г. Киров |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А82-10353/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.
при участии в судебном заседании посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Ярославской области:
представителя заявителя Хрусталева Е.В. по доверенности от 01.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.12.2022 по делу N А82-10353/2022
по заявлению акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (ОГРН 1117604019268;
ИНН 7604215146)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (ОГРН 1057600606612; ИНН 7604077295)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (далее - заявитель, АО "Управдом Заволжского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - ответчик, Департамент, административный орган) от 03.03.2022 N 295-09-4/22.
В соответствии с указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Управдом Заволжского района" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и прекратить производство по делу.
В апелляционной жалобе Общество оспаривает выводы суда о наличии в его деянии события и состава вменяемого правонарушения, указывает, что такие выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны судом при неправильном применении норм материального права. Приводит доводы о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ). Подробно позиция заявителя изложена в жалобе.
Ответчик в отзыве на жалобу опроверг доводы заявителя.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.01.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.01.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Департамент явку представителей в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие ответчика.
В судебном заседании апелляционного суда, проведенном посредством видеоконференц-связи, представитель Общества настаивал на занятой позиции.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, АО "Управдом Заволжского района" имеет лицензию от 21.04.2015 N 076-000014 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, на основании договора от 13.03.2015 управляет многоквартирным домом N 26 по улице Орджоникидзе г. Ярославля.
Департаментом в связи с поступившим обращением жителя указанного многоквартирного дома от 20.12.2021 по вопросу ненадлежащего содержания общедомового имущества на основании приказа от 11.01.2022 N 59-13-13/22 в отношении деятельности Общества проведена внеплановая выездная проверка.
При осмотре дома 12.01.2022 Департаментом установлено разрушение, местами отсутствие межпанельных швов по периметру дома. В связи с этим надзорный орган признал, что Обществом допущено нарушение пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 3 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень). Результаты проверки оформлены актом от 13.01.2022 N 59-13-13/22.
По факту выявленных нарушений 07.02.2022 Департамент составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствии законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом.
03.03.2022 Департамент по итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынес постановление N 295-09-4/22, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа 125 000 рублей. Дело рассмотрено в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности в деянии Общества события и состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений, а также оснований для квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав позицию представителя Общества, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении такой деятельности с нарушением лицензионных требований.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 193 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются также: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона - управляющая организация по заданию другой стороны - собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Состав общего имущества в многоквартирном доме установлен в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г").
Пунктом 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях; текущий ремонт и содержание общего имущества (подпункты "а", "в", "з").
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами N 170, где перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома.
Согласно пункту 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен. Стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов. Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций: вертикальных 2 - 3 мм; горизонтальных 0,6 - 0,7 мм.
Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме) (пункт 4.2.1.7 Правил N 170).
В Минимальный перечень услуг и работ включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания стен многоквартирных домов (пункт 3).
К числу таких работ отнесены выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней. В случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Требования указанных нормативных актов имеют императивный характер.
Из материалов дела следует, что АО "Управдом Заволжского района" имеет лицензию от 21.04.2015 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами и в связи с заключением договора от 13.03.2015 является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 26 по улице Орджоникидзе г. Ярославля.
Соответственно, имея статус управляющей организацией, Общество на момент проведения Департаментом проверки являлось лицом, ответственным за содержание общего имущества указанного многоквартирного дома.
Факт нарушения Обществом перечисленных требований, что был обнаружен при проведении надзорным органом проверки и получил фотофиксацию, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в дело доказательств.
Доводы заявителя жалобы о том, что инспектором не проведены инструментальное обследование стен и осмотры квартир дома, не свидетельствуют об отсутствии нарушения лицензионных требований. В рассматриваемом случае Обществу вменено не нарушение температурного режима в квартирах, а нарушение, выразившееся в разрушении межпанельных швов (в особенности шва, проходящего между квартирами 2 и 3 этажа), что было зафиксировано Департаментом в ходе осмотра с применением фотосъемки. Осмотр проведен в присутствии представителя Общества по доверенности, которой замечания по установленным инспектором нарушениям не заявлены, акт осмотра от 12.01.2022 подписан без возражений. Фотография к акту осмотра, в том числе в сравнении с иными межпанельными швами, не позволяет сделать выводы о том, что межпанельный шов в районе квартир 2 и 3 этажа дома находится в надлежащем состоянии, его раскрытие не превышает допустимых значений (пункт 4.2.1.1 Правил N 170). Следующие после проведенной проверки действия Общества по ремонту в районе квартир 76, 80 дома (наряд-задание от 14.01.2023) также подтверждают указанные обстоятельства.
