г. Челябинск |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А07-35523/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Камаева А.Х., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюмеевым Э.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Башнефтегеофизика" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.12.2023 по делу N А07-35523/2022.
Акционерное общество "Башнефтегеофизика" (далее - заявитель, АО "Башнефтегеофизика") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставление земельного участка с условным номером земельного участка 02:55:020705:ЗУ1, об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером земельного участка 02:55:020705:ЗУ1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Главное управление Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа (далее - третье лицо, Главное управление архитектуры).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.12.2023 (резолютивная часть оглашена 27.11.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе АО "Башнефтегеофизика" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что на момент подачи заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, проект планировки и межевания территории общего пользования, ограниченный улицами проспекта Салавата Юлаева, улиц Адмирала Макарова, Интернациональная, Восточного обхода города Уфа, улицы Сельской Богородской в Кировском, Советском, Октябрьском, Орджоникидзевском и Калининском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан N 1450 от 18.10.2017 (далее - проект планировки и межевания от 18.10.2017), не действовал. Согласно части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции 27.06.2019) проект планировки территории не действует в части определения границ зон планируемых к размещению объектов, если в течении трех лет со дня утверждения не принято решение об изъятии земельных участков. Постановление Администрации города Уфы от 05.12.2022 N 2043, которым утвержден проект планировки и межевания, принято после подачи заявления истцом, а потому проект планировки не мог быть применен судом к спорным правоотношениям.
Нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий также не препятствует последующему образованию земельного участка для его предоставления в аренду для целей размещения стоянки и хранения автотранспорта АО "Башнефтегеофизика" (код 15.6.4). Такие цели соответствуют виду разрешенного использования земельного участка, установленному пунктом 15.6.4 таблицы N 1 статьи 44 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7/4 от 22.08.2008 (далее - Правила землепользования и застройки N 7/4 от 22.08.2008). Данными правилами определено, что парковкой является специально обозначенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части, тротуару и иных объектов улично-дорожной сети. Названное свидетельствует о допустимости установления автомобильной стоянки в границах красных линий и образования испрашиваемого заявителем земельного участка с условным номером земельного участка 02:55:020705:ЗУ1 площадью 859 кв.м.
Кроме того, ответчик ошибочно связывает невозможность образования земельного участка с наличием утвержденного проекта планировки территории. Нормой подп. 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет утверждения схемы расположения только в связи с ее несоответствием документации о планировки территории.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.06.2022 АО "Башнефтегеофизика" подало в Управление по городу Уфе и Уфимскому району Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с приложенной к нему схемой расположения земельного участка с условным номером земельного участка 02:55:020705:ЗУ1 (л.д. 15).
Главным управлением архитектуры в письме от 12.12.2022 N 7-14826/1 IP сообщено, что по представленным координатам земельный участок с условным номером 02:55:020705:ЗУ 1 расположен на территории общего пользования в границах красных линий, установленных в составе проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами 50 лет СССР, Ростовской, Рязанской и Луганской в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.12.2022 N 2043.
Кроме того, Главным управлением архитектуры, сообщено следующее:
1) Земельный участок с кадастровым номером расположен на территории общего пользования в границах красных линий улицы Луганская.
2) Красные линии устанавливаются для ограничения территории общего пользования.
3) Ограничений по СанПиН не имеется. Земельный участок в границах водоохранных зон, на пересечении территориальных зон, в границах городских лесов - не находится.
4) Проект планировки и Проект межевания территории общего пользования проспекта Салавата Юлаева, улиц Адмирала Макарова, Интернациональной, Восточного обхода города Уфа, улицы Сельской Богородской в Кировском, Советском, Октябрьском, Орджоникидзевском и Калининском районах ГО г. Уфа РБ, утверждены постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ от 18.10.2017 г. N 1450. На запрашиваемой территории предусмотрено строительство автомобильной дороги.
5) Сведениями о сроках реализации проекта Главархитектура г. Уфы не располагает.
6) В части территории общего пользования действие градостроительного регламента не распространяется.
15.08.2022 Управление по городу Уфе и Уфимскому району Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан уведомило заявителя о принятии решения об отказе в предоставление земельного участка на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15. Земельного кодекса Российской Федерации, по причине несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории (л.д. 17).
