г. Санкт-Петербург |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А56-75690/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: председатель ТСЖ "Искровский 3-2" Бондарева О.А., предст. Соболева Т.М. - доверенность от 15.08.2022 (до перерыва); после перерыва не явились
от заинтересованного лица: предст. Свайкина Т.Г. - доверенность от 28.12.2022 (до и после перерыва)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39797/2022) Товарищества собственников жилья "Искровский 3-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2022 по делу N А56-75690/2022 (судья Мильгевская Н.А.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Искровский 3-2"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Собрание"
об оспаривании распоряжения от 01.06.2022 N 1782-рл
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Искровский 3-2" (далее - Товарищество, ТСЖ "Искровский 3-2") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 01.06.2022 N 1782-рл, об обязании Инспекции внести изменения в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, направленные на исключение сведений о многоквартирном доме по адресу: г.Санкт-Петербург, Искровский пр., д. 3, корп.2, лит.Д (далее - МКД), из раздела Реестра, содержащего перечень адресов многоквартирных домов, управление которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Собрание", и закреплении сведений об МКД за ТСЖ "Искровский 3-2".
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Собрание" (далее - Общество, ООО "УК "Собрание").
Решением суда первой инстанции от 16.11.2022 в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ТСЖ "Искровский 3-2" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 16.11.2022, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Товариществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что Товариществом к заявлению от 04.04.2022 были приложены все документы в соответствии с пунктом 3 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр); достоверность сведений, изложенных в представленных документах не опровергнута; Товариществом соблюдена установленная пунктом 2 Порядка N 938/пр процедура направления в Инспекцию уведомления о начале осуществления деятельности МКД. Податель жалобы также указывает на то, что решение общего собрания собственников МКД о выборе в качестве управляющей компании ООО "УК "Собрание", оформленное протоколом от 06.04.2022 N 01-И/3/2-2020, признано недействительным решением Невского районного суда от 06.09.2021 N 2-2040/2021. Кроме того, податель жалобы полагает, что постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУУФССП России по г. Санкт-Петербургу Онькова В.C. от 19.03.2021 к ИП N 13851/21/78022-ИП и заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения ОИП УФССП России по Ленинградской области Бадикяна Р.Л. от 14.01.2022 к ИП N 472/22/47036-ИП наложен запрет на исключение сведений о многоквартирных домах из Реестра с целью закрепления за иными управляющими организациями, при этом не содержат запрета на передачу многоквартирных домов в управление товариществу собственников жилья, представляющего собой иную форму управления в соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В судебном заседании 24.01.2023 представители Товарищества поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании 24.01.2023 объявлен перерыв до 10 час. 10 мин. 31.01.2023, после перерыва в судебное заседание явился только представитель Инспекции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ТСЖ "Искровский 3-2" создано на основании решения общего собрания собственников помещений МКД, проходившего в очно-заочной форме в период с 07.03-15.03.2022, оформленного протоколом от 15.03.2022 N 1-2022 от 15.03.2022.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников МКД от 15.03.2022 N 1-2022 общим собранием собственников, в том числе приняты следующие решения:
- выбрать способом управления МКД управление товариществом собственников жилья вместо управления управляющей компанией (вопрос N 4);
- создать ТСЖ "Искровский 3-2" для целей управления МКД (вопрос N 5);
- отказаться от управления многоквартирным домом (оказываемых услуг) управляющей организацией (ООО "УК "Собрание"), расторгнуть договор управления многоквартирным домом в связи с изменением способа управления многоквартирным домом (вопрос N 8).
Товарищество направило в Инспекцию уведомление от 04.04.2022 об изменении способа управления МКД (вх. N 08-11-7629/22-0-0 от 04.04.2022) с приложением протокола общего собрания от 15.03.2022 N 1-2022, списка собственников, принявших участие в собрании, устава ТСЖ "Искровский 3-2", выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ТСЖ "Искровский 3-2", доказательств направления в ООО "УК "Собрание" уведомления о смене способа управления МКД.
