г. Москва |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А40-161520/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Абишиной Анны Александровны на решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.11.2022 по делу N А40-161520/22 (
по заявлению Абишиной Анны Александровны
к ИФНС России N 24 по г.Москве
о признании недействительным решения.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Шиптей Е.В. по дов. от 08.02.2023; Макарова Е.С. по дов. от 27.09.2022;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Абишина Анна Александровна (далее -Предприниматель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы N 24 по г.Москве (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения N 21673 от 17.12.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением 21.11.2022 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, а также неполно исследованы обстоятельства по делу.
ИФНС N 24 по г.Москве представлен отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает решение законным и обоснованным, по доводам отзыва.
В судебном заседании представители инспекции поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
В судебное заседание не явился представитель заявителя, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию ответчика, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - налоговая декларация) за 2020 год номер корректировки "0", сумма дохода за налоговый период по которой составляет 13 699 005 руб., налоговая ставка в размере 0 процентов.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки с целью определения достоверности отраженных показателей Инспекцией в соответствии со статьей 88 НК РФ в адрес Заявителя направлено требование о представлении пояснений N 21895 от 07.07.2021.
Требование проигнорировано Заявителем, пояснения, документы, подтверждающие право применения ставки 0 процентов, либо уточненная налоговая декларация не представлены.
06.08.2021 Инспекцией составлен Акт N 27890.
Извещение о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки N 28422 от 06.08.2021, которое назначено на 13.10.2021 в 14 ч. 30 мин., также направлено Инспекцией по телекоммуникационным каналам связи 30.08.2021.
В связи с неявкой лица, Инспекцией решено перенести время и дату рассмотрения материалов проверки на 15.12.2021.
Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 37717 от 21.10.2021, назначенное на 15.12.2021 в 14 ч. 30 мин., направлено Инспекцией в адрес Заявителя посредством почтового отправления.
Налогоплательщик на рассмотрение материалов налоговой проверки не явился. Возражения на Акт N 27890 от 06.08.2021 не представлены.
В связи с неявкой лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки 17.12.2021 Инспекцией вынесено Решение N 21673 от 17.12.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку Налогоплательщик не подтвердил право применения ставки 0 процентов, заявленной в налоговой декларации.
Предприниматель считая действия налогового органа незаконными обратился в УФНС России по г.Москве с жалобой на решение N 21673 от 17.12.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением N 21-10/037256@ от 31.03.2022 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Как видно из материалов дела, Налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 26.04.2019 года по настоящее время и применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы". Основной вид экономической деятельности ОКВЭД 93.12 "Деятельность спортивных клубов".
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Так, согласно пп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.3 ст.80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Согласно п.4 ст.80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Исходя из положений п.6 ст.80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии со статьей 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.
Согласно статье 346.14 Кодекса объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
В соответствии со статьей 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Согласно статье 346.19 Кодекса налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.20 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.20 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 346.21 Кодекса налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.21 Кодекса сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.21 Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 статьи 346.21 Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
На основании п.2 ч.1 ст.346.23 Налогового кодекса РФ для индивидуальных предпринимателей установлен срок представления налоговой декларации - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог по итогам года подлежит уплате индивидуальным предпринимателем в бюджет - не позднее 30 апреля следующего года.
В течении года Предприниматель должен платить авансовые платежи - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу пункта 1 статьи 80 НК РФ указанная в декларации сумма налога определяется самим налогоплательщиком и представляет собой его заявление о налоге, подлежащем уплате в бюджет.
Согласно статье 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Из пункта 3 статьи 88 Кодекса следует, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Пунктом 5 статьи 100 Кодекса предусмотрено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Так, налогоплательщиком в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - налоговая декларация) за 2020 год номер корректировки "0", сумма дохода за налоговый период по которой составляет 13 699 005 руб., налоговая ставка в размере 0 процентов.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки с целью определения достоверности отраженных показателей Инспекцией в соответствии со статьей 88 Кодекса в адрес Заявителя по телекоммуникационным каналам связи направлено требование о представлении пояснений N 21895 от 07.07.2021 (далее - Требование), также указанное Требование направлено Инспекцией в адрес Заявителя 13.07.2021 по почте на адрес 115477, г.Москва, ул.Кантемировская, д.25, корп.2, кв.100 (почтовый идентификатор 11799760377731), которое по сведениям сайта Почты России прибыло в место вручения (15.07.2021) и в связи с неудачной попыткой вручения (16.07.2021) возвращено отправителю (15.08.2021).
