г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2023 г. |
Дело N А26-920/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явилось, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34549/2022) общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.09.2022 по делу N А26-920/2022 (судья Михайлова А.В.), принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия;
к обществу с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля"
3-е лицо: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 846 367 руб. 81 коп., из которых: 844 690 руб. - задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка N 163-з от 24.12.2014 года по сроку начисления на 15.12.2021 года, 1 677 руб. 81 коп. - договорная неустойка, начисленная за период с 16.12.2021 по 24.12.2021.
Определением суда от 20.07.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество" (далее - третье лицо, ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество").
Решением суда от 13.09.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в рамках настоящего дела соглашение к договору аренды в части изменения арендной платы не заключено. Полагает, что платеж за рубку древесины при создании лесной инфраструктуры не может облагаться арендной платой, а объем использования лесов не может быть признан измененным при таких условиях. Считает, что судебным актом по делу N А26-115/2018 объем инфраструктуры исключен из Приложения N 3 договор аренды, что, в силу п.2.1.1 договора влечет за собой невозможность начисления на данный объем арендных платежей, в силу чего с момента вступления в законную силу судебного акта по указанному делу истец лишился права начислять на объем инфраструктуры арендную плату с применением аукционных коэффициентов. Указывает на неверный расчет дополнительного платежа, поскольку такой расчет выполнен не на основании итоговой цены аукциона, а на основании регулируемых ставок платы, без учета принципа пропорциональности. Также указывает, что аукционный коэффициент повышения может применяться только к начальной цене аукциона и не применим к регулируемой цене. Полагает, что судом первой инстанции не проверен представленный ответчиком расчет арендного платежа, поскольку при изменении объема использования лесов размер арендной платы должен изменяться пропорционально произошедшим изменениям. Считает, что судом не дана оценка доводам ответчика о нарушении истцом договора при определении порядка внесения дополнительно начисленного арендного платежа.
Истцом представлен отзыв, в котором он доводы апелляционной жалобы оспаривает и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению обоснованности апелляционной жалобы, представителей в заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.12.2014 между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодатель) и ООО "Грин Лайн" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 163-з (далее - договор), в соответствии которым арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 49 330 га, кадастровый номер 10:21:0000000:86, расположенный на территории Пряжинского лесничества в кварталах 66-69, 75-83, 93-103, 107-118, 125-126 Святозерского участкового лесничества, в кварталах 12-80, 83-87, 89-101 Кинелахтинского участкового лесничества, в кварталах 9-13, 15- 22, 24-72 Паннильского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 79- 2014-10(1020); схема расположения лесного участка, его границы и характеристика представлены в приложениях NN 1 и 2 к договору аренды; ежегодный объем использования лесов приведен в приложении N 3 к договору аренды.
Срок действия договора, согласно п. 7.1, установлен с 01.01.2015 и составляет 25 лет.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 21.01.2015 за N 10-10/001-01/140/2014-14/1.
В связи с переуступкой ООО "Грин Лайн" права аренды лесного участка в пользу ООО "Карлис-Вяртсиля", между Министерством и ООО "Карлис-Вяртсиля" заключено дополнительное соглашение от 18.04.2018 к договору.
В соответствии с условиями договора арендатор обязан использовать лесной участок в объеме, установленном в предмете договора, вносить арендную плату в порядке и сроки, установленные договором и приложением N 4.
Согласно п. 2.1.1 договора размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25.
Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год.
Форма уведомления (извещения) аналогична форме, указанной в приложении N 4 к договору, но не требует подписания со стороны арендатора (п. 2.1.3 договора).
Уведомлением от 01.12.2021 N 3927 Министерство сообщило ООО "Карлис-Вяртсиля" об обязанности в срок до 15.12.2021 внести арендную плату за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, заявленный в лесных декларациях, в размере 65 607 руб. - в части минимального размера платы в федеральный бюджет, 844 690 руб. - в части превышающей минимальный размер платы в бюджет Республики Карелия.
Поскольку задолженность в размере 844 690 руб. арендатором не оплачена, Министерство направило в адрес Общества претензионное письмо от 24.12.2021 о внесении платы в размере 844 690 руб. и договорной неустойки в сумме 1 677 руб. 81 коп.
Неисполнение в добровольном порядке требований истца послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования обоснованными по размеру и по праву, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом (ч. 3 ст. 71 ЛК РФ).
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со ст. 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (п. 4 ч. 4 ст. 79 ЛК РФ).
В силу п. 4 ст. 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно п. 2 ст. 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы.
В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, что государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
По смыслу п. 4 ст. 447 ГК РФ, по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.
Как следует из материалов дела, договор заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона.
При этом, согласно п. 9 протокола от 09.12.2014 N 2 об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, сформирована итоговая цена договора - 56 818 133 руб.
