город Ростов-на-Дону |
|
19 февраля 2023 г. |
дело N А32-23855/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края: представитель Гришко Ю.С. по доверенности от 10.01.2023, паспорт;
от ИП Трондофилиди Е.Н.: представитель Шахов Б.В. по доверенности от 07.09.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.12.2022 по делу N А32-23855/2022
по иску Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН: 2308030019, ОГРН: 1022301205926)
к индивидуальному предпринимателю Трондофилиди Елене Николаевне (ОГРНИП: 314232305900024, ИНН: 232300242440)
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Трондофилиди Елене Николаевне (далее - ответчик, ИП Трондофилиди Е.Н., предприниматель) о взыскании денежных средств субсидии в размере 4 103 162,47 рубля, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 62 952,63 рубля, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.04.2022 по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно отчету о достижении значений результатов предоставления субсидии предоставленным индивидуальным предпринимателем Трондофилиди Еленой Николаевной по соглашению от 27.05.2021 N 10-2021-32461 фактически достигнутое значение результата предоставления субсидии составило 2869 тонны, при плановом значении - 3944 тонны. Следовательно, значение результата предоставления субсидии - не достигнуто. Исходя из представленных документов, не представляется возможным сделать объективный вывод о фактическом объёме производства овощных культур открытого грунта в 2021 году. Кроме того, в ходе судебного заседания в суде представителем ответчика предоставлен исправленный отчёт о достижении значений результатов предоставления субсидии в соответствии с установленной формой. Однако, данный отчёт министерством не принят, в связи с тем, что нарушен срок его предоставления.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Трондофилиди Елена Николаевна просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ИП Трондофилиди Е.Н. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции, в 2021 году индивидуальному предпринимателю Трондофилиди Елене Николаевне Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края оказывалась государственная поддержка по предоставлению за счет краевого бюджета субсидии на возмещении части затрат на производство овощных культур открытого грунта, в сумме 15 051 953, 30 рубля (платежное поручение N 832550 от 28.05.2021).
Условия и механизм предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта, определяется Порядком предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта, в рамках мероприятия "Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной приказом министерства от 07.04.2020 N 82 (в редакции приказа министерства от 26.03.2021 N 86).
В соответствии с пунктом 3.5. Порядка субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между заявителем и уполномоченным органом, обязательными условиями которого являются:
Согласие заявителя на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидий;
Установление значений результатов предоставления субсидий;
Наличие условий о согласовании новых условий Соглашения или о расторжении Соглашения при не достижении согласия по новым условиям в случае уменьшения главному распорядителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств;
Между уполномоченным органом и заявителем заключено соглашение от 27.05.2021 N 10-2021-32461 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта.
Заявитель обязался обеспечить результатом предоставления субсидии, который должен быть достигнут в срок до 01 декабря текущего финансового года, является - прирост производства овощей открытого грунта в текущем финансовом году - не менее 3% к уровню отчетного финансового года (исчисленных как валовое производство, тонн). Результат предоставления субсидии должен соответствовать типовому результату предоставления субсидии, определенному в соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации порядком проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидии. Также заявитель обязуется предоставить отчет о достижении значений результатов предоставления субсидий, показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.5.1. соглашения от 27.05.2021 N 10-2021-32461 не позднее 3 рабочего дня, следующего за отчетным годом.
Согласно отчету о достижении результатов предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта предоставленным ответчиком на 31.12.2021 по состоянию на 27.05.2021 N 10-2021-32461 фактически достигнутые значения составили 2869, при плановом значении 3944.
Министерство, как уполномоченный орган направило ответчику соответствующее требование о возврате субсидии от 09.02.2022 N 206-04-06-1139/22. Объем субсидий для возврата составил 4 103 162,47 рубля.
Поскольку в добровольном порядке предприниматель средства субсидии не возвратил, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
На основании части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
При получении вышеуказанного требования, предпринимателем произведен анализ предоставленной в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края информации.
По итогам проведенного анализа была установлена допущенная техническая ошибка при подготовке статистического отчета "Фермер-2" (Тимашевский район), по количеству выращенного урожая овощных культур открытого грунта.
Отчет "Фермер-2" повторно был направлен в Росстат по Тимашевскому району. Отчет был принят, о чем свидетельствует соответствующий штамп на первом листе отчета.
