г. Челябинск |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А76-27533/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Напольской Н.Е.,
судей Махровой Н.В., Тарасовой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.12.2022 по делу N А76-27533/2022.
Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (далее - ответчик), о взыскании штрафа, начисленного в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных государственным контрактом N 819 от 23.12.2020, в размере 100 000 руб., пени за просрочку поставки товара в размере 39 руб. 35 коп. (т. 1, л. д. 2-5).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2022 исковое заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства (т. 1, л. д. 1).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.10.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление (т. 2, л. д. 37-38), в котором просил списать неустойку на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, утвердившего "Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", также ответчиком заявлено ходатайство о снижении неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.12.2022 удовлетворено ходатайство ответчика о применении положений ст.333 ГК РФ. Исковые требования удовлетворены частично. С Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" в пользу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации взыскана сумма неустойки (пени, штрафа) в размере 50 000, 00 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что штраф и неустойка должны быть списаны, так как их размер составляет менее 5% от цены контракта. Ссылку на факт неисполнения контракта заявитель считает необоснованной, поскольку заключенный между истцом и ответчиком контракт расторгнут по соглашению сторон, при этом истец не предъявлял претензий относительно исполнения контракта в полном объеме, так как его неполное исполнение не было связано с виной ответчика.
Апеллянт в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что истцом не представлены доказательства наступления негативных последствий, вызванных нарушением обязательства ответчиком с учетом совокупности всех обстоятельств по настоящему делу, а также считает возможным (разумным и справедливым) уменьшить размер штрафов в соответствии со статьей 333 ГК РФ в случае, если суд придет к выводу об отсутствии оснований для списания неустойки.
Заявитель также обращает внимание суда на то, что является некоммерческой организацией, его деятельность не направлена на извлечение прибыли, основной задачей его работы является содействие в защите прав инвалидов и их интеграции в современное общество.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 13.02.2023.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Государственным учреждением - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Заказчик) и Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (Поставщик) заключен государственный контракт от 23.12.2020 N 819 (далее - Контракт) на поставку в 2021 году подгузников для взрослых (далее - Товар) для обеспечения инвалидов и детей - инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (далее -Получатели).
В соответствии с условиями Контракта поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия, следующих технических средств реабилитации: впитывающих простыней (пеленок) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (товар), предусмотренных техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (Приложение N 2 к Контракту), в Челябинскую область в соответствии с календарным планом (Приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.08.2008 N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями", а заказчик обязуется оплатить товар (п.1.1 Контракта).
Согласно п. 2.1 Контракта срок поставки товара: с даты получения от заказчика реестра получателей товара (Приложение N 4 к Контракту) до 30 июня 2021 года. Датой исполнения поставщиком обязательств по Контракту считается дата подписания сторонами последнего акта приемки поставленного товара.
В п. 2.2 Контракта предусмотрено, что Контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до 31 августа 2021 года.
Цена Контракта установлена п. 6.2 и составляет 13 632 000 руб., в т. ч. НДС.
Соглашением N 115 от 31.08.2021 государственный контракт N 819 на поставку в 2021 году абсорбирующего белья: впитывающих простыней (пеленок) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области от 25.12.2020, расторгнут по соглашению сторон. В п. 2 указанного соглашения о расторжении стороны договорились считать исполненным государственный контракт от 23.12.2020 N 819 на сумму 13 520 175 руб. в объеме 634 750 штук (т. 1, л. д. 31).
В соответствии с п. 5.3 Контракта Поставщик обязан в течении 5 рабочих дней после поставки Товара всем Получателям, указанным в реестре получателей Товара, направить Заказчику отчетную документацию, в том числе отчет о поставке Товара Получателям в одном экземпляре.
Истец указывал на то, что предоставление отчетной документации в рамках Контракта произведено Поставщиком не по факту поставки Товара всем Получателям, указанным в соответствующем реестре, а в составе отчетных документов, приложенных к соответствующему Отчету Поставщика о поставке Товара Получателям (далее - Отчет), при этом в отчетную документацию Поставщиком включены реестры, по которым не была произведена поставка всем получателям, изначально указанным Заказчиком в данных реестрах в соответствии с п.3.1.3 Контракта.
Таким образом, предоставление отчетной документации производилось Поставщиком с нарушением порядка, предусмотренного положениями п.5.3 Контракта (вместо предоставления единого пакета отчетных документов об исполнении соответствующего реестра (поставке товара получателям, включенным в данный реестр) отчетная документация об исполнении соответствующих реестров предоставлялась частями).