Полагая, что такой отказ издан в отсутствие препятствий для утверждения схемы расположения образуемого земельного участка, поскольку проект планировки и межевания утв. Постановлением N 1450 от 18.10.2017 действует три года и прекратил свое действие на момент подачи заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории, в отношении которого постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 1450 от 18.10.2017 утвержден проект планировки и проект межевания территории общего пользования, ограниченный улицами проспекта Салавата Юлаева, улиц Адмирала Макарова, Интернациональная, Восточного обхода города Уфа, улицы Сельской Богородской в Кировском, Советском, Октябрьском, Орджоникидзевском и Калининском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В силу части 2 статьи 11.3 и части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, указанное влечет образование земельного участка на основании проекта межевания территории и исключает утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок, согласно приложенной схеме, частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий. В этой связи, разрешенное использование всего земельного участка (с учетом красных линий) не соответствует целям использования земельного участка указанным АО "Башнефтегеофизика" в заявлении о предоставлении ему в аренду участка.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации к основаниям для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка относит: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи, когда образование земельных участков допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. К ним отнесены образование земельного участка из земельного участка, предоставленного для комплексного развития территории; из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (за исключением перечисленных в названном пункте случаев); для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, за исключением линейных объектов, для строительства, реконструкции которых не требуется подготовка документации по планировке территории; из земельного участка, предоставленного для строительства индивидуальных жилых домов с привлечением средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; из земельного участка, предоставленного для размещения гаражей в границах территории гаражного назначения.
Имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства не позволяют сделать вывод о том, образование спорного земельного участка относится к перечисленным в пункте 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации случаям. В этой связи судебная коллегия соглашается с доводом подателя апелляционной жалобы о том, что наличие утвержденного проекта планировки территории само по себе не влечет невозможность образования земельного участка.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что испрашиваемый обществом земельный участок не может быть образован по причине частичного расположения в границах красных линий.
Как указано в пункте 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
На основании пункта 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Как указано в части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления зон планируемого размещения объектов капитального строительства, видами документации по планировке территории являются проект планировки, проект межевания.
Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, или границы территорий, занятых линейными объектами или предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний (части 1, 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки и межевания территории общего пользования проспекта Салавата Юлаева, улиц Адмирала Макарова, Интернациональной, Восточного обхода города Уфа, улицы Сельской Богородской в Кировском, Советском, Октябрьском, Орджоникидзевском и Калининском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержден постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.10.2017 N 1450. По сообщению Главного управления архитектуры, на запрашиваемой территории предусмотрено строительство автомобильной дороги.
Ссылки подателя апелляционной жалобы, что названное постановление утратило юридическую силу, так как согласно части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( в редакции 27.06.2019) проект планировки территории не действует в части определения границ зон планируемых к размещению объектов, если в течении трех лет со дня утверждения не принято решение об изъятии земельных участков, подлежат отклонению.
Согласно пункту 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент утверждения проекта планировки и межевания от 18.10.2017) решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Данное положение соотносится с частью 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой (в редакции на момент утверждения проекта планировки и межевания от 18.10.2017) проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Из анализа приведенных норм следует, что их направленностью является правовое регулирование изъятия земельных участков и установление срока, в течение которого может быть принято решение об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Спорный вопрос по настоящему делу с изъятием земельных участков не связан, в силу чего установление вышеназванным постановлением красных линий не утратило своего значения.
Кроме того, на дату рассмотрения дела судом первом инстанции подтверждено частичное совпадение границ испрашиваемого обществом земельного участка с условным номером 02:55:020705:ЗУ 1 с территорией общего пользования в границах красных линий, установленных в составе проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами 50 лет СССР, Ростовской, Рязанской и Луганской в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утвержденных постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.12.2022 N 2043.
Исходя из положений пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Аналогичным образом определена процедура предоставления земельного участка по результатам аукциона (пункт 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Направленность действий на формирование земельного участка в целях получение его в аренду выражена АО "Башнефтегеофизика" в заявлении об образовании земельного участка.
Таким образом, удовлетворение требований заявителя находится в зависимости от допустимости приобретения обществом права аренды на такой участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
О наличии оснований предоставления земельного участка без проведения торгов АО "Башнефтегеофизика" не заявлено.
Между тем, в соответствии с подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Ссылка апеллянта на то, что нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий также не препятствует последующему образованию земельного участка для его предоставления в аренду для целей размещения стоянки и хранения автотранспорта АО "Башнефтегеофизика" ошибочно. Приведенное в Правилах землепользования и застройки N 7/4 от 22.08.2008 определение парковки, как специально обозначенного и оборудованного места, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части, тротуару и иных объектов улично-дорожной сети не может быть истолкована как допускающая выделение земельного участка, находящийся в границах земель общего пользования и предоставление в пользование конкретному лицу, что следует из смысла положений подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Соответственно, целесообразность осуществления уполномоченным органом действий по подготовке схемы земельного участка с условным номером земельного участка 02:55:020705:ЗУ1 площадью 859 кв.м. отсутствует, поскольку при ее разработке должны учитываться требования законодательства, связанные с указанными заявителем целями использования земельного участка (пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации)
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не нарушает требования действующего земельного законодательства и законные интересы заявителя, что исключает удовлетворение заявленных им требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.12.2023 по делу N А07-35523/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Башнефтегеофизика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
А.Х. Камаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-35523/2022
Истец: АО "БАШНЕФТЕГЕОФИЗИКА"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УФЫ