Инспекцией вынесено распоряжение от 15.04.2022 N 1278-рл о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург на срок, не превышающий 30 рабочих дней до 01.06.2022, в связи с несоответствием заявления и документов требованиям пункта 5 Порядка N 938/пр:
- подпункту "б" пункта 5 Порядка N 938/пр, а именно к заявлению о внесении изменений в Реестр не приложены сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства; копии представленных с заявлением документов не заверены надлежащим образом уполномоченным лицом. Кроме того в Инспекцию поступили постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУУФССП России по г. Санкт-Петербургу Онькова В.C. от 19.03.2021 к ИП N 13851/21/78022-ИП и заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения ОИП УФССП России по Ленинградской области Бадикяна Р.Л. от 14.01.2022 к ИП N 472/22/47036-ИП о запрете вносить изменения в Реестр лицензии, направленные на исключение сведений о многоквартирных домах из Реестра и закрепления за иными управляющими компаниями, находящиеся на обслуживании ООО "УК "Собрание" многоквартирные дома;
- подпункту "в" пункта 5 Порядка N 938/пр. а именно: сведения о многоквартирном доме по указанному адресу размещены в разделе Реестра, содержащем перечень адресов многоквартирных домов управление, которыми осуществляет лицензиат ООО "УК "Собрание". Заявлений о внесении изменений в Реестр от лицензиата (ООО "УК "Собрание"), в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом по указанному адресу на основании решений общего собрания собственников, оформленных протоколом от 15.03.2022 N 1-2022, в Инспекцию не поступало.
Письмом от 28.04.2022 Товарищество направило в Инспекцию заверенные надлежащим образом копии документов, пояснило, что ООО "УК "Собрание" неоднократно уведомлялось о принятом собственниками МКД решении о смене способа управления, а также Товарищество указало на то, что вышеуказанными постановлениями судебных приставов-исполнителей наложен запрет на исключение сведений о многоквартирных домах из Реестра лицензий при одновременном закреплении их за иными управляющими организациями, при этом отсутствует запрет на передачу многоквартирных домов в управление товариществу собственников жилья, представляющего собой иную форму управления МКД, не требующую включения сведений об МКД в Реестр лицензий.
Инспекцией вынесено распоряжение от 01.06.2022 N 1782-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленным пунктом 5 Порядка N 938/пр, а именно: подпункту "б" пункта 5 Порядка N 938/пр, со ссылкой на то, что в Инспекцию поступили постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУУФССП России по г. Санкт-Петербургу Онькова В.C. от 19.03.2021 к ИП N 13851/21/78022-ИП и заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения ОИП УФССП России по Ленинградской области Бадикяна Р.Л. от 14.01.2022 к ИП N 472/22/47036-ИП о запрете вносить изменения в Реестр лицензии, направленные на исключение сведений о многоквартирных домах из Реестра и закрепления за иными управляющими компаниями, находящиеся на обслуживании ООО "УК "Собрание" многоквартирные дома.
Полагая, что распоряжение Инспекции от 01.06.2022 N 1782-рл является незаконным, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены решения суда от 16.11.2022 в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в числе прочих в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (в данном случае Мурманской области). Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В части 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора), в том числе,
- в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ на основании уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
Указанное уведомление должно содержать сведения, указанные в пункте 2 Порядка N 938/пр; к уведомлению должны быть также приложены документы, перечисленные в пункте 3 Порядка N 938/пр.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений,
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела на основании распоряжения Инспекции от 07.05.2020 N 1394-рл сведения об МКД внесены в раздел Реестра лицензий, содержащих перечень адресов многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатом - ООО "УК "Собрание" осуществляется предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (на основании протокола общего собрания собственников МКД от 06.04.2022 N 01-И/3/2-2020).
В соответствии с протоколом общего собрания собственников МКД от 15.03.2022 N 1-2022 общим собранием собственников приняты следующие решения:
- выбрать способом управления МКД управление товариществом собственников жилья вместо управления управляющей компанией (вопрос N 4);
- создать ТСЖ "Искровский 3-2" для целей управления МКД (вопрос N 5);
- отказаться от управления многоквартирным домом (оказываемых услуг) управляющей организацией (ООО "УК "Собрание"), расторгнуть договор управления многоквартирным домом в связи с изменением способа управления многоквартирным домом (вопрос N 8).