Заказчик, осуществив в соответствии с п. 5.6. Контракта проверку представленных документов, выявил факты предоставления Поставщиком отчетной документации об исполнении реестров частями, а не единым пакетом отчетных документов, что является нарушением порядка направления отчетной документации, предусмотренного п.5.3. Контракта, а также несвоевременного предоставления Поставщиком отчетных документов, что является нарушением срока направления отчетной документации, предусмотренного п.5.3 Контракта, а именно:
Реквизиты реестра |
Номера отчетов, в которые включены получатели реестра |
Дата поставки всем получателям, указанным в реестре |
Дата предоставления отчетных документов по условиям п.5.3 Контракта |
Фактическая дата направления последнего пакета отчетных документов данного реестра |
Виды нарушения обязательств, предусмотрен- ных п. 5.3 Контракта |
N 1 от 12.01.2021 |
N 1,N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9 |
22.01.2021 |
29.01.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 9) |
1. нарушение порядка 2. нарушение срока |
N 2 от 28.01.2021 |
N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 |
04.02.2021 |
11.02.2021 |
22.04.2021 (с отчетом N 6) |
1. нарушение порядка 2. нарушение срока |
N 3 от 17.02.2021 |
N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8 |
25.02.2021 |
04.03.2021 |
09.06.2021 (с отчетом N 8) |
1. нарушение порядка 2. нарушение срока |
N 4 от 25.02.2021 |
N 5, N 6 |
27.02.2021 |
05.03.2021 |
22.04.2021 (с отчетом N 6) |
1. нарушение порядка 2. нарушение срока |
N 5 от 05.03.2021 |
N 4, N 5, N 6 |
11.03.2021 |
18.03.2021 |
22.04.2021 (с отчетом N 6) |
1. нарушение порядка 2. нарушение срока |
N 6 от 17.03.2021 |
N 5, N 6, N 7, N 8, N 9 |
08.04.2021 |
15.04.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 9) |
1. нарушение порядка 2. нарушение срока |
N 7 от 13.04.2021 |
N 6, N 7, N 8, N 9 |
17.06.2021 |
24.06.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 9) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
N 8 от 30.04.2021 |
N 7, N 8, N 9 |
04.05.2021 |
12.05.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 9) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
N 9 от 17.05.2021 |
N 9 |
20.05.2021 |
27.05.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 9) |
2. нарушение срока |
N 10 от 28.05.2021 |
N 8, N 9 |
02.06.2021 |
09.06.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 9) |
1. нарушение порядка 2. нарушение срока |
N 11 от 31.05.2021 |
N 8, N 9 |
29.06.2021 |
06.07.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 9) |
1. нарушение порядка |
Согласно п. 10.1. Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Штрафные санкции рассчитаны в Контракте на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - Правила).
В силу требований п. 10.4. Контракта, на основании п. 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 5 000 руб. (пять тысяч руб. 00 коп.).
Общая сумма штрафов, за ненадлежащее исполнение обязательств, установленных п. 5.3 Контракта в части нарушения порядка и срока направления отчетной документации, составляет 100 000 руб. 00 коп.
Кроме того, в силу подп. 3.3.4 п. 3.3 Контракта Поставщик обязан передать Товар Получателю (представителю Получателя) на основании акта приема-передачи Товара (приложение N 6 к Контракту) при предъявлении им паспорта и направления. В случае если получать Товар будет представитель Получателя, то также предъявляется оформленная надлежащим образом доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя Получателя.
В соответствии с п. 5.1 Контракта поставка Товара Получателям осуществляется Поставщиком после получения от Заказчика реестра получателей Товара. Поставка Товара Получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении Получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения Поставщиком реестра получателей Товара.
По условиям п. 10.3 Контракта за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начисляется пени, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного Контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Истец ссылался на то, что согласно актов приема-передачи товара, предоставленных поставщиком заказчику, двум лицам Кузнецовой А.И. и Хохловой Е.А. товар был передан с нарушением срока.
В связи с этим в соответствии с п. 5.1, 10.3 Контракта истцом по данным фактам начислена пеня в общей сумме 39 руб. 35 коп.(28,70 руб. + 10,65 руб.)
Согласно п. 10.2. Контракта в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Истец направил в адрес ответчика требование от 06.06.2022 N 01-44/04-5250 об уплате неустойки (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных государственным контрактом от 23.12.2020 N 819.
Требование истца о перечислении денежных средств ответчиком не исполнено и оставлено без ответа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, исходил из того, что факт нарушений является доказанным, сумма, заявленная истцом ко взысканию, является верной, однако имеются основания для снижения неустойки в порядке ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 50 000 руб.
