г. Самара |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А55-4453/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Бажана П.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Объедкова И.В., доверенность от 09.01.2023 N 6,
от МУП "Исток" - не явился, извещено,
от Администрации муниципального района Хворостянский Самарской области - не явился, извещена,
от МУП "Масленниково", в лице к/у Малыгина Егора Евгеньевича - не явился, извещено,
от Администрация с.п. Масленниково м.р. Хворостянский Самарской области - не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.02.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2022, принятое по делу N А55-4453/2022 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234, ИНН 6315800805), г. Самара,
к Муниципальному унитарному предприятию "Исток" (ОГРН 1196313094768, ИНН 6330089103), Самарская область, Хворостянский район, п. Масленникова,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
-Администрация муниципального района Хворостянский Самарской области,
-МУП "Масленниково", в лице к/у Малыгина Егора Евгеньевича,
-Администрация с.п. Масленниково м.р. Хворостянский Самарской области,
о взыскании суммы ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к МУП "Исток", в котором просило:
-взыскать с МУП "Исток" в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области сумму ущерба, причиненного окружающей среде самовольным использованием недр - добычей подземных вод на водозаборах в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области в размере 740 501 руб. 41 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2022, принятое по делу N А55-4453/2022 в удовлетворении заявленных Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области требований.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ судебное заседание, с учетом мнения представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, проводится судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судом апелляционной инстанции судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, оценив доводы Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, изучив и оценив материалы по делу, суд апелляционной инстанции усматривает предусмотренные законом основания для отмены обжалуемого судебного акта суда первой инстанции.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, в 2019 году Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее в т.ч. - министерство) в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований законодательства РФ о недрах, было установлено, что услуги по водоснабжению населения в границах пос. Масленниково, пос. Приовражный, пос. Тополек на территории муниципального района Хворостянский Самарской области оказывало юридическое лицо - МУП "Масленниково" (ОГРН 1096362000327, ИНН 6362015070, юридический адрес: 445582, Самарская обл., Хворостянский район, пос. Масленниково, ул. Центральная, д. 1) на основании Лицензии на право пользования недрами (подземными водами).
В связи с выявленными нарушениями законодательства РФ о недрах по результатам плановой выездной проверки юридическое лицо - МУП "Масленниково" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии), ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ (пользование недрами с нарушением условий лицензии), а также МУП "Масленниково" были выданы Предписания об устранении нарушений.
Лицензия МУП "Масленниково" (СМР 01632 BP с целевым назначением питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) была досрочно прекращена в связи с отказом недропользователя (Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 20.03.2020 N 247).
Вместе с тем, для продолжения оказания услуг по водоснабжению населения по информации, представленной МУП "Масленниково" (Письмо от 20.05.2020 вх. N 27/11496), в связи с признанием указанного лица несостоятельным (банкротом) согласно Договору аренды имущества от 05.12.2019, МУП "Масленниково" осуществило передачу имущества, в том числе буровых скважин, расположенных в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области юридическому лицу - МУП "Исток" (ОГРН 1196313094768, ИНН 6330089103, 445582, Самарская область, Хворостянский район, пос. Масленниково, ул. Центральная, д. 1).
19.06.2020 посредством Письма исх. N 27-03-01/12001 Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в целях профилактики нарушений обязательных требований, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)", в адрес МУП "Исток" было направлено Письмо - Предостережение от 15.06.2020 N 11 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Таким образом, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области осуществило действия по предварительному предупреждению МУП "Исток" "О недопустимости нарушений обязательных требований" - по недопущению данным муниципальным унитарным предприятием самовольного использования недр - добычи подземных вод на водозаборах в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области в отсутствие оформленной в установленном законом порядке лицензии.
В августе 2020 в рамках контрольно-надзорных мероприятий по результатам анализа Информации, представленной МУП "Исток" в ответ на указанное Предостережение "О недопустимости нарушения обязательных требований", Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области было возбуждено в отношении должностного лица МУП "Исток" дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии с момента осуществления хозяйственной деятельности (с 05.12.2019).
Вступившим в законную силу Постановлением Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21.09.2020 N 31-Н "О назначении административного наказания" директор МУП "Исток" - Конышев М.В. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп.