Товарищество направило в Инспекцию уведомление от 04.04.2022 (с учетом письма от 28.04.2022) об изменении способа управления МКД с приложением протокола общего собрания от 15.03.2022 N 1-2022, списка собственников, принявших участие в собрании, устава ТСЖ "Искровский 3-2", выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ТСЖ "Искровский 3-2", доказательств направления в ООО "УК "Собрание" уведомления о смене способа управления МКД.
Представленные Товариществом документы соответствовали пунктами 2 и 3 Порядка N 938/пр, что Инспекцией не оспаривается и отражено в заключении от 01.06.2022.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в Инспекцию поступили постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУУФССП России по г. Санкт-Петербургу Онькова В.C. от 19.03.2021 к ИП N 13851/21/78022-ИП и заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения ОИП УФССП России по Ленинградской области Бадикяна Р.Л. от 14.01.2022 к ИП N 472/22/47036-ИП, в соответствии с которыми наложен запрет Инспекции вносить изменения в Реестр лицензий, направленные на исключение из Реестра и закрепления за иными управляющими компаниями многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО "УК "Собрание".
Обязательность неукоснительного выполнения на всей территории Российской Федерации всеми государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами и организациями законных требований судебного пристава-исполнителя предусмотрена частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Исходя из полномочий судебного пристава исполнителя, предусмотренных статьей 64 Закона N 229-ФЗ, постановления могут выноситься не только в отношении должника и взыскателя, а также в отношении иных лиц.
В силу части 3 статьи 6 Закона N 229-ФЗ невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Самостоятельная оценка законности и правомерности постановлений судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУУФССП России по г. Санкт-Петербургу Онькова В.C. от 19.03.2021 к ИП N 13851/21/78022-ИП и заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения ОИП УФССП России по Ленинградской области Бадикяна Р.Л. от 14.01.2022 к ИП N 472/22/47036-ИП не относится к полномочиям Инспекции.
На момент вынесения оспариваемого распоряжения от 01.06.2022 N 1782-рл Инспекция на располагала сведениями об отмене в установленном порядке вышеуказанных постановлений судебных приставов-исполнителей.
При этом, вопреки доводам подателя жалобы постановлениями судебных приставов-исполнителей от 19.03.2021 к ИП N 13851/21/78022-ИП и от 14.01.2022 к ИП N 472/22/47036-ИП наложен запрет на внесение изменений в Реестр лицензий, направленных как на исключение из Реестра лицензий, так и на закрепление за иными управляющими компаниями многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО "УК "Собрание".
Таким образом, несмотря на то, что управление МКД товариществом собственников жилья не требует включения сведений об МКД в Реестр лицензий, тем не менее закрепление сведений об МКД за ТСЖ "Искровский 3-2" требует исключения сведений о данном МКД из раздела Реестра лицензий, содержащего перечень адресов многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "Собрание". При этом на совершение данных действий (исключение сведений из Реестра лицензий) был также наложен запрет постановлениями судебных приставов-исполнителей от 19.03.2021 к ИП N 13851/21/78022-ИП и от 14.01.2022 к ИП N 472/22/47036-ИП.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно воспринял наличие постановлений судебных приставов-исполнителей от 19.03.2021 к ИП N 13851/21/78022-ИП и от 14.01.2022 к ИП N 472/22/47036-ИП я (с изложенной в них формулировкой и требованием) как достаточное основание для отказа Инспекции во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга на основании поступившего от ТСЖ "Искровский 3-2" уведомления о смене способа управления МКД.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не установил оснований для признания недействительным распоряжения Инспекции от 01.06.2022 N 1782-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований в полном объеме.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены решения суда от 16.11.2022 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 ноября 2022 года по делу N А56-75690/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Искровский 3-2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75690/2022
Истец: ТСЖ "ИСКРОВСКИЙ 3-2"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СОБРАНИЕ"