28.04.2022 в адрес Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Ответчиком направлен откорректированный отчет (устранена техническая ошибка) о достижении результатов предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта с плановым значением 3944.
Также, 28.04.2022 предпринимателем в адрес Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края направлено заявление об отзыве ранее направленного требования в связи с фактическим исполнением соглашения о предоставлении субсидии от 27.05.2021 N 10-2021-32461 и исправлении технической ошибки в отчете.
09.06.2022 предпринимателем в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края направлено письмо с приложениями документов, свидетельствующих о полном исполнении соглашения от 27.05.2021 N 10-2021-32461 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта:
1. Копии отчетов по форме "Фермер-2" (Абинский, Тимашевский и Северский районы) с отметками органа статистики;
2. Копии актов расходов семян (семена не приобретались, а заготавливались самостоятельно ИП Трондофилиди Е.Н.);
3. Копии актов апробации семеноводческого посева;
4. Копии договоров на поставку селитры, договоры на покупку ГСМ;
5. Копии договоров на возмездное оказание услуг по пахоте, дискованию, чизелеванию и обработке земли сельскохозяйственного назначения с актами выполненных работ и платежными поручениями, подтверждающими оплату работ;
6. Выписка из штатного расписания ИП Трондофилиди Е.Н.;
7. Перечень сельскохозяйственной техники и оборудования в собственности ИП Трондофилиди Е.Н.;
8. Договоры на уборку урожая.
В суд первой инстанции представителем ответчика был предоставлен исправленный Отчет о достижении значений результатов предоставления Субсидии (в соответствии с Приложением N 3 к соглашению N 10-2021-32461 от "27" мая 2021 г.) со штампом от ______________ вх. N_________________, после исправления технической ошибки, а также подтверждающие достижение результатов документы:
1.Копии отчетов по форме "Фермер-2" (Абинский, Тимашевский и Северский районы) с отметками органа статистики;
2.Копии актов расходов семян (семена не приобретались, а заготавливались самостоятельно ИП Трондофилиди Е.Н.);
3.Копии актов апробации семеноводческого посева;
4.Копии договоров на поставку селитры, договоры на покупку ГСМ;
5.Копии договоров на возмездное оказание услуг по пахоте, дискованию, чизелеванию и обработке земли сельскохозяйственного назначения с актами выполненных работ и платежными поручениями, подтверждающими оплату работ;
6.Выписка из штатного расписания ИП Трондофилиди Е.Н.;
7.Перечень сельскохозяйственной техники и оборудования в собственности ИП Трондофилиди Е.Н.;
8.Договоры на уборку урожая.
9.Копии Товарно-транспортных накладных.
После ознакомления с представленными документами, представителями истца была подтверждена подлинность представленных документов, подтверждено соответствие представленного отчета Приложению N 3 к соглашению N 10-2021-32461 от "27" мая 2021.
Каких - либо требований о дополнительном изучении представленных документов, а также сомнений в их подлинности, истцами не заявлены. Кроме того, представители истца, подтвердили достижение значений результатов предоставления субсидии, согласно представленному исправленному отчету, однако продолжали настаивать на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на пропуск сроков предоставления исправленного отчета о достижении значений результатов предоставления Субсидии.
Суд первой инстанции отклонил довод Министерства о том, что данный отчёт министерством не принят, в связи с тем, что нарушен срок его предоставления, следовательно, имеется обязанность предпринимателя вернуть сумму субсидии в размере 4 103 162,47 руб.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджета осуществляются путем ассигнований, к числу которых отнесены и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (абзац пятый).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1).
Положениями части 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что действующие законодательство и соглашение от 27 мая 2021 года N 10-2021-32461 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта не содержит в себе условий, санкций за несвоевременное предоставление отчета, и как следствие не может служить основанием для взыскания части предоставленной субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Доказательств того, что сумма субсидии была израсходовано не по целевому назначению в материалы дела представлено не было.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерством не представлены доказательства неиспользования, нецелевого использования денежных средств, предоставленных в качестве субсидии или не достижения целей Соглашения о предоставления субсидии.
Апелляционная коллегия полагает, что истец в обоснование доводов апелляционной жалобы не представил относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о недостоверности документов, представленных ответчиком в обоснование своей позиции.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2022 по делу N А32-23855/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23855/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КК, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышлености Краснодарского края
Ответчик: Трондофилиди Елена Николаевна