Оснований для списания начисленной суммы неустойки суд первой инстанции не усмотрел в связи с отсутствием условий, предусмотренных Правилами N 783, поскольку контракт был исполнен не в полном объеме и ответчиком не представлены доказательства наличия оснований, указанных в подп. "в - г" п. 2 Правил.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Суд первой инстанций, проанализировав условия контракта, верно установил, что между сторонами возникли правоотношения, которые регулируются главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 506, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов обеспечения обязательств является неустойка.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Исходя из части 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
На основании части 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В силу части 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что по условиям п. 5.3 Контракта следует, что Поставщик обязан предоставить отчетную документацию после поставки Товара всем получателям, указанным в реестре получателей. Если товар поставлен не всем Получателям, указанным в соответствующем реестре, Заказчику в соответствии с подп.3.3.9 п.3.3. Контракта Поставщиком должна быть предоставлена информация о наличии обстоятельств, препятствующих поставке товара.
Предоставление отчетных документов частями условиями Контракта не предусмотрено - отчетные документы по получателям одного реестра Поставщик обязан направить Заказчику единым пакетом отчетной документации по получателям одного реестра.
Предоставление отчетной документации производилось Поставщиком с нарушением порядка, предусмотренного положениями п.5.3 Контракта (вместо предоставления единого пакета отчетных документов об исполнении соответствующего реестра (поставке товара получателям, включенным в данный реестр) отчетная документация об исполнении соответствующих реестров предоставлялась частями).
Заказчик осуществил в соответствии с п. 5.6 Контракта проверку представленных документов, выявил факты предоставления Поставщиком отчетной документации об исполнении реестров частями, а не единым пакетом отчетных документов, что является нарушением порядка направления отчетной документации, предусмотренного п.5.3 Контракта, а также выявлены факты несвоевременного предоставления Поставщиком отчетных документов, что является нарушением срока направления отчетной документации, предусмотренного п.5.3. Контракта.
Согласно п. 10.1. Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Штрафные санкции рассчитаны в Контракте на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
В силу требований п. 10.4 Контракта, на основании п.6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 5 000 руб. (пять тысяч руб. 00 коп.).
Из буквального содержания ч. 8 ст. 34 Закона N 44 - ФЗ следует возможность взимания нескольких штрафов при неисполнении или ненадлежащем исполнении условий контракта.
Следовательно, при установлении фактов совершения Поставщиком по государственному контракту нескольких самостоятельных однородных нарушений допустимо взыскание с него нескольких штрафов непосредственно после выявления нарушения.
Вместе с тем согласно п. 5.1 Контракта поставка Товара Получателям осуществляется Поставщиком после получения от Заказчика реестра получателей Товара. Поставка Товара Получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении Получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения Поставщиком реестра получателей Товара.
По условиям п. 10.3 Контракта за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начисляется пени начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного Контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Согласно актов приема-передачи товара, предоставленных поставщиком заказчику, двум лицам Кузнецовой А.И. и Хохловой Е.А. товар был передан с нарушением срока.
В связи с этим, в соответствии с п. 5.1, 10.3 Контракта истцом по данным фактам начислена пеня в сумме 39 руб. 35 коп.
Судом установлено, что Поставщик 13.04.2021 получил Реестр получателей товара N 7 от 13.04.2021, в который, в том числе, включена получатель Кузнецова А.И, следовательно, Поставщик обязан поставить ей товар в срок не позднее 12.05.2021 (30 календарных дней начиная с 14.04.2021).
Как следует из акта приема-передачи товара N 2035 от 14.05.2021, представленного поставщиком заказчику, товар для Кузнецовой А.И. передан 17.06.2021: фактическая дата получения товара собственноручно указана собственноручно Кузнецовой А.И. на акте приема-передачи товара N 2035.
С учетом вышеизложенного Поставщик допустил просрочку исполнения обязательства по поставке товара Кузнецовой А.И. на 35 дней (период просрочки с 14.05.2021 по 17.06.2021).
Расчет пени за просрочку поставки товара получателю Кузнецовой А.И. (П1): П1= 4473 руб. 00 коп. * 35 * 5,5% * 1/300 = 28 руб. 70 коп., где 4473 руб. 20 коп. - стоимость поставленного товара; 35 - количество дней просрочки (период просрочки с 14.05.2021 по 17.06.2021); 5,5% - ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая 17.06.2021.
Также Поставщик 13.04.2021 получил Реестр получателей товара N 7 от 13.04.2021, в который, в том числе, включена получатель Хохлова Е.А., следовательно, Поставщик обязан поставить данному получателю товар в срок не позднее 14.05.2021 (30 календарных дней начиная с 14.04.2021 с учетом положений ст.193 ГК РФ).
Судом установлено, что 01.06.2021 подгузники Хохловой Е.А. не получены, в ходе телефонного разговора Хохловой Е.А. со специалистом регионального отделения Фонда Хохлова Е.А. сообщила о передаче ей TCP 07.06.2021 (письмо регионального отделения Фонда от 28.06.2021 N 01-15/08-4154л).
Таким образом, Поставщик допустил просрочку исполнения обязательства по поставке товара Хохловой Е.А. на 25 дней (период просрочки с 14.05.2021 по 07.06.2021).