Постановление от 21.09.2020 N 31-Н "О назначении административного наказания" вступило в силу - 12.10.2020, административный штраф, назначенный Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, был уплачен директором МУП "Исток" - Конышевым М.В. - 19.11.2020.
Судом первой инстанции было установлено и подтверждается материалами по данному делу, что факт добычи подземных вод в длительный период - с 05.12.2019 по 21.09.2020 в нарушение обязательных требований - в отсутствие оформленной в установленном законом порядке лицензии МУП "ИСТОК" не оспаривается.
Кроме того, в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ МУП "Исток" не представило в материалы настоящего дела каких-либо надлежащих доказательств наличия объективных или субъективных причин (обстоятельств) реально препятствующих ему оформить в установленном законом порядке лицензию на использование недр - добычу подземных вод на водозаборах в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области, а также надлежащих доказательств осуществления данным муниципальным унитарным предприятием действий (предпринятых мер) по ее получению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользование и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в п. 13 Постановления от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее в т.ч. - Постановление Пленума ВС РФ N 49) возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее в т.ч. - Закон об охране окружающей среды).
Законодатель установил, что привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 49).
В ст. 77 Закона об охране окружающей среды установлена обязанность юридических и физических лиц полного возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно п. 14 Постановления Пленума ВС РФ N 49, утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 3 ст. 77, п. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, ч.ч. 3, 4 ст. 100 ЛК РФ, ч. 2 ст. 69 ВК РФ, ст. 51 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абз. 2 п. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды).
Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды).
Учитывая, что ранее материалами проведенной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области проверки МУП "Масленниково", а также Письмом МУП "Исток" от 15.03.2021 вх. N МЛХ/7241 подтверждается, что водозаборы, расположенные в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области не оборудованы приборами учета поднятия воды, объем извлеченных подземных вод был осуществлен расчетным способом, согласно письменным Сведениям МУП "Исток" о среднесуточных показателях потребления воды.
Из материалов по делу следует, что за период работы МУП "Исток" среднесуточное потребление воды составило - 131,44 м3/сут.
Таким образом, объем извлеченных подземных вод в период безлицензионного пользования недрами МУП "Исток" - с 05.12.2019 по 21.09.2020 (291 календарный день) составил - 38 299,04 м3 (131,44 м3/сут. х 291 сутки).
Суд первой инстанции установил и не оспаривалось МУП "Исток", как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, что расчет ущерба от незаконной добычи полезного ископаемого выполнен в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564.
В силу п. 4 Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564, размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, учтенных государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых, а также утрату полезных ископаемых, запасы которых не поставлены на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным (безлицензионным) пользованием недрами, определяется по формуле:
D = Lз + Cл + Cо, где:
D - размер вреда (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются (рублей);
Lз - стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);
Сл - фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей), или расходы на восстановление нарушенного состояния подземного водного объекта в случае загрязнения подземных вод (рублей);
Со - фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов РФ на оценку размера вреда (рублей).
В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых размер вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются;
Lз - стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);
Сл - фактические расходы на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и (или) расходы, предусмотренные проектами рекультивационных работ или иных восстановительных работ, за исключением случаев добровольного восстановления нарушенного состояния окружающей среды (рублей);
Со - затраты, понесенные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, а также подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями или органами исполнительной власти субъектов РФ и подведомственными им организациями на оценку размера вреда, включая организацию мероприятий, направленных на проведение геодезических и маркшейдерских работ, определение вида полезного ископаемого, разработку и согласование проекта рекультивационных работ или иных восстановительных работ (рублей).
Для целей настоящих Правил объем утраченного в результате самовольного пользования недрами полезного ископаемого, запасы которого не учтены государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых, принимается равным объему извлеченных полезных ископаемых, выявленного в результате соответствующего расследования по факту самовольного пользования недрами.
Стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного, в том числе загрязнение недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольных пользованием недрами, определяется по формуле:
Lз = Nбз x Р, где:
Nбз - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами;
Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6ть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).
Имеющимися в деле доказательствами подтверждается и было также установлено судом первой инстанции, что за период работы МУП "Исток" среднесуточное потребление воды составило 131,44 м3/сут.