Согласно сведениям из информационного ресурса "АИС" адресом места жительства ИП Абишиной А.А. является 115477, г.Москва, ул.Кантемировская, д.25. корп.2, кв.100.
Пояснения, документы, подтверждающие право применения ставки 0 процентов, либо уточненная налоговая декларация не представлены.
06.08.2021 Инспекцией составлен Акт N 27890 и направлен Инспекцией по телекоммуникационным каналам связи 30.08.2021, а также направлен заказным письмом по почте 27.10.2021 (почтовый идентификатор 11799763064836), которое по сведениям сайта Почты России прибыло в место вручения (28.10.2021) и в связи с неудачной попыткой вручения (29.10.2021) возвращено отправителю (28.11.2021).
Извещение о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки N 28422 от 06.08.2021, которое назначено на 13.10.2021 в 14 ч. 30 мин., направлено Инспекцией по телекоммуникационным каналам связи 30.08.2021. В связи с неявкой лица, Инспекцией решено перенести время и дату рассмотрения материалов проверки на 15.12.2021.
Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 37717 от 21.10.2021, назначенное на 15.12.2021 в 14 ч. 30 мин., направлено Инспекцией в адрес Заявителя заказным письмом по почте 27.10.2021 на адрес 115477, г.Москва, ул.Кантемировская, д.25, корп.2, кв.100 (почтовый идентификатор 11799763064836).
Согласно сведениям сайта Почты России, вышеуказанное Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 37717 от 21.10.2021 прибыло в место вручения (28.10.2021) и в связи с неудачной попыткой вручения (29.10.2021) возвращено отправителю (28.11.2021).
Налогоплательщик на рассмотрение материалов налоговой проверки не явился. Возражения на Акт N 27890 от 06.08.2021 Предпринимателем не представлены.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 7 статьи 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В связи с неявкой лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки 17.12.2021 Инспекцией вынесено Решение N 21673 от 17.12.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку Налогоплательщик не подтвердил право применения ставки 0 процентов, заявленной в налоговой декларации.
Обжалуемое решение направлено Инспекцией в адрес Заявителя по телекоммуникационным каналам связи 27.12.2021, а также 10.02.2022 направлено заказным письмом на адрес 115477, г.Москва, ул.Кантемировская, д.25, корп.2, кв.100 (почтовый идентификатор 11773667309316), которое по сведениям сайта Почты России получено Заявителем 28.02.2022.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Согласно пункту 4 статьи 31 Кодекса, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.
При этом п. 5.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с п.3 ст.80 НК РФ представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Указанное лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ утвержден подлежавший применению в рассматриваемый период времени Порядок направления требования о представлении документов (информации) (далее - Порядок).
Согласно п.15 данного Порядка требование о представлении документов формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе.
В соответствии с п.16 Порядка не позднее следующего рабочего дня требование о представлении документов формируется в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица налогового органа и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогоплательщика. При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику.
Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки требования о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должен получить: 1) подтверждение даты отправки; 2) квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика.
При получении уведомления об отказе в приеме налоговый орган устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления требования о представлении документов.
На основании п.17 Порядка при получении от налогового органа требования о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного требования о представлении документов налогоплательщик в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее ЭЦП и направляет в налоговый орган.
При наличии оснований для отказа в приеме требования о представлении документов налогоплательщик формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает ЭЦП и направляет его в налоговый орган.
При этом согласно п.19 Порядка, если налоговый орган в соответствии с п.16 Порядка не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет требование о представлении документов на бумажном носителе.
Согласно п.32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, установлено, что почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи: порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
Следовательно, для того, чтобы получать почтовую корреспонденцию по определенному адресу юридическое лицо должно не только сообщить этот адрес отправителю, но и заключить с оператором почтовой связи договор на оказание услуг, в котором определить порядок доставки.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Если адресат фактически не проживает или временно не находится по адресу, который он сообщил отправителю, или по адресу регистрации, и письмо, доставленное по указанным адресам курьером отправителя, курьерской службой, почтой или телеграфом, не было ему передано или было возвращено отправителю, правовые последствия извещения считаются возникшими.