Расчет пени за просрочку поставки товара получателю Хохловой Е.А. П2 = 2 556 руб. 00 коп. * 25 * 5,0% * 1/300 = 10 руб. 65 коп., где 2 556 руб. 00 коп. - стоимость поставленного товара; 25 - количество дней просрочки (период просрочки с 14.05.2021 по 07.06.2021); 5,0% - ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая 07.06.2021.
Общий размер пени за просрочку поставки товара получателям Кузнецовой А.И., Хохловой Е.А. составляет 39 руб. 35 коп. (28 руб. 70 коп. + 10 руб. 65 коп.).
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, п. 10.2. Контракта в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт ненадлежащего исполнения условий контракта, сроков поставки товара по контракту, рассмотрев ходатайство ответчика о снижении размера неустойки (пени, штрафа) на основании статьи 333 ГК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами права и условиями контракта, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика неустойки в сумме 50 000 руб.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании пункта 42.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 23.04.2018 N 108-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.04.2020 N 591, от 31.12.2021 N 2594, от 10.03.2022 N 340).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783", вступившим в силу 12.03.2022, из названия, преамбулы и текста Правил N 783 исключены слова "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах".
Следовательно, постановление N 783 на момент принятия обжалуемого судебного акта действовало в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340, из которого следует, что год, в который имело место ненадлежащее исполнение обязательства или его неисполнение, в данном случае правового значения не имеет.
Согласно п. 2 Постановления N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем); (пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 23.03.2022 N 439)
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера) (данный пункт введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2022 N 1838)
В пункте 3 Правил N 783 определены случаи списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) заказчиком, в частности, подпунктом "а" п. 3 названных Правил предусмотрено, что такое списание осуществляется, в том числе в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что начисленная истцом неустойка составляет меньше 5 % от цены контракта.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 783 установлено, что при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
В силу пункта 11 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 Правил N 783, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом 28.06.2017, указал, что списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства
Несовершение заказчиком действий по учету возникшей задолженности не может служить основанием для отказа в списании сумм неустоек.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242, от 18.07.2019 N 305-ЭС19-528, при рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
При этом наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования при рассмотрении настоящего дела, с учетом предмета и основания заявленных исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца неустойки за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту, суду следует проверять наличие оснований для применения мер государственной поддержки по отношению к ответчику, являющемуся поставщиком по государственному контракту, в виде списания начисленной и неуплаченной суммы неустойки.
Отказывая в применении данной меры поддержки, суд первой инстанции исходил из того, что контракт не исполнен в полном объеме, поскольку оговоренная в п. 6.2 и приложениях N 2, 3 сумма составляла 13 632 000 руб., объем 640 000 шт., в то время как поставщик исполнил контракт на сумму 13 520 175 руб., поставив 634 750 шт.
В то же время из материалов дела следует, что соглашением N 115 от 31.08.2021 государственный контракт N 819 от 25.12.2020 на поставку в 2021 году абсорбирующего белья: впитывающих простыней (пеленок) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области, расторгнут по соглашению сторон. Стороны договорились государственный контракт от 23.12.2020 N 819 считать исполненным на сумму 13 520 175 руб. 00 коп. в объеме 634 750 штук (т. 1, л. д. 31).
Согласно п. 2 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Указанное соглашение от 31.08.2021 N 115 подтверждает свободное волеизъявление истца на прекращение договорных отношений и завершение установленных в нем обязательств, в том числе по поставке недостающего объема абсорбирующего белья в количестве 5 250 шт.
Из материалов дела также не следует, что истцом заявлялись ответчиком какие-либо претензии относительно недопоставленного товара в количестве 5 250 шт., а также требование о поставке товара именно в объеме, предусмотренном контрактом (640 000 шт.).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что целью принятия постановления N 783 является оказание мер поддержки, а также исходя из характера нарушений, суммы нестойки (менее 5 %) и основного вида деятельности ответчика суд апелляционной инстанции в данном случае приходит к выводу о наличии оснований для списания неустойки, в связи с чем требования о ее взыскании удовлетворению не подлежат.
Вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания неустойки в связи с неисполнением контракта не соответствует обстоятельствам дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу подп. 1.1 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчик (податель апелляционной жалобы) освобождены от уплаты государственной пошлины.
Как следует из разъяснений абз. 2 п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах, у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).
С учетом изложенного, учитывая, что истец не платил государственную пошлину при обращении с иском, а ответчик не платил государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы, вопрос о взыскании в федеральный бюджет и возврате из федерального бюджета государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 176, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.12.2022 по делу N А76-27533/2022 отменить, апелляционную жалобу Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Е. Напольская |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-27533/2022
Истец: ГУ ЧЕЛЯБИНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ОООИ "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов"