г. Владимир |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А43-29996/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.04.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тепловодоканал" (ИНН5248016372, ОГРН1055201682780) и Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.02.2024 по делу N А43-29996/2023, принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Тепловодоканал" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 24.08.2023 N515-15-223/2023.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) в отношении муниципального унитарного предприятия "Тепловодоканал" (далее по тексту - Предприятие) проведена внеплановая документарная проверка, с целью установления фактов, изложенных в обращении собственника помещения N ** в многоквартирном доме N 56 по ул. Пушкина г. Заволжье Нижегородской области о неправомерном начислении размеры платы за коммунальную услугу по отоплению.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 24.08.2023 N 515-15-223/2023 и выдано предписание от 24.08.2023 N515-15-223/2023, которым на Предприятие возложена обязанность в срок до 24.10.2023 устранить выявленное нарушение, произвести перерасчет ежегодной корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению по итогам 2021 года собственникам помещений многоквартирном доме N56 по ул. Пушкина г. Заволжья Городецкого муниципального округа Нижегородской области.
Не согласившись с указанным предписанием, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечена Бирюкова Ольга Валентиновна.
Решением от 16.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие указывает, что Инспекция при вынесении предписания не учла, что в декабре 2021 года ОДПУ в многоквартирном доме N 56 был введен в эксплуатацию и его показания использовались для расчетов за услугу, в связи с чем заявление Инспекции о том, что на протяжении 2021 года для расчетов использовался исключительно норматив потребления не соответствует действительности.
Инспекция в апелляционной жалобе ссылается на несоблюдение Предприятием досудебного порядка обжалования предписания. По мнению Инспекции, заявление Предприятия об оспаривании предписания подлежало оставлению без рассмотрения.
Бирюкова О.В. в отзыве на апелляционную жалобу Предприятия считает решение суда законным и обоснованным, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в её отсутствие.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно Положению о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885, Инспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор), в том числе региональный государственный лицензионный контроль.
На основании статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к Правилам N 354, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
На основании пункта 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно абзацу 3 пункта 42(1) Правил N 354 установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к Правилам N354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3, при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4):
Pi = Pkpi - Pnpi,
где:
Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, согласно пункту 42(1) Правил N 354 при оплате отопления в течение календарного года:
* расчет платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год;
* по истечении календарного года в I квартале следующего года производится корректировка платы за отопление исходя из фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, что Предприятие является исполнителем коммунальной услуги по отоплению в указанном многоквартирном доме.
Из предоставленных документов видно, что многоквартирный дом N 56 по ул. Пушкина г. Заволжья Нижегородской области оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию, однако прибор учета в 2021 году находился в неисправном состоянии за исключением периода с 09.12.2021 по 31.12.2021.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что в течение 2021 года начисление платы за отопление жителям многоквартирного дома N 56 по ул. Пушкина г. Заволжья Нижегородской области производилось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий отопительный период в размере 0,014 Гкал/м2.
Также установлено, что за период с 01.01.2021 по 08.12.2021 включительно, показания коллективного (общедомового) прибора учета в указанном выше многоквартирном доме отсутствовали.
Вместе с тем в январе 2022 года Предприятие произвело жителям указанного многоквартирного корректировку размера платы за коммунальную услугу за отоплению следующим образом: с 01.01.2021 по 08.12.2021 исходя из норматива потребления, а с 09.12.2021 по 31.12.2021 исходя из фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, что противоречит пункту 42(1) Правил N 354.
Следовательно, Предприятие в качестве фактического объема потребления тепловой энергии приняло объем, скорректированный до норматива потребления - 0,020 Гкал/м2.
Произведение корректировки указанным выше способом, а именно в отсутствие показаний коллективного (общедомового) прибора учета, противоречит положениям пункта 3(2-1) Приложения N 2 к Правилам N 354.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у Инспекции имелись законные основания для выдачи оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание является исполнимым, содержит сведения о выявленных нарушениях и действиях, которые нужно выполнить для устранения нарушений жилищного законодательства.
Нарушений прав и законных интересов Предприятия оспариваемым предписанием судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Довод Инспекции о несоблюдении Предприятием досудебного урегулировании спора отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Целями досудебного порядка являются возможность урегулировать спор без задействования суда, а также предотвращение излишних судебных споров и судебных расходов.
Согласно материалам дела, требования Предприятия Инспекцией не признавались, Инспекция против заявления возражала, на протяжении всего рассмотрения дела стороны намерений закончить дело миром не высказывали, в связи с чем спор разрешен судом на основании исследования и оценки доказательств.
При таких обстоятельствах оставление судом искового заявления без рассмотрения в целях лишь формального соблюдения процедуры досудебного порядка урегулирования спора противоречит смыслу и целям этого порядка.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
При этом излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.02.2024 по делу N А43-29996/2023 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Тепловодоканал" и Государственной жилищной инспекции Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Тепловодоканал" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 13.03.2024 N 763.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29996/2023
Истец: МУП "Тепловодоканал" г. Заволжья
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Бирюкова Ольга Валентиновна