г. Москва |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А40-188172/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А.Свиридова,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управление Росреестра по г.Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.10.2022 по делу N А40-188172/22 (148-967)
по заявлению Производственного кооператив "Дизайнер"
к Управлению Росреестра по г.Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Низовцев И.В. по дов. от 17.08.2022; |
от ответчика: |
Ассонова С.В. по дов. от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Производственного кооператив "Дизайнер" обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в уведомлении N КУВД-001/2022-13132619/5 от 13.07.2022 г. и возложении на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу, обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Производственного кооператива "Дизайнер" путем осуществления государственной регистрации права в отношении Здания, находящегося по адресу: г.Москва, ул.Складочная, д.20 стр.2, кадастровый номер: 77:02:0021005:1206, общая площадь: 21.9 м.2) в соответствии с заявлением N КУВД-001/2022-13132619 от 31.03.2022 г., о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268, 269, 271 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, а также отзыва на неё, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из заявления, производственный кооператив "Дизайнер" (ОГРН: 1027739718181, ИНН: 7715067479) осуществил возведение административно-производственного комплекса, находящегося по адресу г.Москва, ул.Складочная, д.20.
Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительства от 13.07.1990 г., обозначенный административно-производственный комплекс принят в эксплуатацию, общая площадь составила 2 500 м.2.
В ходе технической инвентаризации, проведенной в 1995 году, установлено, что в состав административно-производственного комплекса входят два отдельных объекта недвижимости:
1. Объект компрессорная: г.Москва, Марьина роща, ул.Складочная, д.20 стр.2 (общая площадь: 21.9 м.2 ). Данное обстоятельство подтверждается выпиской из паспорта БТИ N 2-3107 от 25.12.1995 г., справкой БТИ о состоянии помещения от 12.01.1996 г.
2. Объект здание: г.Москва, Марьина роща, ул.Складочная д.20 стр.1 (общая площадь: 2 294,3 м.2 ). Данное обстоятельство подтверждается выпиской из паспорта БТИ N 2-3107 от 25.12.1995 г., справкой БТИ о состоянии помещения от 12.01.1996 г.
Поскольку Компрессорная была учтена БТИ в качестве отдельного объекта недвижимости, Заявитель зарегистрировал на нее право собственности в порядке и на условиях законодательства, которое действовало до 31.01.1998 г.
Факт регистрации права собственности Заявителя на Компрессорную подтверждается свидетельством на право собственности серия АП N 00-01303/24.07.1997 от 24.07.1997 г. Кроме того, принадлежность Компрессорной Заявителю также подтверждается свидетельством о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы серия Б N 001644 от 08.08.1997 г.
При этом, как указывает заявитель, Компрессорная учтена в качестве отдельного объекта недвижимости в едином государственном реестре недвижимости (адрес: г.Москва, ул.Складочная, д.20 стр.2, кадастровый номер: 77:02:0021005:1206, общая площадь 21.9 м.2 ). Данное обстоятельство следует из выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Между тем, право собственности Заявителя на Компрессорную не зарегистрировано в едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, по мнению заявителя следует, что после возведения административно-производственного комплекса из его состава была выделена Компрессорная, в качестве самостоятельного объекта недвижимости, собственником Компрессорной является Заявитель; право собственности на Компрессорную, было зарегистрировано в порядке и на условиях законодательства, которое действовало до 31.01.1998 г.; Компрессорная учтена в едином государственном реестре недвижимости, однако в реестре не отражено, что собственником Компрессорной является Заявитель.
31.03.2022 г. Заявитель обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением, которому Заинтересованным лицом присвоен N КУВД-001/2022-13132619.
К заявлению были приложены все документы, необходимые для осуществления регистрации права собственности в отношении Компрессорной, в том числе: протокол перевыборного собрания N 1 от 10.01.2021 г., свидетельство на право собственности серия АП N 00-01303/24.07.1997 от 24.07.1997 г., свидетельство о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы серия Б N 001644 от 08.08.1997 г.
Уведомлением Заинтересованного лица N КУВД-001/2022-13132619/1 от 13.04.2022 г. осуществление государственной регистрации права приостановлено. Заинтересованное лицо указало, что Заявителем не представлен правоустанавливающий документ, на основании которого выдано свидетельство о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы серия Б N 001644 от 08.08.1997 г.
С учетом приостановления Заявитель вновь направил пакет документов в адрес Заинтересованного лица, в том числе: выписку из единого государственного реестра об объекте недвижимости, выписку из паспорта БТИ N 2-3107 от 25.12.1995 г., справку БТИ о состоянии помещения от 12.01.1996 г., письмо-разъяснение кадастрового инженера Ереснева A.M., из которого следует, что правоустанавливающий документ (акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительства от 13.07.1990 г.) ранее предоставлялся в материалы регистрационных дел. При этом, в названном письме были идентифицированы конкретные материалы регистрационных дел, в которых содержался обозначенный документ.
Согласно данному письму-разъяснению, Заинтересованному лицу также представлен доступ к Договору предоставления земельного участка во временное пользование N 103 от 01.01.1990 г. Данным договором Заявителю предоставлялось временное пользование земельным участком, на котором находилась Компрессорная.
Таким образом, Заявителем был представлен полный и корректный комплект документов, который позволял произвести государственную регистрацию права, испрашиваемую Заявителем.
В уведомлении о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-13132619/3 от 24.05.2022 г., Заинтересованное лицо отметило, что Заявителем не представлен правоустанавливающий документ, на основании которого выдано свидетельство о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы серия Б N001644 от 08.08.1997 г.