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Так, в соответствии с п.3 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
В силу пункта 63 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридическое или физическое лицо несет риск неполучения сообщений, доставленных по указанным выше адресам (в том числе в 4 связи с временным отсутствием или фактическим непроживанием/ненахождением по указанным адресам).
При этом суд обоснованно сослался на судебную практику.
В Постановлении от 07.06.2017 N Ф05-12400/2016 по делу N А40-232020/2015 Арбитражный суд Московского округа также указал, что юридическое лицо обязано обеспечить получение корреспонденции по адресу его регистрации, и невыполнение данной обязанности лишает его возможности ссылаться на то, что оно не было извещено.
Суд также правомерно указал, что в сходных с рассматриваемой ситуацией обстоятельствах арбитражные суды признавали, что направленное по почте заказным письмом требование считается полученным на шестой день после отправки, и, соответственно, с этого момента начинает течь установленный Кодексом срок на представление документов, нарушение которого влечет привлечение лица к налоговой ответственности (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 N 08АП-15102/2018, Решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.04.2021 по делу N А40-44860/21-140-1174).
Таким образом, обязанность получения корреспонденции возложена именно на Заявителя.
Относительно довода Налогоплательщика о том, что в решении N 21673 от 17.12.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указано "вид предпринимательской деятельности в налоговой декларации налогоплательщиком не указан", в то время как в форме налоговой декларации по КНД 1152017 (Приложение N 1 к приказу ФНС России от 25.12.2020 N ЕД-7-3/958@ отсутствует графа "вид предпринимательской деятельности", суд отмечает следующее.
За 2020 год декларация представляется по форме (КНД 1152017), утвержденной Приказом ФНС России от 26.02.2016 N MMB-7-3/99@. Этим же Приказом утвержден порядок ее заполнения и электронный формат. В форме налоговой декларации за 2020 год присутствует графа "ОКВЭД" по которому можно идентифицировать "вид предпринимательской деятельности".
Налогоплательщиком в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2020 год по форме (КНД 1152017), утвержденной Приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@.
Таким образом, Предпринимателем не указан код в графе "ОКВЭД", как и указано в Решении N 21673 от 17.12.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Начиная с 2021 года применяется форма, утвержденная Приказом ФНС России от 25.12.2020 N ЕД-7-3/958@, на которую ссылается Заявитель в исковом заявлении.
Относительно довода Заявителя о том, что им не было получено Решение УФНС России по г.Москве N 21-10/037256@ от 31.03.2022 в связи с чем не было возможности в срок подать исковое заявление суд отмечает следующее.
04.04.2022 Решение УФНС России по г.Москве N 21-10/037256@ от 31.03.2022 было направлено Управлением заказным письмом по почте на адрес, согласно сведениям из информационного ресурса "АИС", а также указанный Заявителем в жалобе: 115477, Россия, г.Москва, ул.Кантемировская, д.25, к.2, кв.100 (почтовый идентификатор 12571869126118), а также на адрес электронной почты 202@online4cassa.ru также указанный Заявителем в жалобе.
Кроме того, 04.07.2022 Инспекцией в ответ на обращение повторно направила Решение УФНС России по г.Москве N 21-10/037256@ от 31.03.2022.
Таким образом, довод Предпринимателя о неполучении корреспонденции не обоснован, т.к. обязанность получения корреспонденции возложена именно на Заявителя.
Как уже было отмечено выше, при направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В соответствии с п.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд, установив пропуск срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного акта, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, отказывает в удовлетворении заявленных требований по данному основанию, не рассматривая вопроса о соответствии ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту.
При этом пропуск трехмесячного срока на обжалование ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Соответствующий вывод следует, в частности, из п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8673/07.
Таким образом, Решение УФНС по г.Москве N 21-10/037256@ от 31.03.2022 считается полученным 12.04.2022. Из чего следует, что исковое заявление Заявитель был вправе представить до 12.07.2022 (включительно). Однако исковое заявление согласно оттиску почтового органа связи на конверте направлено 26.07.2022, что подтверждает нарушение Заявителем срока подачи Заявления в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, по результатам рассмотрения настоящего дела суд считает, что действия Инспекции в полной мере соответствуют действующему законодательству и у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя, как не основанных на законе.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2022 по делу N А40-161520/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-161520/2022
Истец: Абишина Анна Александровна
Ответчик: ИФНС N24 по г. Москва, УФНС ПО МОСКВЕ