Таким образом, объем извлеченных подземных вод в период безлицензионного пользования недрами МУП "Исток" с 05.12.2019 по 21.09.2020 (291 календарный день) составил 38 299,04 м3 (131,44 м3/сут. х 291 сутки).
Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6ть месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершенного правонарушение (рублей).
Сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики (Росстат) по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов или органов исполнительной власти субъекта РФ (Сведения указанные Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в Расчете, приложенном к рассматриваемому заявлению).
Стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6ть месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершенного правонарушение составила 19,36 руб./м3.
Стоимость утраченных запасов подземных вод составляет:
L3= 38 299,04 м3 х 19,36 руб./м3 = 740 501 руб. 41 коп.
Учитывая, то в данном случае не предусматривается разработка проектной документации на ликвидацию последствий вреда, ущерб определяется стоимостью подземных вод, утраченных в результате самовольного пользования недрами.
Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в адрес МУП "Исток" было направлено Письмо от 20.12.2021 N МЛХ-03-01/31033, содержащее требование о добровольном возмещении ущерба, причиненного окружающей среде самовольным использованием недр.
Согласно имеющемуся в деле Почтовому уведомлению указанное Письмо Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области МУП "Исток" получило - 27.12.2021, однако, доказательства, свидетельствующие о возмещении причиненного вреда до настоящего времени в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от данного муниципального унитарного предприятия не поступали.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
Неисполнение обществом в добровольном порядке указанного Письма от 20.12.2021 N МЛХ-03-01/31033 - требования, послужило основанием для обращения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением от 16.02.2022 входящий номер 4453.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба определены в гл. 59 ГК РФ.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Под убытками согласно ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправный характер действий ответчика, а также причинную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика.
Наличие ущерба истец связывает с действиями ответчика по самовольному (безлицензионному) пользованию недрами повлекшими утрату запасов полезных ископаемых (подземных вод).
Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
На основании ч. 1 ст. 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
-земли, недра, почвы;
-поверхностные и подземные воды;
-леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Частями 1 и 3 ст. 77 Закона об охране окружающей среды установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ч. 1).
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч. 3).
Правоотношения в сфере использования недр РФ регулирует Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее в т.ч. - Закон о недрах).
В силу ст. 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в ст. 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
В соответствии со ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Исходя из положений ст.ст. 10, 11, 16, 18 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи подземных вод оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Материалами по настоящему делу подтверждается, что при его рассмотрении судом первой инстанции были установлены, в первую очередь, следующие юридически значимые обстоятельства:
1)самовольное использование МУП "Исток" недр - добычей подземных вод на водозаборах в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области в течение длительного периода;
2)не осуществление МУП "Исток" надлежащих действий и не принятием им необходимых мер по получению в установленном законом порядке лицензии на добычу подземных вод на водозаборах в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области, в т.ч. в исполнение обязательств, предусмотренных подп. 2.2.5 подп. 2.5 п. 2 по Договору от 05.12.2019 "Аренды имущества" (обеспечить своими силами и за свой счет наличие разрешений, лицензий допусков и согласований соответствующих государственных и административных органов, необходимых для осуществления своей хозяйственной деятельности);
3)размер ущерба - 740 501 руб. 41 коп., причиненного окружающей среде самовольным использованием МУП "Исток" недр - добычей подземных вод на водозаборах в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции была установлена совокупность юридически значимых обстоятельств, необходимых и достаточных для удовлетворения заявленных в рамках настоящего дела Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области требований.
Между тем, из содержания обжалуемого судебного акта следует, что свой отказ в удовлетворении заявленных Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области требований суд первой инстанции обосновал следующими обстоятельствами.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, которые применяются при причинении вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного, в том числе самовольным пользованием недрами (п. 2).
Вредом в силу п. 2 Правил N 564 признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, для установления вреда, причиненного недрам, недостаточно установления только факта пользования недрами без лицензии, а необходимо установить последствия, вызванные таким использованием недр.
В соответствии со ст. 1 Закона об охране окружающей среды, под вредом окружающей среде понимается "негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов".
При определении вреда, причиненного недрам, целесообразно также учесть те результаты хозяйственной деятельности, которые влекут за собой причинение вреда в целом как экосистеме.
