г. Самара |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А65-20379/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хоробровым И.Д.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2023 года в зале N 1 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2022 года по делу N А65-20379/2022 (судья Холмецкая Е.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Айшинская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1021606756676, ИНН 1620005201) о взыскании 97 010 руб. 39 коп. по типовому контракту на оказание услуг по обращению с ТКО N 1620005201/1, в том числе 79 510 руб. 44 коп. - основной долг за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, 17 499 руб. 95 коп. - неустойка, начисленная за период с 12.01.2021 по 31.03.2022, а также неустойка, подлежащая начислению с 02.10.2022 по день исполнения обязательства, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день оплаты долга, за каждый день просрочки исполнения обязательства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - истец), обратилось к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Айшинская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (далее - ответчик), о взыскании 97 010 руб. 39 коп. по типовому контракту на оказание услуг по обращению с ТКО N 1620005201/1, в том числе 79 510 руб. 44 коп. -основной долг за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, 17 499 руб. 95 коп. - неустойка, начисленная за период с 12.01.2021 по 31.03.2022, а также неустойка, подлежащая начислению с 02.10.2022 по день исполнения обязательства, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день оплаты долга, за каждый день просрочки исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2022 года иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 80 841 (Восемьдесят тысяч восемьсот сорок один) руб. 99 коп., в том числе 66 258 руб. 70 коп. - основной долг за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, 14 583 руб. 29 коп. - неустойка, начисленная за период с12.01.2021 по 31.03.2022, а также неустойка, подлежащая начислению с 02.10.2022 по день исполнения обязательства, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования (9,5 %), от суммы задолженности за каждый день просрочки, а также 2 534 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2022 года по делу N А65-20379/2022, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку расчет задолженности Истца перед Ответчиком по оплате услуг по обращению с ТКО с использованием тарифа, увеличенного на сумму НДС, соответствует закону и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ N 72.
Кроме того, заявитель полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечение в качестве третьего лица к участию в деле Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
13.01.2023 от истца поступили дополнения к апелляционной жалобе, согласно которым Региональным оператором применяется общая система налогообложения, без учета освобождения услуги по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором ООО "УК "ПЖКХ" от обложения НДС в соответствии с подпунктом 36 п. 2 ст.149 НК РФ, что подтверждается апелляционным определением Четвертого апелляционного суда по делу N За-476/2022.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (протокол N 270818/2342676/03 от 25.09.2018).
Из искового заявления следует, что истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в сумме 79 510 руб. 44 коп.
Поскольку ответчиком обязательство по оплате услуг не исполнено, истец направил ответчику претензию N 4114 от 13.05.2022 с требованием оплаты долга.
Требования изложенные в претензии ответчиком не удовлетворены.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам конкурсного отбора, проведенному Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" признано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (Протокол N 270818/2342676/03 от 25.09.2018).
Таким образом, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, в которую, в том числе, включен и городской округ г. Казань.
Из положений ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, а также Постановления N 1156 следует, что правоотношения между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона. Действующее законодательство возлагает на всех потребителей (отходообразователей) обязанность производить оплату услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В зоне своей деятельности региональный оператор обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями в соответствии с типовой формой Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства N 1156 (далее - Правила N 1156) регламентирован порядок заключения договора с региональным оператором.
Пунктами 8 (11) и 8 (12) Постановления N 1156 от 12.11.2016 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Иначе договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Постановления N 1156 от 12.11.2016.
Согласно полученного от Исполнительного комитета Зеленодольского Муниципального района Республики Татарстан письма о расчетных единицах ответчика на заключение договора, истцом подготовлен проект контракта N 1620005201/1 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ИКЗ и направлен ответчику через субоператора - ООО "ЭкоситиПб".
Направленный региональным оператором в адрес ответчика договор не подписан, возражения не направлены.
При этом отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует истцу оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ где установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Таким образом, вышеуказанный договор N 1620005201/1 считается заключенным на условиях, предусмотренных формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Стоимость услуг определена истцом расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, и является единственным возможным способом расчета стоимости оказываемых услуг по типовому договору.
Факт оказания услуг, способ определения их стоимости, ответчиком не оспорен. Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из неправомерности включения в стоимость услуги налога на добавленную стоимость (НДС).
Апелляционный суд признает выводы суда правильными и отклоняет доводы жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020 - 2022 годы" для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО.
На 2020 год тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет: за первое полугодие 2020 года - 365 руб. 86 коп/куб. м; за второе полугодие 2020 года - 380 руб. 50 коп/куб. м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции Федерального закона N 211 -ФЗ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211 -ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО устанавливается статьей 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно пункту 3 которой в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, исход из буквального толкования приведенных выше норм права, регулируемый вид деятельности в области обращения с ТКО осуществляется по ценам, которые не могут превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Как следует из Постановления N 11-55/тко, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан установлен на 2020-2022 годы, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены уполномоченным органом без НДС, и оказываемые истцом услуги освобождены от обложения данным налогом, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Кроме того, пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Принимая во внимание недоказанность истцом имеющих для дела обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости произвести расчет стоимости оказанных услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители".
Согласно произведенному судом расчету с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО по следующему тарифу: в размере 365 руб. 86 коп/куб. м за первое полугодие, 380 руб. 50 коп/куб. м за второе полугодие. Всего за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, по расчету суда долг составляет 66 258 руб. 70 коп.
В связи с частичным удовлетворением требования истца о взыскании задолженности требование о взыскания неустойки также удовлетворено судом частично.
Расчет неустойки произведен судом соответственно исходя из указанных сумм долга, с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474, и является правильным.
Доводы истца со ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных 6 А65-16176/2022 с расчетами за коммунальные ресурсы", отклоняется, поскольку сделана без учета льготного налогового статуса ответчика, освобожденного от уплаты НДС.
В соответствии с пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Истец не представил в материалы дела доказательства подачи в установленные сроки соответствующего уведомления.
Между тем, в силу статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно истец обязан доказать право получения платы за оказанные услуги в указанном им размере.
Кроме того, реализация права на отказ от освобождения от налогообложения операций в данном случае не может влечь негативных последствий для иных лиц, в частности, потребителей услуг по обращению с ТКО, имеющих право на оплату услуг в размере, не превышающем предельный размер тарифа.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно определил сумму долга без учета НДС.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отклоняются судом апелляционной инстанции поскольку заявителем не приведено обоснования, что обжалуемым судебным актом непосредственно затрагиваются права и обязанности указанного лица, в том числе создаются препятствия для реализации его субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Выводы суда являются обоснованными и соответствуют сложившейся судебной практике по аналогичным спорам (постановления Арбитражного суда Поволжского округа по делам А65-10672/2022, А65-10751/2022, А65-10680/2022).
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2022 года по делу N А65-20379/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20379/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Айшинская средняя обшеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", Зеленодольский район, с. Айша
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд