г. Москва |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А40-168805/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Провими"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2022, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-168805/22
по заявлению ООО "Провими"
к Московской областной таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Провими" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об отмене постановления Московской областной таможни (далее - Ответчик, таможенный орган) N 10013000-007731/2022 от 14.07.2022.
Определением от 22.08.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2022 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 14.07.2022 заместителем начальника таможенного органа Морозовым А.Ю. вынесено оспариваемое постановление N 10013000-007731/2022 (приложение 1), в соответствии с которым Заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей за нарушение срока подачи статистической формы в таможенный орган.
Не согласившись с вынесенным постановлением в части назначенного административного штрафа, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Проверив порядок привлечения Заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции установил, что положения ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что Заявителем не оспаривалось. Нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могли являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), судом первой инстанции не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, Ответчиком соблюдены.
Как следует из материалов дела, 07.06.2022 Общество предоставило Ответчику статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма): системный номер ED20220607113950465 (регистрационный номер 10013000/070622/С748093).
Дата представления Обществом статистической формы за отчетный период август 2021 года установлена не позднее 14.09.2021 включительно.
Таким образом, с 15.09.2021 обязанность по представлению статистической формы в установленный срок считалась не исполненной.
Однако статистическая форма за отчетный период август 2021 год Обществом представлена в таможенный орган 07.06.2022, что явлилось нарушением установленного срока.
За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ (Федеральный закон от 28.12.2016 N 510-ФЗ "О внесении изменений в ст. 12 и 104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и КоАП РФ", вступил в законную силу 29.01.2017).
Объективную сторону административного правонарушения составляло противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы в таможенный орган.
Исходя из изложенного, 14.07.2022 таможенным органом вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушений, в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно доводам заявления, Заявитель счел постановление о привлечении к административной ответственности незаконным в связи с нарушением предусмотренных КоАП РФ правил назначения административного наказания ввиду того, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ" внесены изменения в правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, которые вступили в силу 06.04.2022.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 254, ч. 1 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) в функции (обязанности) таможенных органов, среди прочего, входит ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза. Статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведется на основании сведений, указанных в статистических формах учета перемещения товаров и иных источниках информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 278 Закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, а также статистические формы учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 278 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с п. 12 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12 2015 N 1329" (далее - Правила), таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Согласно п. 5 Правил, на лиц, заключивших сделку либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения или отгрузки товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, возложена обязанность своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы учета этих товаров, содержащие достоверные сведения. Статистическая форма заполняется в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Пунктом 6 Правил установлено, что статистическая форма учета перемещения товаров заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Пунктом 8 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
В соответствии с п. 9 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (п. 10 Правил).
В соответствии с п. 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из обстоятельств дела, в их совокупности, следовало, что Общество было обязано своевременно представить таможенному органу статистическую форму. Для надлежащего исполнения установленной обязанности, Общество могло и должно было своевременно представить таможенному органу статистическую форму. Имея возможность предоставить в таможенный орган статистическую форму, заблаговременно об этом позаботившись, располагая для этого достаточным периодом времени, а также имея возможность осуществлять постоянный контроль за работой личного кабинета на сайте Федеральной таможенной службы, Общество не проявило той степени заботливости и осмотрительности по отношению к обязанностям, определенным таможенным законодательством Российской Федерации, и предоставило статистическую форму с нарушением установленного срока.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции Российской Федерации, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Вина Общества состояла в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения составляло противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы в таможенный орган.
Субъектом административного правонарушения является Общество.
Доказательств того, что несвоевременное непредставление статистической формы произошло в силу каких-либо независящих от Общества обстоятельств представлено не было.
Согласно доводам Общества в заявлении, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено незаконно, в связи с нарушением предусмотренных КоАП РФ правил назначения административного наказания ввиду того, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ" внесены изменения в правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, которые вступили в силу 06.04.2022.
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В п. 3 ч. 5 ст. 2 названного Закона отмечено, что положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, таможенного контроля.
Следовательно, таможенный контроль по указанному определению относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и Закона N 289-ФЗ, а не в рамках Закона N 248-ФЗ.
При этом, из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенному их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Вместе с тем, в соответствии с письмом Федеральной таможенной службы от 11.04.2022 N 01-11/19860 "О направлении разъяснении", обязательным условием применения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ является выявление административных правонарушений в ходе государственного контроля (надзора) при проведении одного мероприятия, к видам которого относится, в том числе таможенный, валютный, транспортный контроль.
Таможенные органы выявляют административные правонарушения не только в ходе государственного контроля, но и при выполнении иных видов контроля. Административные правонарушения, предусмотренные ст. 19.7.13 КоАП РФ, выявляются при выполнении полномочия по ведению таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации, которая включает в себя статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
Указанное полномочие является самостоятельной функцией, возложенной законодательством Российской Федерации на таможенные органы в целях обеспечения контроля за полнотой и доверенностью сведений в статистических формах учета перемещения товаров. Поэтому, если при выполнении данного контроля выявлено два и более административных правонарушений по ст. 19.7.13 КоАП РФ, наказание назначается за каждое административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).
Оценивая собранные по делу об административном правонарушении материалы в их совокупности, суд первой инстанции установил, что вина Общества полностью доказана, а деяние правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, что подтверждалось собранными по делу доказательствами.
При таких обстоятельствах, в деянии Заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 18, 18.1 Постановлении N 10, судом первой инстанции не установлено, также как и не установлено оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Судом первой инстанции рассмотрены все доводы Заявителя, однако они не могли служить основанием для удовлетворения заявленных требований и правильно расценены судом первой инстанции, как направленные исключительно на уклонение от административной ответственности.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Руководствуясь статьями 229, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2022 по делу N А40-168805/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168805/2022
Истец: ООО "ПРОВИМИ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