г. Москва |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А40-139716/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2022 по делу N А40-139716/22 (147-1063)
по заявлению Частная компания с ограниченной ответственностью "Алини Инвестментс Б.В." (зарегистрирована в Торговом реестре Торговой палаты Нидерландов 11.09.2001 за номером 27244415, адрес: г. Делфт, Нидерланды), действующей через Представительство в Российской Федерации (ИНН 9909051633; запись об аккредитации за номером (НЗА))
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ПАО "Сбербанк"
о признании незаконным (недействительным) уведомления
при участии:
от заявителя: |
Нуртдинов Р.Г. по дов. от 30.08.2022; |
от ответчика: |
Шамдинова А.М. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Частная компания с ограниченной ответственностью "Алини Инвестментс Б.В." (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Росресстра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) с требованием о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав от 29.08.22 N КУВД-001/2022-20812269, 20820247 и 20818500 (с учетом уточнений требований, приятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 17.11.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованного лица, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что реестр ограничений прав и реестр сведений о границах ЗОУИТ представляет собой разные части ЕГРН, а ЗОУИТ не подлежат отражению в ЕГРН в качестве ограничения либо обременения недвижимого имущества. Кроме того, указывает, что для осуществления регистрационных действий вне зависимости от даты заключения договора ипотеки необходимо представление разрешения от Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил изменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, обязав Управление выполнить запрашиваемые действия пот регистрации ипотеки. По мнению заявителя ограничения Указа N 81 не подлежат применению к Договору ипотеки.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Частная компания с ограниченной ответственностью "Алини Инвестментс Б.В." является собственником нежилых помещений: 1) общей площадью 22 799,1 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001004:2600, расположенного по адресу: г. Москва, переулок Романов, дом 4, стр.2 (далее -Помещение 1) и 2) общей площадью 8 088,9 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001004:2598, расположенного по адресу: г. Москва, переулок Романов, дом 4, стр.2 (далее -Помещение 2, совместно с Помещением 1 - Помещения).
Заявителю также принадлежит право аренды земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001004:1005, расположенного по адресу г. Москва, переулок Романов, дом 4, стр.2 (далее - Земельный участок).
17.09.2021 между ПАО "Сбербанк" и Заявителем был заключен договор N 4874 об открытии невозобновляемой кредитной линии (далее - Кредитный договор). В обеспечение обязательств Заявителя по данному договору 17.09.2021 между Обществом и Сбербанком был заключен договор последующей ипотеки N 4874/4 от 17.09.2021 (далее - Договор ипотеки), предметом которого явились Помещения и право аренды Земельного участка.
20.05.2022 Общество и ПАО "Сбербанк" обратились с совместным заявлением о государственной регистрации последующей ипотеки Помещений и права аренды Земельного участка, 27.05.2022 Управление Росреестра по Москве приостановило государственную регистрацию прав. 29.08.2022 Ответчиком вынесены решения об отказе в государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-20812269, 20820247 и 20818500.
Посчитав указанные Уведомления об отказе в государственной регистрации договора ипотеки незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельствах отказов Управлением было заявлено только в суде. Поскольку суд не подменяет контрольный орган и не обязан проверять дополнительные обстоятельства за Управление, а приведенные обстоятельства Управление обязано было исследовать.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием. В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, дата государственной регистрации и номер регистрации этого права залогодателя в Едином государственном реестре недвижимости. Если предметом ипотеки является принадлежащее залогодателю право аренды, арендованное имущество должно быть определено в договоре об ипотеке так же, как если бы оно само являлось предметом ипотеки, и должен быть указан срок аренды (п. 2 ст. 9 Закона об ипотеке).
Таким образом, реестр ограничений прав и реестр сведений о границах ЗОУИТ представляют собой разные части ЕГРН, а ЗОУИТ не подлежат отражению в ЕГРН в качестве ограничения либо обременения недвижимого имущества. В свою очередь, Закон об ипотеке не содержит требования об указании информации о ЗОУИТ в отношении предмета ипотеки.
В соответствии со ст. 13 Закона о регистрации внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости.
В силу п. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации).
В силу ст. 53 Закона о регистрации государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании договора, осуществляется на основании договора об ипотеке и заявления залогодателя и залогодержателя, залогодателя и управляющего залогом либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, после государственной регистрации права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости.