Согласно ст. 77 Закона об охране окружающей среды к таким результатам хозяйственной деятельности относятся:
-загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Деятельность МУП "Исток" по добыче подземной воды в отсутствие лицензии (самовольное пользование недрами) повлекла утрату природного ресурса для собственника (государства), из владения, которого без его согласия выбыло 19,36 м3 воды, что свидетельствует о причинении ему имущественного вреда.
По общему правилу в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины.
Вместе с тем, в силу ст. 1067 ГК РФ вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.
Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.
Так, судом первой инстанции установлено, в 2019 году Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований законодательства РФ о недрах, было установлено, что услуги по водоснабжению населения в границах пос. Масленниково. пос. Приовражный, пос. 8 Тополек на территории муниципального района Хворостянский Самарской области оказывает юридическое лицо - МУП "Масленниково" на основании лицензии на право пользования недрами (подземными водами).
В соответствии с Договором от 15.11.2016 N 1 "О закреплении муниципального имущества и на праве хозяйственного ведения" Администрацией сельского поселения Масленниково муниципального района Хворостянский Самарской области МУП "Масленниково" передано в пользование муниципальное имущество, в том числе: скважины, расположенные в Хворостянском районе в пос. Масленниково, пос. Тополек, пос. Приовражный, что также подтверждается Перечнем имущества передаваемого в хозяйственное ведение МУП "Масленниково" к указанному Договору.
Согласно Письму конкурсного управляющего МУП "Масленниково" - Малыгина Е.Е. от 15.05.2020 в соответствии с решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2019 по делу N А55-19969/2018 МУП "Масленниково" было признано несостоятельным (банкротом).
Хозяйственная деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" МУП "Масленниково" была прекращена.
Вместе с тем, для продолжения оказания услуг по водоснабжению населения по информации, представленной МУП "Масленниково", в связи с признанием указанного лица несостоятельным (банкротом) согласно Договору от 05.12.2019 "Аренды имущества" МУП "Масленниково" осуществило передачу имущества, в том числе буровых скважин, расположенных в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области юридическому лицу - МУП "Исток".
Согласно Приказу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 20.03.2020 N 247 лицензия МУП "Масленниково" (СМР 01632 BP с целевым назначением питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) была досрочно прекращена в связи с отказом недропользователя.
Согласно подп. 2.2.5 подп. 2.5 п. 2 Договору от 05.12.2019 "Аренды имущества" МУП "Исток" (арендатор) обязуется обеспечить своими силами и за свой счет наличие разрешений, лицензий допусков и согласований соответствующих государственных и административных органов, необходимых для осуществления своей хозяйственной деятельности.
01.09.2020 согласно Договору "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения" Администрацией сельского поселения Масленниково м.р. Хворостянский Самарской области было передано МУП "Исток" муниципальное имущество для оказания услуг по водоснабжению населения, в том числе буровые скважины, расположенные в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области.
Количество населения Хворостянского района Самарской области пользующего водопроводом из водозаборных скважин МУП "Масленниково" ориентировочно составляет 1 778 человек, в том числе: пос. Масленниково - 1 350 человек, пос. Приовражный - 150 человек, пос. Тополек - 287 человек.
Таким образом, как указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, в рассматриваемом случае добыча подземной воды в спорный период осуществлялась единственной водоснабжающей организацией - МУП "Исток" по заданию органов местного самоуправления для обеспечения снабжения населения питьевой водой в интересах населения.
Не обеспечение населения питьевой водой, повлекло бы неблагоприятные последствия для населения, в том числе в сфере санитарно-эпидемического благополучия, создало бы угрозу здоровью граждан.
Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не представлено доказательств того, что осуществление МУП "Исток" деятельности по добыче подземных вод без лицензии повлекло возникновение расходов на ликвидацию последствий вреда и восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
На основании изложенного, учитывая, что МУП "Исток" выполняло обязанности водоснабжающей организации по заданию органа местного самоуправления для обеспечения снабжения населения питьевой водой, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости освобождения данного муниципального унитарного предприятия от возмещения вреда и, как следствие, отказа Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в удовлетворении заявленных требований.