Цена включает себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со ст. 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в бюджет Республики Карелия.
Правопредшественник ответчика принимал участие в аукционе и заключил договор, реализуя преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Документация об аукционе включала проект договора, п. 2.1.1 которого содержал порядок расчета размера арендной платы, и в нем имелось указание на то, что размер арендной платы устанавливается с учетом двух коэффициентов.
Условия аукциона в установленном законом порядке не оспаривались.
В п. 10 названного протокола указано, что размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в результате его проведения в размере 9,25.
Данный пункт протокола (в том числе указанные в нем коэффициенты) воспроизведен в п. 2.1.1 договора.
В протоколе зафиксирована итоговая цена предмета аукциона - 56 818 133 руб., а также определен порядок исчисления арендной платы.
Пунктом 2.1.4 договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом арендатора.
Учитывая правила толкования условий договора (ст. 431 ГК РФ), п. 2.1.4 договора об изменении порядка исчисления арендной платы подлежит последовательному толкованию с учетом п. 2.1.1 договора, определяющего порядок исчисления арендной платы.
Пунктом 4.3.2 договора арендатору предоставлено право создавать на лесном участке в установленном порядке объекты лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты) с указанием в проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.
Виды использования лесов, к числу которых отнесена и заготовка древесины, перечислены в ст. 25 ЛК РФ.
Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов и, в соответствии с п. 1 ст. 13 ЛК РФ, допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. При этом, создание на лесном участке лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора.
Это означает, что в случае необходимости арендатор, в целях создания лесной инфраструктуры, вправе изъять лесной ресурс в объеме, установленном проектом освоения лесов.
Договором установлен вид использования лесов - "заготовка древесины", который предполагает осуществление арендатором ряда мероприятий, которые самостоятельно определяются и фиксируются Обществом в проекте освоения лесов.
Арендатор лесного участка определяет объем использования лесов, в том числе, для создания объектов лесной инфраструктуры, проектируя данные мероприятия к ежегодному исполнению самостоятельно, но в пределах установленного ежегодного объема использования лесов.
Общим принципом арендных отношений является внесение арендной платы за пользование имуществом.
Пункт 11 ст. 1 ЛК РФ определяет платность использования лесов.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Карлис-Вяртсиля" подало лесные декларации от 02.11.2021 N 95, от 08.11.2021 N 100, от 08.11.2021 N 98, от 08.11.2021 N 99, от 15.11.2021 N 102, от 17.11.2021 N 103, от 19.11.2021 N 104, от 22.11.2021 N 105 о рубке древесины в общем объеме 882 куб. м. при создании лесной инфраструктуры.
Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ч. 1 ст. 26 ЛК РФ).
Частью 1 ст. 88 ЛК РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса.
В п. 4.3.2 договора стороны установили, что арендатор вправе осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в проекте освоения лесов, в лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.
В 2021 году допустимый объем заготовки древесины с целью создания лесной инфраструктуры в соответствии с проектом освоения лесов составляет 9 100 куб.м.
Предоставляя арендатору право создавать лесную инфраструктуру, арендодатель согласовал проект освоения лесов с учетом объемов использования лесов, необходимых для создания таких объектов сверх расчетной лесосеки.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют, что ООО "Карлис-Вяртсиля" осуществляло заготовку древесины при создании объектов лесной инфраструктуры в соответствии с проектом освоения лесов, представило в Министерство лесные декларации об использовании лесов с указанной целью.
Размер арендной платы за объем рубок, произведенных в целях создания лесной инфраструктуры, отраженный в уведомлении от 01.12.2021 N 3927, рассчитан Министерством в соответствии с п. 2.1.1 договора.
Поскольку по условиям договора размер арендной платы зависит от объема использования лесов, в обязанности арендатора, вырубившего лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, входит уплата арендной платы за фактически вырубленную древесину, помимо заготовленной.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 539 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" Общество в установленном порядке подало лесные декларации, содержащие информацию об объеме заготовки древесины с конкретизацией по породам и кварталам (выделам) лесного участка.
Согласно сортиментно-товарным таблицам и лесотаксационным справочникам, с учетом разделения на дрова и деловую древесину, которая, в свою очередь, распределяется на крупную, среднюю и мелкую, производится материально-денежная оценка лесосеки.
Стоимость древесины согласно ведомостям материально-денежной оценки лесосек составила - 65 607 рублей;
1,5 - коэффициент, предусмотренный Договором аренды лесного участка;
9,25 - коэффициент, предусмотренный Договором аренды лесного участка.
65 607 х 1,5 х 9,25 = 910 297 руб. - сумма арендной платы, подлежащая уплате по сроку на 15.12.2021 года.
-) 65 607 руб. - арендная плата в части минимальных ставок, подлежащая уплате в федеральный бюджет (оплачена Обществом 14.12.2021);
-) 910 297 - 65 607 = 844 690 руб. - арендная плата в части превышающей минимальные ставки, подлежащая уплате в республиканский бюджет.
