г. Киров |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А28-7367/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителя ответчика - Овсюкова А.В. по доверенности от 30.12.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волго-Вятские коммунальные системы" г.Кирово-Чепецка
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2022
по делу N А28-7367/2022
по иску Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(ИНН: 5904157090, ОГРН: 1075904001271)
к обществу с ограниченной ответственностью "Волго-Вятские коммунальные системы" г. Кирово-Чепецка
(ИНН: 4312153088, ОГРН: 1164350080597)
о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Волго-Вятские коммунальные системы" г.Кирово-Чепецка (далее - ответчик, Общество) о взыскании 348 010 рублей 36 копеек задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и 27 492 рублей 91 копейки пени.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик указывает, что коэффициент 100 к плате за негативное воздействие на окружающую среду применятся только за объем или массу сбросов загрязняющих веществ, превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объемы и массы. Ответчик по объективным причинам не мог подать декларацию о воздействии на окружающую среду. В связи с этим в данном случае подлежит применению формула, указанная в пункте 21 (1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, которая не предусматривает применение к регулируемым ею субъектам коэффициента 100.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал свою позицию по делу.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности Общества является сбор и обработка сточных вод на объектах (очистные сооружения канализации), которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и относятся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2022 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона N 7-ФЗ) к объектам II категории.
28.10.2021 Общество представило в Управление уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
По результатам контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), проведенного в отношении Общества за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, Управлением составлен акт от 11.01.2022.
Согласно акту при расчете Обществом платы за НВОС в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты: код 33-0143-001258-П (ручей Чернушка), код 33-0143-0011259-П (река Пижма) в столбцах 12 раздела 2 "Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" необоснованно применен коэффициент Кпр, равный 25 вместо коэффициента 100, что повлекло занижение суммы платы за НВОС.
Обществу доначислена плата за НВОС за 2020 год с применением коэффициента к ставке платы - 100; с учетом ранее внесенных платежей задолженность по внесению платы составила 348 010 рублей 36 копеек.
Основанием доначисления платы явилось отсутствие декларации о воздействие на окружающую среду.
Истец направил в адрес ответчика требование о необходимости внести в бюджет плату за НВОС в размере 348 010 рублей 36 копеек, а также пени.
Наличие задолженности по внесению платы послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Кировской области руководствовался статьями 4, 16, пунктами 1, 3 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ, пунктом 21 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 и 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии со статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год (часть 2).
Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи (часть 7).
В соответствии со статьей 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база) (пункт 1).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2).
При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (пункт 4).
В части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Согласно части 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
Пунктом 1 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ также предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В пункте 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ установлено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяется, в том числе коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены "Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255).
Из пункта 11 (3) Правил N 255 следует, что при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Согласно пункту 12 Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.
Согласно пункту 21 (1) Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ а также в случае, предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил (Пср), рассчитывается по формуле:
где Mсрi - фактический объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, тонна (куб. м).
На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) коэффициент Кср равен 1.
Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, коэффициент Кср с 1 января 2020 г. применяется равным 25.
Согласно пункту 7.12 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 N 1043 (далее - Приказ N 1043), в столбце 12 раздела 2 декларации (коэффициент к ставке платы за сброс сверх нормативов допустимых сбросов (Кср/Кпр)) в строках указывается коэффициент Кпр, применяемый для объектов II категории, равный 100.
Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 01.01.2019 разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25.
Как следует из материалов дела и ответчиком не оспаривается, у Общества отсутствовали разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные до 01.01.2019, в отношении объектов код 33-0143-001258-П (ручей Чернушка) и код 33-0143-0011259-П (река Пижма).
Декларация о воздействии на окружающую среду ответчиком в 2020 году не представлена.
Коэффициент Кср в размере 1 либо в размере 25, непосредственно указанный в пункте 21 (1) Правил N 255, к Обществу не применим по причине отсутствия у Общества планов природоохранных мероприятий, а также объектов Общества II категорий.
Из вышеприведенных нормативных актов следует и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 13.03.2021 N 19-50/3222-ОГ указано, что плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов I и II категорий в случае отсутствия комплексного экологического разрешения, непредставления декларации о воздействии на окружающую среду, согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ и примечанию по заполнению формы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной Приказом N 1043, применяется коэффициент Кпр, равный 100.
Формула, указанная в пункте 21 (1) Правил N 255, включает в себя коэффициент Кср.
Размер коэффициента, равный 100, в случае сброса загрязняющих веществ, превышающих объем или массу сбросов загрязняющих веществ для объектов II категории, указан в части 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ, пункте 21 Правил N 255, Приказе N 1043.
При этом из пункта 11 (3) Правил N 255 следует, что выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов только в случае если их объем или масса указана в декларации о воздействии на окружающую среду.
С учетом изложенного, в спорной ситуации, при непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду, подлежит применению коэффициент Кср, равный 100.
Доводы ответчика о том, что очистные сооружения канализации были переданы Обществу только 01.09.2020; у Общества не имелось возможности представить декларацию о воздействии на окружающую среду, поскольку для ее предоставления законодателем требуется проведение исследования сточных вод в течение календарного года до подачи декларации, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку вышеприведенными нормативными правовыми актами иной порядок расчета платы за НВОС не установлен.
В данном случае за 2020 год применяется формула расчета платы, предусмотренная пунктом 21 (1) Правил N 255, она включает в себя коэффициент Кср, а размер его предусмотрен для объектов II категорий за сбросы загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых сбросов, не указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, равный 100.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Кировской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2022 по делу N А28-7367/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волго-Вятские коммунальные системы" г.Кирово-Чепецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7367/2022
Истец: Западно-Уральское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "Волго-Вятские коммунальные системы" г. Кирово-Чепецка