г. Санкт-Петербург |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А26-6836/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Богдановской Г.Н., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представитель Горча А.С. по доверенности от 29.12.2022 (участие путем системы веб-конференции),
от ответчика: представитель Богданова О.Л. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42049/2022) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2022 по делу N А26-6836/2022, принятое
по иску Администрации Петрозаводского городского округа
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петрозаводского городского округа (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" (далее - ответчик, ООО "УК "Доверие", управляющая организация) об обязании в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести работы по оборудованию площадки по накоплению ТКО и КТО для нужд собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 3, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, истец просил в случае неисполнения ответчиком решения суда, присудить Администрации Петрозаводского городского округа к взысканию с ответчика судебную неустойку в размере 2 000 рублей в день до дня фактического исполнения ответчиком вступившего в силу решения суда в полном объеме.
Решением суда от 15.11.2022 в удовлетворении иска отказано.
Администрация, не согласившись с вынесенным решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что у органа местного самоуправления обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для многоквартирного жилого дома N 3 по ул. Кирова в рассматриваемом случае не имеется.
В жалобе указано на то, что отсутствие возможности размещения контейнеров на расстоянии менее 20 метров само по себе не должно являться обстоятельством, исключающим возможность их размещения, поскольку это может привести к невозможности установки контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора вообще, что повлечет безусловное нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания.
Истец считает, что контейнерная площадка N 1063 не является общим имуществом спорного многоквартирного дома, управляющей компанией не создавалась и ею не обслуживается, договор на использование с владельцем контейнерной площадки отсутствуют, расходы на содержание управляющая организация не несет, а потому наличия законных оснований для пользования указанной площадкой собственниками многоквартирного дома N 3 по ул. Кирова не имеется.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлен.
02.02.2023 в судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, Администрация указала, что И ООО "УК "Доверие" на основании представленного в материалы дела договора управления осуществляет обслуживание и управление многоквартирным домом 3 по ул. Кирова в г. Петрозаводске.
Площадь земельного участка, сформированного под домом, составляет согласно выписке из ЕГРН 2 082 кв.м.
Администрация направила управляющей организации письмо от 24.05.2022 с требование организовать места для сбора и накопления твердых коммунальных отходов в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации дома.
Поскольку площадка не была организована, Администрация, ссылаясь на то, что на придомовой территории МКД, находящейся на обслуживании ООО "УК "Доверие", отсутствуют оборудованные контейнерные площадки для ТКО, полагая, что собственники дома в отсутствие на то законных оснований пользуются контейнерными площадками, установленными и оборудованными органами местного самоуправления, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления МКД относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности МКД; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в МКД, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
Согласно подпункту 3.7.1 Правил N 170 на управляющую организацию МКД возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО", под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы на содержание жилого помещения, уплачиваемой собственниками помещения в МКД.
Из вышеприведенных норм права и разъяснений следует, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадок накопления ТКО для МКД, находящихся в ее управлении, на земельных участках, входящих в общедомовое имущество.
Вместе с тем, разрешая спор в данном конкретном случае, суд учел следующее.
Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров.
Из акта осмотра места установки контейнерной площадки от 17.10.2022, проведенного с участием Регионального оператора, следует, что при установке контейнерной площадки на земельном участке МКД N 3 по ул. Кирова ее расположение по отношению к МКД менее 20 метров.
Таким образом, организация мест накопления мусора на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома, невозможна для без нарушений санитарных норм. При этом обязанность по раздельному накоплению отходов у собственников дома отсутствует.
Частью 1 статьи 14 Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 26.02.2020 N 28/29-586, установлено, что в случае невозможности установки контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, допускается установка контейнерной площадки на территории общего пользования по согласованию с Администрацией Петрозаводского городского округа.
Администрация считает, что обязанность по поиску места для организации сбора мусора на территории общего пользования лежит на управляющей организации.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства. При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения Гражданского кодекса, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Исходя из смысла приведенных разъяснений, в целях разрешения спора, суд предложил сторонам провести совместное обследование близлежащей территории общего пользования.
Согласно акту от 31.10.2022 при совместном обследовании территории общего пользования вблизи МКД 3 по улице Кирова для размещения места (площадки) накопления ТКО установлено, что размещение контейнерной площадки на указанной территории с соблюдением действующих норм и правил не представляет возможным.
В результате анализа имеющихся в материалах дела документов, суд приходит к выводу, что на придомовой территории организовать место сбора ТКО невозможно без нарушения прав жителей МКД.
В том случае, когда площадь земельного участка, сформированного под МКД, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО, поскольку это повлечет нарушение пункта 3.7.6 Правил N 170, согласно которым контейнерная (мусоросборочная) площадка должна быть расположена на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20, на организацию, осуществляющую управление МКД, возложена только обязанность по извещению об этом органа местного самоуправления в области обращения ТКО. Соответственно, обязанность и ответственность за неорганизацию места (площадки) накопления ТКО для МКД в этом случае возлагается на орган местного самоуправления в области обращения с ТКО (статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Согласно Реестру накопления мест ТКО от 28.09.2022, размещенному на официальном сайте Администрации в сети Интернет, одна из муниципальных площадок мест для накопления ТКО расположена недалеко от Музыкального колледжа им. Раутио. Согласно объяснениям управляющей организации жильцы дома выносят мусор в контейнеры, расположенные на указанной площадке.
Вопрос о предложении от Администрации об определении места под контейнерную площадку на территории МКД N 3 по ул. Кирове, был включен в повестку дня общего собрания собственников помещений в МКД, протокол общего собрания от 21.06.2022 представлен в материалы дела.
Согласно данному протоколу собственники не приняли предложение Администрации. Таким образом, на ООО "УК "Доверие" как на управляющую организацию данная обязанность не была возложена.
Предлагая ответчику оборудовать контейнерную площадку, не учитывая фактическую невозможность ее оборудования на прилегающей к МКД территории, Администрация не определила источник финансирования соответствующих мероприятий.
Исходя из предмета иска, суд, с учетом оценки представленных доказательств, пришел к правильному выводу о невозможности обустройства контейнерной площадки для сбора ТКО на придомовой территории с соблюдением санитарных норм, и об отсутствии законных оснований для возложения на управляющую организацию обязанности по поиску и обустройству места накопления ТКО на территории общего пользования, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленного иска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2022 по делу N А26-6836/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6836/2022
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: ООО "Управляющая компания "ДОВЕРИЕ"