Министерством в адрес Общества письмом от 01.12.2021 года N 3927 было направлено Уведомление о внесении арендной платы за 2021 года за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры (срок уплаты 15.12.2021 года). Уведомление N 3927 получено Обществом 09.12.2021 года.
При этом, иначе как в соответствии с п. 2.1.1 договора, рассчитать размер арендной платы не представлялось возможным.
Необходимость оплаты древесины для создания лесной инфраструктуры возникает у арендатора после ее изъятия.
Древесина, заготовленная Обществом для создания объектов лесной инфраструктуры, поступает в собственность арендатора, а не передается и не остается в собственности Российской Федерации.
Расчет Министерства, выполненный на основании ст. 73 ЛК РФ, п. 2.1.1 договора, судом первой инстанции признан обоснованным. Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом.
При этом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что платеж за рубку древесины при создании лесной инфраструктуры не может облагаться арендной платой, а объем использования лесов не может быть признан измененным при таких условиях
В соответствии со ст. 29 ЛК РФ создание лесной инфраструктуры относится к виду использования лесов - "заготовка древесины". Регулирование правоотношений в сфере пользования лесными ресурсами построено на принципе платности (ст. 1 ЛК РФ).
Заключенным между сторонами договором аренды лесного участка не предусмотрен различный порядок расчета арендной платы в зависимости от целей осуществления рубки.
Поскольку осуществление рубки для целей создания лесной инфраструктуры допускается только в пределах земельного участка, предоставленного лицу на основании договора аренды, а сама такая рубка относится законодателем к заготовке древесины, начисление платы за объемы рубки, относящиеся к созданию лесной инфраструктуры, следует признать законным.
Материалами дела подтверждается, что Общество уплатило арендную плату за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры в части минимального размера арендной платы (федеральный бюджет) по сроку платежа на 15.12.2021. Оплатив часть платы в федеральный бюджет, ответчик, фактически, согласился как с законностью начисления платы за рубку для целей создания лесной инфраструктуры, так и с примененными при ее расчете тарифами.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочным довод ответчика о том, что, в связи с вынесением судебных актов об утверждении мировых соглашений по делам N А26-115/2018 и N А26-2461/2019, истец утратил право учитывать объем рубки для целей создания лесной инфраструктуры при определении размера арендных платежей, поскольку ни из судебных актов по указанных делам, ни из условий договора аренды такой вывод не следует.
Кроме того, сам по себе факт утверждения определением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.2018 по делу N А26-115/2018 мирового соглашения о внесении изменений в приложение N 3 к договору в части уменьшения ежегодного объема заготовки древесины до 75 000 куб.м и исключения из него объема, относящегося к объектам лесной инфраструктуры, подписание сторонами соответствующего соглашения, а также обстоятельства, установленные определением арбитражного суда от 13.12.2019 по делу N А26-2461/2019, не имеют значения для рассмотрения настоящего дела и не свидетельствуют о неправомерности начисления истцом спорной платы. Ссылка ответчика на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 16-50/2916-ОГ от 28.02.2022 правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку указанный документ не учитывает фактические обстоятельства рассматриваемого спора.
При указанных обстоятельствах первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требований Министерства в части взыскания 844690 руб. арендной платы по сроку на 15.12.2021 года за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры. Оснований не согласиться с указанным выводом у апелляционного суда не имеется.
В части довода апелляционной жалобы о нарушении истцом порядка истцом договора при определении порядка внесения дополнительно начисленного арендного платежа суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно п.2.1.5 договора арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 2 месяцев с момента изменения соответствующих ставок об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате (зачету).
Следовательно, вопреки доводу апелляционной жалобы, истцу предоставлено право изменять порядок, размер арендной платы и сумму, подлежащую уплате.
Кроме того, в Уведомлении N 3927 указан конкретный срок уплаты арендных платежей - 15.12.2021.
Указанная арендная плата не является годовой, а начислена на основании данных фактически поданных лесных деклараций к конкретному сроку.
Объем использования лесов в целях создания лесной инфраструктуры установлен проектом освоения лесов, а не Приложением N 3 к договору аренды, и может быть изъят арендатором в полном объеме или в его части в пределах, установленных проектом освоения лесов.
Следовательно, возникновение обязательства по уплате арендной платы и определение фактического размера платы за такое использование возможно только после подачи арендатором лесных деклараций.
Согласие на применение указанного порядка ответчик дал своими фактическими действиями, а именно - своевременным внесением платы за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры в части минимального размера арендной платы.
Доказательств согласования сторонами иного порядка ответчиком не представлено.
В силу вышеуказанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности апелляционной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.09.2022 по делу N А26-920/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-920/2022
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Карлис-Вяртсиля"