г. Хабаровск |
|
17 февраля 2023 г. |
А16-1125/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "УК Стройразвитие": Волошкин В.И. по доверенности от 01.01.2023;
от государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области; общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гарант-Сервис": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Стройразвитие"
на решение от 07.12.2022
по делу N А16-1125/2022
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Стройразвитие"
к государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Стройразвитие" (далее - заявитель, общество, ООО "УК Стройразвитие") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным решения государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области (далее - инспекция, ГЖИ) от 28.04.2022 N 258 о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Еврейской автономной области, об обязании ответчика повторно рассмотреть заявление ООО Управляющая компания "Гарант-Сервис".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гарант-Сервис" (далее - ООО УК "Гарант-Сервис").
Решением суда от 07.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "УК Стройразвитие" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что ГЖИ не соблюдена процедура внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, установленная Порядком N 938/пр, также допущены грубые нарушения Федерального закона N 294-ФЗ. Просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "УК Стройразвитие" на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Возражений на жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя общества, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "УК Стройразвитие" на основании договора управления от 23.04.2019 N 1/24 осуществляло управление многоквартирным жилым домом N 24 по ул. Вокзальной в п. Приамурском Смидовичского района Еврейской автономной области.
Собственниками помещений названного МКД приняты решения о расторжении договора управления с ООО "УК Стройразвитие", и заключении договора управления с ООО УК "Гарант-Сервис".
Указанные решения оформлены протоколом от 18.03.2022 N 1/2022 и доведены до сведения ООО "УК Стройразвитие" 23.03.2022 путем направления уведомления о расторжении договора управления, а также копии решения собственников с приложениями.
22.03.2022 между собственниками МКД и ООО УК "Гарант-Сервис" заключен договор управления N 2/24.
25.03.2022 ООО УК "Гарант-Сервис" разместило в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) заявку о включении сведений о доме N 24 в реестр лицензий субъекта РФ и подало в ГЖИ уведомление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Еврейской автономной области (далее - Реестр), приложив копию договора управления, оригинал протокола собрания собственников дома N 24 от 18.03.2022 N 1/2022, копию уведомления ООО "УК Стройразвитие" о принятом собственниками решения о смене управляющей компании.
По результатам проверки представленных документов на основании подпункта "в" пункта 7, подпункта "в" пункта 10, пункта 16 Порядка N 938/пр в связи с отсутствием заявления ООО "УК Стройразвитие" о прекращении, расторжении договора управления домом N 24, ГЖИ приняла решение от 08.04.2022 N 244 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в Реестр до 29.04.2022.
08.04.2022 ООО "УК Стройразвитие" по электронной почте направлено информационное письмо о поступлении в ГЖИ заявления ООО УК "Гарант-Сервис" о внесении изменений в Реестр относительно дома N 24 и оригинала протокола общего собрания собственников названного дома, указано на необходимость направления в адрес ГЖИ заявления о внесении изменений в Реестр, а также о необходимости размещения в ГИС ЖКХ заявки на исключение спорного МКД из перечня домов, находящихся в управлении ООО "УК Стройразвитие".
Аналогичное требование изложено в письме инспекции от 19.04.2022 N 964/22. Помимо этого в названном письме ГЖИ отказала ООО "УК Стройразвитие" в проведении внеплановой документарной проверки в связи с поступлением заявления от ООО УК "Гарант-Сервис", предложив ознакомиться с оригиналом протокола собрания собственников и приложений к нему.
По итогам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов ГЖИ установлено соответствие данного заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка N 938/пр, о чем составлено заключение от 28.04.2022.
Установленные обстоятельства послужили поводом для принятия инспекцией решения от 28.04.2022 N 258 о внесении изменений в реестр лицензий, в частности об исключении сведений об управлении МКД N 24 по ул. Вокзальной в пос.Приамурский, ЕАО ООО "УК Стройразвитие" и о включении сведений об управлении поименованного дома ООО УК "Гарант-Сервис" с 01.05.2022.
Не согласившись с указанным решением, ООО "УК Стройразвитие" обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (статьи 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
При этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, что установлено пунктом 9 статьи 161 ЖК РФ.
В силу пункта 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пункт 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором (статья 450 Кодекса).
Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменения способа управления данным домом.
Частью 1 статьи 192 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 указанной статьи реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельности по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены в статье 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 указанной статьи в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации. Эти сведения лицензиат также обязан направить в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 198 ЖК РФ).
Таким образом, возникновение у лицензиата права осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом обусловлено обязательным выполнением требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), которым определены условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр.
Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате и представленных документов (пункты 2, 3 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям 2 и 3 Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении; отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре; отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Кодекса.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Если в орган государственного жилищного надзора поступило заявление о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Порядка N 938/пр принимается решение о приостановлении рассмотрения заявления.
При приостановлении рассмотрения заявления по данному основанию орган государственного жилищного надзора проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр (подпункт "в" пункта 15 Порядка N 938/пр).
Как следует из пункта 17 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 Порядка N 938/пр, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение.
Из материалов дела следует, что 18.03.2022 собственниками помещений многоквартирного дома N 24 по ул. Вокзальной в п. Приамурском, было проведено общее собрание в очно-заочной форме, с повесткой (пункт 3, 5) о расторжении договора управления МКД с ООО "УК Стройразвитие" и заключением договора управления с вновь избранной управляющей компанией ООО УК "Гарант-Сервис".
В ГЖИ в отношении спорного дома поступили сведения от вновь избранной управляющей организации, обратившейся с заявлением о внесении изменений в Реестр о включении сведений об управлении МКД с приложением решения собрания собственников помещений многоквартирного дома, изложенного в протоколе от 18.03.2022.
При этом, лицензиат, в отношении которого собственниками было принято решение о расторжении с ним договора управления (ООО "УК Стройсервис"), извещенный 23.03.2022 об указанном решении, в порядке части 2 статьи 198 ЖК РФ сведения об этом в ГЖИ не направил.
Решением от 08.04.2022 N 244 инспекция приостановила рассмотрение заявления в связи с непредставлением ООО "УК Стройсервис" сведений о расторжении с ним договора управления многоквартирным домом и необходимостью проведения соответствующей проверки, в адрес последнего направлено письмо с предложением предоставить заявление об исключении дома N 24 из реестра лицензий и разместить в ГИС ЖКХ соответствующую заявку (аналогичное предложение содержится в письме инспекции от 19.04.2022).
Какая либо информация, пояснения от ООО "УК Стройразвитие" в адрес ГЖИ не поступила.
В свою очередь, ГЖИ, проверив представленный ООО УК "Гарант-Сервис" протокол общего собрания собственников МКД от 18.03.2022 на соответствие подпункту "е" пункта 5 Порядка N 938/пр признаков его ничтожности выявлено не было.
Из материалов дела не усматривается и сторонами не заявлено, что вышеуказанный протокол общего собрания от 18.03.2022 оспорен либо оспаривается в судебном порядке применительно к положениям статьи 181.4 ГК РФ или является ничтожным по основаниям, изложенным в статье 181.5 ГК РФ.
Таким образом, принимая во внимание, что решение принято собственниками при наличии кворума, у ГЖИ отсутствовали правовые основания усомниться в реальности волеизъявления граждан, направленного на заключение соответствующего договора управления с ООО УК "Гарант-Сервис".
Поскольку договор управления с ООО "УК Стройсервис" в установленном законом порядке расторгнут собственниками, которые решили заключить договор управления с иной управляющей организацией, что подтверждалось представленными ООО УК "Гарант-Сервис" документами, а от прежней управляющей организации не поступило никакой информации, ГЖИ правомерно внесла изменения в реестр лицензий в соответствии с имеющимися у нее полномочиями, приняв решение от 28.04.2022 N 258.
Доводы заявителя жалобы о том, что инспекция в нарушение части 3 статьи 198 ЖК РФ допустила внесение изменений в реестр лицензии без проведения проверки со ссылкой на Федеральный закон N 294-ФЗ, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку инспекция рассматривала заявление лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий и проверяла представленные документы, в соответствии с Порядком, которым определены условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий.
Также обоснованно отклонен судом первой инстанции довод ООО "УК Стройразвитие" о принятии оспариваемого решения ранее истечения срока приостановления рассмотрения заявления, поскольку доказательства, свидетельствующие о представлении ООО "УК Стройразвитие" 28 или 29 апреля 2022 года в ГЖИ письменных пояснений об отказе исключить спорный МКД из перечня управляемых заявителем домов либо иных документов по рассматриваемому вопросу не представило. При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что ООО "УК Стройразвитие" с 23.03.2022 располагало информацией о принятых собственниками решениях, однако ни заявление об исключении МКД из перечня управляемых им домов, ни письменные пояснения об отказе исключить дом из реестра, в инспекцию не представило, что повлекло затягивание реализации принятого собственниками решения.
Таким образом, установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности решения ГЖИ от 28.04.2022 N 258.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения и не опровергают выводы суда первой инстанции, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены/изменения обжалуемого судебного акта, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены/изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 07.12.2022 по делу N А16-1125/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК Стройразвитие" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1125/2022
Истец: ООО "УК Стройразвитие"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Еврейской автономной области
Третье лицо: ООО УК "Гарант-Сервис"