Уведомлением N КУВД-001/2022-13132619/5 от 13.07.2022 г. Заинтересованное лицо отказало в государственной регистрации права на Компрессорную, поскольку заявителем не представлен правоустанавливающий документ, на основании которого выдано свидетельство о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы серия Б N 001644 от 08.08.1997 г., в акте государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительства от 13.07.1990 г. указано, что общая площадь административно-производственного комплекса составила 2 500 м.
Заявитель, считая решение незаконным, обратился с настоящим заявлением в суд.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, п.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами. Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
Исходя из положений п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации недвижимости основании для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пп.1 ст.33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Не позднее указанного срока органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, обязаны приступить к ведению Единого государственного реестра прав и выдаче информации о зарегистрированных правах. Следовательно, названный нормативный акт вступил в силу с 01.01.1998 г.
Распоряжением Мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в городе Москве" Москомимуществу было поручено осуществлять регистрацию недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений), принадлежащего на праве собственности физическим и юридическим лицам на территории города Москвы (пункт 1).
При этом, до введения указанного ФЗ N 122, на территории города Москвы регистрация прав на объекты недвижимого имущества осуществлялась в соответствии с Приказом Москомимущества от 17.02.1994 N 13-П "О порядке ведения реестра собственности".
Согласно п.6 Приказа N 6 Управлению реестра Москомимущества поручено формирование и ведение реестров частной собственности с правом выдачи свидетельства о внесении в реестр собственности.
В соответствии с п.3 Приказа N 6 при принятии положительного решения считать впредь датой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним дату регистрации заявительного письма с полным комплектом документов в Москомимуществе или в территориальном агентстве.
Из абз. 4 "Инструкции о формировании реестра собственности и порядке прохождения и обработки документов при оформлении (переоформлении) прав на недвижимость в Москомимуществе", видно, что факт регистрации в реестре собственности удостоверяется выдачей субъекту права Свидетельства о внесении в реестр собственности.
Пунктом 8 постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации, имущественных прав" предусмотрено, что до принятия Правительством Москвы Программы создания единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в г.Москве государственную регистрацию прав собственности и других вещных прав на здания, сооружения и нежилые помещения и сделок с ним на базе реестра собственности в соответствии со статьями 131, 219, 223 части I Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет Москомимущество с выдачей свидетельств о внесении в реестр собственности.
Статьей 6 ФЗ N 122 предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 69 действующего в настоящее время Закона о регистрации, в соответствии с которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, государственная регистрация ранее возникшего права собственности на объект недвижимости осуществляется на основании: документа, устанавливающего права на объект недвижимости, в том числе изданного органом власти или органом местного самоуправления; документов, подтверждающих ранее осуществленную государственную регистрацию права.
Следовательно, свидетельство серия Б N 001644 от 08.08.1997 г., является надлежащим документом, подтверждающим возникновение права собственности на Компрессорную. Указанный документ являются безусловным основанием для внесения сведений в ЕГРН о ранее возникшем праве на объект недвижимости (Компрессорная), поскольку оно выдано в соответствии с законодательством, действовавшим до 31.01.1998 г.
В соответствии с п. 5 ст.18 Закона о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Изложенное свидетельствует о том, что Заинтересованное лицо располагало всеми необходимыми для проведения регистрационных действий документами, однако в нарушение действующего законодательства приняло Уведомление об отказе.
При этом, представленное Заявителем на государственную регистрацию свидетельство в установленном законом порядке недействительным не признано, соответствует по форме содержанию установленным в период выдачи документа нормативным требованиям, и выдано полномочным органом в пределах его компетенции, следовательно, является основанием для подтверждения государственной регистрации права собственности Заявителя на Компрессорную.
Довод заинтересованного лица о том, что оно не получило правоустанавливающие документы, на основании которых выдано свидетельство о праве собственности на Компрессорную, судом признается несостоятельным.
Как установлено материалами дела, Заявитель просил не первичную регистрацию права, а подтверждение регистрации прав в реестре на уже зарегистрированный объект. При этом, объект существует в тех параметрах, которые установлены свидетельствами о праве. Данные свидетельства выданы до вступления в силу Закона о регистрации.
Заявитель представил письмо-разъяснение кадастрового инженера Ереснева A.M., из которого следует, что правоустанавливающий документ (акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительства от 13.07.1990 г.) ранее предоставлялся в материалы регистрационных дел. При этом в названном письме были идентифицированы конкретные материалы регистрационных дел, в которых содержался обозначенный документ.
Выделение из административно-производственного комплекса Компрессорной и Здания в качестве отдельных объектов недвижимости не влияет на легитимность акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительства от 13.07.1990 г. При приемке административно-производственного комплекса не ставилась цель принять в эксплуатацию отдельные объекты (Компрессорную и Здание) по отдельности.
Компрессорная и Здание учтены органами БТИ в 1995 году в качестве отдельных объектов недвижимости, их регистрация в качестве отдельных объектов недвижимости не ставилась под сомнение, напротив, факт регистрации прав на Компрессорную и Здание в порядке законодательства, которое действовало до 31.01.1998 г., говорит о том, что Компрессорная и Здание были выделены из состава административно-производственного комплекса, ввод которого в эксплуатацию не подвергается сомнению заинтересованным лицом.
При этом, свидетельством на право собственности серия АП N 00- 01303/24.07.1997 от 24.07.1997 г. было оформлено на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительства от 13.07.1990 г., и это указано свидетельстве.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2022 по делу N 40-188172/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-188172/2022
Истец: "ДИЗАЙНЕР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