отчет, в котором не указаны все пункты выполнения условий, что не удовлетворяет требованиям административного регламента; к заявлению приложен документ, в котором не содержится даты досрочного прекращения, а также ее обоснования.
Считая, что указанный отказ не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ФГБУ "Комфортная среда" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, указал, что оспариваемое решение права и законные интересы заявителя не нарушает.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе истец указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 названного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента N 510-РМ, Административный регламент порядок предоставления Государственной услуги и стандарт предоставления Государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению Государственной услуги, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области, формы контроля за предоставлением Государственной услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, МФЦ, работников МФЦ.
Административный регламент N 510-РМ не признан недействительным либо противоречащим закону и требования о представлении соответствующих документов установлены во исполнение положений Закона о недрах о рациональном использовании и охране недр.
Пунктом 10 Административного регламента N 510-РМ определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязательных для предоставления.
В соответствии с пунктом 10.3 Административного регламента N 510-РМ список документов, обязательных для представления заявителем, в зависимости от оснований для обращения перечислен в Приложении 26 к Административному регламенту N 510-РМ.
Согласно пункту 10.4 Административного регламента N 510-РМ описание документов, необходимых для представления Государственной услуги, приведено в Приложении 27 к Административному регламенту N 510-РМ.
В соответствии с требованиями Приложения 26, 27 к Административному регламенту N 510-РМ отчет о выполнении условий пользования недрами должен быть составлен по состоянию на дату подачи заявления, должен содержать ссылки на все пункты условий пользования недрами и сведения об их исполнении по состоянию на дату подачи заявления, с указанием наименований и реквизитов документов, подтверждающих выполнение пунктов.
В рассматриваемом случае, судом установлено, что при заполнении заявления о досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения и снятии с государственного учета лицензии на пользование недрами, заявителем не указана дата с какого момента подлежит прекращению право пользования участком недр местного значения.
Заявитель обратился в адрес министерства не по форме запроса о предоставлении государственной услуги, указанной в приложении N 17 административного регламента, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 31.05.2021 г. N 510-РМ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Поскольку отказ является законным, не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя об обязании заинтересованного лица предоставить федеральному государственному бюджетному учреждению "Комфортная среда" государственную услугу по прекращению (досрочному прекращению) права пользования участком недр местного значения и снятии с государственного учета лицензии на пользование недрами от 14.01.2013 г. серия МСК номер 04358, вид лицензии ВЭ.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2022 года по делу N А41-65279/22, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65279/2022
Истец: ФГБУ "Комфортная среда"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