Согласно п. 4 ст. 9 Закона об ипотеке обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения.
В рассматриваемом случае документами основаниями для регистрации последующей ипотеки являются Договор ипотеки и дополнительные соглашения к нему, которые были представлены в Росреестр. В свою очередь, в дополнительном соглашении N 1 к Договору ипотеки названо обязательство, обеспечиваемое ипотекой.
Согласно п. 1.1. разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР в целях применения пункта 12 Указа N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в ст. 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Согласно Письму ФНС России от 10.03.2022 N КВ-4-13/2811@ "О получении информации о контролируемых иностранных лицах" документом, подтверждающим факт контроля российского физического лица над иностранной организацией, является представляемое в налоговый орган уведомление об участии в иностранной организации.
Управление ссылается, что заявителем не раскрыта информация в отношении конечных бенефициарах, а также документы подтверждающие раскрытие информации о контроле над ней российскими юридическими или физическими лицами налоговым органом Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Вместе с тем, предметом рассмотрения является решение Управления. Суд первой инстанции проанализировал решение о приостановлении, отказ, верно установил, что данные вопросы ответчиком перед заявителем не ставились и не оценивались. О Данных обстоятельствах ответчиком было заявлено только в суде. Поскольку суд не подменяет контрольный орган и не обязан проверять дополнительные обстоятельства за ответчика, а приведенные обстоятельства Управление обязано было исследовать, суд первой инстанции правомерно посчитал оспариваемое решение не обоснованным, подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно отклонил его ходатайство об оставлении без рассмотрения иска Компании Алини, так как истец не представил в дело оригинал выписки из Торгового реестра Нидерландов, являются необоснованными.
Как следует из ч. 8 ст. 75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Заявитель представил в материалы дела заверенную копию выписки из Торгового реестра Нидерландов от 09.09.2022 (т. 6 л.д. 41-47), что соответствует требованиям АПК РФ. Управление в предусмотренной процессуальной форме не оспорило данное доказательство.
При изложенных обстоятельствах, юридический статус заявителя был определен судом на основании надлежащих доказательств, а основания для оставления заявления без рассмотрения отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что ограничения Указа N 81 не подлежат применению к Договору ипотеки, подлежат отклонению, исходя из следующего.
Пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.0В.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" установлено, что лицами иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:
а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;
б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте "а" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Юридическим лицам, связанным с недружественными странами и не удовлетворяющим требованиям, установленным п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95, для осуществления сделки с недвижимостью необходимо получить разрешение от Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 Официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" при проведении платежей, имеющих целью предоставление резидентом займа в рублях или в иностранной валюте, кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана предпринять необходимые и доступные в существующих условиях меры для установления того обстоятельства, относится ли получатель займа к иностранным лицам или лицам, которые находятся под контролем иностранных лиц.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 81 Президент Российской Федерации, постановил:
Принять следующие дополнительные временные меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации:
а) установить со 2 марта 2022 г. особый порядок осуществления (исполнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности:
сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
В соответствии с Письмом Банка России от 16.06.2022 N 12-4-2/5091 согласно подпункту "а" пункта 1 Указа N 81 к сделкам с лицами, иностранных государств, совершающих недружественные действия, в отношении которых устанавливается особый порядок их осуществления (исполнения) резидентами, в частности, относятся сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 81, а также учитывая разъяснения ЦБ РФ, рассматриваемые правоотношении по предоставлению российской банковской организацией лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях) подпадают под действие Указа Президента Российской Федерации N 81 и Указа Президента Российской Федерации N 95.
Предметом залога обеспечивается исполнение Компанией Алини всех обязательств по Договору N 4874 об открытии невозобновляемой кредитной линии от 17.09.2021 перед ПАО "Сбербанк", то есть, очевидно, что заем (кредит) предоставлен лицу иностранного государства, совершающего недружественные действия.
Таким образом, для осуществления заявленных регистрационных действий вне зависимости от даты заключения Договора ипотеки необходимо представление разрешения от Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.11.2022 по делу N А40-139716/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139716/2022
Истец: Частная компания с ограниченной ответственностью "Алини Инвестментс Б.В."
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"