Таким образом, в деянии заявителя имеет место событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу закона управляющая организация с момента заключения договора управления вне зависимости от технического состояния многоквартирного дома обязана принимать действенные меры в целях исполнения своих договорных обязательств. Управление домом должно быть направлено на обеспечение безопасного проживания граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников. Роль управляющей организации при исполнении обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома предполагает активное поведение, проявление ею той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения обязательных норм и правил.
Пункт 4.2.1.1 Правил N 170 обязывает управляющую организацию устранять повреждения стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Заявитель жалобы указывает, что необходимость ремонтных работ в отношении межпанельных швов дома в районе квартир N N 9, 76, 80 была выявлена им в ходе осеннего осмотра в 2021 г., в связи с чем необходимые работы были включены Обществом в план текущего ремонта на 2022 г. и частично выполнены в декабре 2021 г.
Однако позиция Общества не находит своего подтверждения по обстоятельствам дела. Согласно материалам дела о существующей проблеме Обществу было известно давно, собственник квартиры N 80 дома неоднократно с 2019 г. обращался в управляющую организацию по вопросу наличия трещин в межпанельных швах (полного отсутствия заделки швов по всему периметру квартиры между 2 и 3 этажами). Из акта обследования объекта от 29.09.2019, составленного сотрудником Общества в присутствии собственника указанной квартиры, следует факт фиксации при визуальном осмотре с наружной стороны дома в швах трещин, выветривания цементного раствора и необходимости выполнения герметизации швов. В последующем, в ответе на обращение от 15.06.2021 Общество сообщило собственнику квартиры N 80 о том, что работы по герметизации межпанельных швов этой квартиры включены в план текущего ремонта на 2021 г., однако по состоянию на декабрь 2021 г. такие работы применительно к указанной квартире Обществом выполнены не были. Соответствующие доказательства ремонтных работ заявителем, утверждающим о выполнении ремонтных работ, в материалы дела не представлены (статья 65 АПК РФ). Наряд-задание от 14.12.2021, на который управляющая организация ссылается в своей позиции, содержит сведения о герметизации межпанельных швов исключительно квартиры N 9, а аналогичные работы в отношении квартиры N 80 согласно представленному Обществом плану проведения текущего ремонта запланированы на 2022 г.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что на протяжении долгого времени Общество, несмотря на неоднократные обращения, бездействовало, не принимало достаточные и исчерпывающие меры, направленные на выполнение обязанности по содержанию общего имущества рассматриваемого многоквартирного дома в надлежащем состоянии, что и стало поводом для направления жителем дома жалобы в надзорный орган. Работы по герметизации швов в районе квартиры N 80 дома выполнены Обществом 14.01.2022, в подтверждение чего последним представлено наряд-задание, то есть только после проведения Департаментом проверки.
Вместе с тем непринятие своевременных и достаточных мер в целях устранения повреждений общего имущества многоквартирного дома способствует их развитию, создает угрозу разрушения, и, как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Срок давности на момент вынесения постановления не пропущен.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ апелляционный суд, как и суд первой инстанции в настоящем деле не усматривает.
Состав вмененного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством в жилищной сфере.
Общество при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона, недопущения выявленных нарушений. Рассматриваемые нарушения в содержании общего имущества дома несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем апелляционной жалобы правонарушение как малозначительное, из имеющихся материалов дела не усматривается.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статье 3.1 КоАП РФ).
Департамент с учетом конкретных обстоятельств дела в соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначил Обществу административный штраф в размере ниже низшего предела санкции статьи, 125 000 рублей. Назначенное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности. Обстоятельств карательного характера назначенного наказания по делу не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.12.2022 следует оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.12.2022 по делу N А82-10353/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-10353/2022
Истец: АО "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Ярославской области