Повторно рассмотрев настоящее дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области суд апелляционной инстанции не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и при этом исходит из следующего.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктами 1, 2 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ в п. 12 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Расчет вреда производится в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564.
Согласно Расчету произведенному Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в соответствии с требованиями существующих нормативных актов, который был проверен судом первой инстанции, а также судом апелляционной инстанции и признан верным и в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не опровергнут МУП "Исток", размер ущерба, причиненного окружающей среде самовольным использованием недр - добычей подземных вод на водозаборах в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области составил 740 501 руб. 41 коп.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что деятельность МУП "Исток" по добычи подземных вод без лицензии не повлекло возникновение расходов на ликвидацию последствий вреда и восстановление нарушенного состояния окружающей среды, поскольку согласно Обзору судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022, императивный метод регулирования пользования недрами проявляется в необходимости получения заинтересованными лицами специального государственного разрешения - лицензии.
На основании безлицензионного пользования недрами, забора неустановленного объема полезных ископаемых, существует реальная и потенциальная опасность нанесения вреда экологической системе.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что данная опасность выражена в том факте, что не известна количественная составляющая добыча полезных ископаемых.
Само по себе пользование недрами влечет негативное изменение окружающей среды, в частности утрату запасов полезных ископаемых.
Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 16.01.2023 N Ф06-26775/2022 по делу N А12-12711/2022.
Кроме того, как следует из материалов по настоящему делу МУП "Исток" совершенно не принимало меры к своевременному получению лицензии на пользование недрами, тем самым, по сути, выразило свое пренебрежительное отношение к требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указывает на то, что действия МУП "Исток", выразившиеся в нарушении в течение длительного периода условий пользования недрами, невозможно квалифицировать как совершенные в состоянии крайней необходимости, поскольку данное муниципальное предприятие, являясь профессиональным участником гражданского оборота, имело реальную возможность при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, получить лицензию.
Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 16.01.2023 N Ф06-26775/2022 по делу N А12-12711/2022.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области требования являются законными и обоснованными, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в их удовлетворении.
В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно ч. 2 ст. 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (ч. 4 ст. 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В рассматриваемом случае решение суда первой инстанции подлежит отмене по п.п. 1, 3 и 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, в связи, соответственно: с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области требований.
Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях, соответственно: от 16.01.2023 N Ф06-26775/2022 по делу N А12-12711/2022, от 29.10.2020 N Ф06-66484/2020 по делу N А55-18038/2019, от 30.05.2019 N Ф06-35843/2018 по делу N А12-18782/2017, позицией Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенной в постановлениях, соответственно: от 22.11.2021 N Ф02-6535/2021 по делу N А19-2951/2021, от 27.09.2018 N Ф02-4109/2018 по делу N А19-16932/2017.
Государственная пошлина за рассмотрение судом первой инстанции заявления Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и государственная пошлина за рассмотрение судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с МУП "Исток" в доход федерального бюджета в размере 20 810 руб. 00 коп., соответственно: 17 810 руб. 00 коп. и 3 000 руб. 00 коп.
Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Определении от 03.10.2022 N 307-ЭС22-10387, позицией Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в постановлении от 28.03.2022 по делу N А42-10597/2019, позицией Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 30.11.2021 N 13АП-37187/2021 по делу N А42-10597/2019.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2022, принятое по делу N А55-4453/2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с МУП "Исток" (ОГРН 1196313094768, ИНН 6330089103) в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234, ИНН 6315800805) сумму ущерба, причиненного окружающей среде самовольным использованием недр - добычей подземных вод на водозаборах в пос. Масленниково, в пос. Приовражный, в пос. Тополек Хворостянского района Самарской области в размере 740 501 руб. 41 коп.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Исток" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 20 810 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4453/2022
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: МУП "Исток"
Третье лицо: Администрация мун. района Хворостянский Сам. обл., Администрация мун. района Хворостянский Самарской области, Администрация с.п. Масленниково м.р. Хворостянский Сам. обл., Администрация с.п. Масленниково м.р. Хворостянский Самарской области, к/у Малыгин Е. Е., конкурсный управляющий Малыгин Егор Евгеньевич, МУП "Масленниково" в лице к/у Малыгина Е. Е.