г. Москва |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А41-65828/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр Диализа" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2022 по делу N А41-65828/22, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Диализа" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области о признании, и по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Центр Диализа" о взыскании,
при участии в заседании:
от ООО "Центр Диализа" - Аббасова Г.В. по доверенности от 05.09.2022;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области о признании - Бубненков А.Е. по доверенности от 23.11.2022;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр Диализа" (далее - ООО "Центр Диализа", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФОМС МО, заинтересованное лицо) о признании недействительным акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 23.06.2022 в части признания нецелевым расходованием средств в размере 1 572 643, 35 руб. и уплаты штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 157 264, 33 руб.
В ходе рассмотрения дела от ТФОМС МО 05.10.2022 поступило встречное заявление к ООО "Центр Диализа" о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в размере 1 572 643, 35 руб., штрафа в размере 157 264, 33 руб., пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, начисленные на сумму 1 572 643, 35 руб. за каждый день просрочки, начиная с 16.07.2022 по день фактической уплаты; пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, начисленных на сумму 104 667, 31 руб. за каждый день просрочки, начиная с 16.07.2022 по день фактической уплаты.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2022 по делу N А41-65828/22 в удовлетворении требований общества отказано, требования ТФОМС МО удовлетворены.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества и об отказе в удовлетворении требований ТФОМС МО полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ТФОМС МО в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
В порядке, установленном Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), заявитель был включен в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Московской области.
На основании приказов ТФОМС МО от 16.05.2022 N 226 "О проведении выездной плановой комплексной проверки в обществе с ограниченной ответственностью "Центр Диализа", от 31.05.2022 N 263 "О внесении изменений в приказ выездной плановой комплексной проверки в ООО "Центр Диализа", в соответствии с Положением о ТФОМС МО, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 18.05.2011 N 456/18, в период с 02 июня по 23 июня 2022 года ТФОМС МО проводилась проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) Медицинской организацией за период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2022 года.
По результатам проведенной проверки ТФОМС МО составлен акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ООО "Центр Диализа" от 23.06.2022, в котором указано о выявлении нецелевого характера расходования средств ОМС в общей сумме 3 967 839, 34 руб.
Медицинская организация не согласна с признанием нецелевым использованием средств ОМС, указанному в пункте 1.3. раздела заключение акта - нецелевое расходование средств ОМС на оплату транспортных услуг, произведенных в проверяемом периоде в общей сумме 1 681 410, 35 руб.
С учетом восстановления кассовых расходов средств ОМС по платежному поручению от 30.11.2020 N 26210 на сумму 5 205 975, 49 руб. (в части расходов ООО "ГетТакси Рус" на сумму 1 991, 75 руб.) расходы средств ОМС за период апрель - декабрь 2020 года составили 525 970, 25 руб.
В заявлении указано, что медицинская организация провела внутреннюю бухгалтерскую проверку и согласна с отнесением к нецелевому использованию средств ОМС затрат в сумме 108 766, 60 руб. по перевозке пациентов в ДД Одинцово на основании договора с ООО "Яндекс Такси" (стр. 3 заявления).
Оставшуюся сумму произведенных затрат на транспортные услуги в размере 1 572 643, 35 руб. медицинская организация просит признать целевым расходованием средств ОМС.
ТФОМС МО, возражая по существу первоначальных требований, предъявило к ООО "Центр Диализа" встречное заявление о взыскании с общества средств ОМС, использованных не по целевому назначению, штрафа и пеней за просрочку восстановления средств, по день их фактической уплаты.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение по ОМС - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации. Таким образом, средства ОМС обеспечивают расходы на оказанную медицинскую помощь.
Актом проверки от 23.06.2022 ТФОМС МО установлено, что не целевой расход средств составил в общей сумме 3 967 839, 34 руб., в том числе: средства ОМС в сумме 1 681 410, 35 руб. израсходованы обществом на транспортные услуги (такси) по перевозке работников ООО "Центр Диализа" в ночное время к месту работы и обратно.
В обоснование своей позиции ООО "Центр Диализа" указывает, что перевозка работников в ночное время за счет работодателя была организована в соответствии со статьями 22, 96 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Свою позицию о возможности произведения данных расходов за счет средств ОМС медицинская организация обосновывает тем, что расходы на оплату транспортных услуг включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, установленную частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, за пределы которого общество не вышло.
Отклоняя доводы общества и поддерживая выводы суда первой инстанции о нецелевом расходовании средств ОМС, судебная коллегия руководствуется следующим.
На основании пункта 1 части 1, пункта 5 части 2 статьи 20, части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и обязаны использовать средства ОМС в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно пункту 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Статьей 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
На основании статьи 216.3 ТК РФ санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи, устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится за счет средств работодателя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оплата проезда работников относится к преимуществам для работников, к более благоприятным условиям труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (часть 3 статьи 41 ТК РФ).
Исходя из статей 22, 216.3, части 3 статьи 41 ТК РФ перевозка сотрудников до места работы и обратно в ночное время не является обязательной для работодателя, а относится к преимуществам для работников, к более благоприятным условиям труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Следовательно, такая перевозка необходимой для обеспечения деятельности медицинской организации не является.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что меры для работодателей по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приведены в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 N 6, постановлении Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ, указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, приложении к письму Роспотребнадзора от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27, письме Минпромторга России от 06.04.2020 N МД-23846/12.
Указанные нормативные и инструктивные документы не обязывают работодателей обеспечивать доставку работников к месту работы и обратно специально выделенным транспортом, в этой связи ссылка общества на возникновение новой коронавирусной инфекции и принятие мер относительно защиты персонала своего предприятия путем перевозки на такси в целях недопущения контакта с инфекцией, судом не принимается.
Более того, перевозка сотрудников до места работы и обратно осуществлялась исключительно в ночное время в то время, как в дневное время сотрудники добирались к месту работы и обратно самостоятельно, что не могло обеспечить отсутствие контакта сотрудников с инфекцией.
Кроме того, приказ общества "О доставке сотрудников к месту работы и до места проживания" издан в 2018 году, то есть за два года до распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Таким образом, перевозка сотрудников до места работы и обратно трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
На основании изложенного, транспортные расходы по перевозке сотрудников от места работы до места проживания относятся к добровольным расходам работодателя, не регулируются главой 35 ТК РФ и, следовательно, не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, установленную частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
Законодательство не предусматривает льгот за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов по бесплатному проезду в такси с места жительства к месту работы и обратно не только для работников общества как участников названной программы ОМС, но и для лиц других социально значимых профессий (работников МЧС России, оперативных работников органов внутренних дел, врачей скорой медицинской помощи и т.д.).
Кроме того, суд исходит из того, что медицинская помощь по профилю "нефрология" населению в Российской Федерации оказывается в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 18.01.2012 N 17н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология" (далее - Порядок оказания медицинской помощи).
Согласно пункту 14 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "нефрология" - это медицинская помощь оказывается лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью в плановом порядке при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи.
Таким образом, проведение сеансов гемодиализа и гемодиафильтрации в ООО "Центр диализа" осуществляется в плановой форме, что также подтверждается отсутствием круглосуточного стационара и отделения анестезиологии-реанимации для взрослого населения, организованного в соответствии с приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология".
Исходя из норм пункта 1.6 Положения об организации деятельности дневного стационара в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденного приказом Минздрава России от 09.12.1999 N 438, и пункта 8 Правил организации деятельности дневного стационара к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н, режим работы дневного стационара определяется руководителем лечебно-профилактического учреждения с учетом объемов проводимых медицинских мероприятий, как правило, в 1 или 2 смены.
Таким образом, главными врачами ООО "Центр Диализа" самостоятельно приняты решения путем издания приказов об организации работы дневного стационара в четыре смены при шестидневной рабочей неделе с продолжительностью пребывания больных в дневном стационаре шесть часов за одну смену.
Следовательно, расходы на транспортные услуги по договорам от 27.08.2014 N 2/8, от 01.01.2021 N 01/21 с ИП Завадским А.В. на оказание транспортных услуг; от 27.02.2020 N 509833/20, от 27.11.2020 N 1317052/20, от 25.03.2021 N 1746530/21, от 19.10.2021 N 2586823/21 с ООО "Яндекс.Такси" об оказании услуг по организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси; от 11.07.2019 N б/н с ИП Алениной О.А. на перевозку пассажиров; от 01.03.2021 N 01-0102/21 с ИП Стовпник Я.В. на перевозку пассажиров автомобильным транспортом; от 18.09.2017 N К8575-12833-2017 с ООО "ГетТакси Рус" об оказании услуг по организации перевозок пассажиров и багажа, на общую сумму 1 681 410, 35 руб., произведенные в проверяемом периоде в нарушение пункта 1 части 1, пункта 5 части 2 статьи 20, части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, пункта 192 Правил N 108н, являются нецелевым расходованием средств ОМС и подлежат восстановлению в бюджет ТФОМС МО.
На основании изложенного, в удовлетворении требования медицинской организации о признании оставшейся от 1 681 410, 35 руб. суммы произведенных затрат на транспортные услуги в размере 1 572 643, 35 руб. целевым расходованием средств ОМС, следует отказать.
Доводы апелляционной жалобы о том, что средства ОМС являются единственным источником финансирования медицинской организации, включенной в территориальную программу ОМС, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку в силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Таким образом, медицинские организации предоставляют застрахованным лицам медицинскую помощь, как на условиях ОМС, так и на платной основе по прейскурантам цен, установленных медицинской организацией.
Кроме того, ООО "Центр Диализа" является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в связи с чем, деятельность ООО "Центр Диализа" не может финансироваться исключительно за счет бюджетных средств, т.е. средств ОМС, поскольку это прямо противоречит целям коммерческой деятельности медицинской организации, зарегистрированной в качестве общества с ограниченной ответственностью.
Рассматривая встречные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В рассматриваемом случае, срок для добровольного восстановления (возмещения) средств, использованных не по целевому назначению, и уплаты штрафов согласно требованию истек, однако, денежные средства по настоящее время в бюджет Фонда не перечислены.
В этой связи, требования по встречному заявлению о взыскании нецелевого расходования в размере 1 572 643, 35 руб., штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 157 264, 33 руб., пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, начисленные на сумму 1 572 643, 35 руб. за каждый день просрочки, начиная с 16.07.2022 по день фактической уплаты; пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, начисленных на сумму 104 667, 31 руб. за каждый день просрочки, начиная с 16.07.2022 по день фактической уплаты, признаются судом подлежащими удовлетворению как основанные на нормах законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости начисления пени на штраф (двойной ответственности) не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, поскольку, в рассматриваемом случае, пени начислены в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, пунктом 21договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС от 30.12.2021 N 509603/22, от 20.01.2021 N 509603/21, на сумму нецелевого расходования средств ОМС в связи с нарушением срока их оплаты.
В рассматриваемом случае указанными договорами (п. 21) стороны, наряду с пенями, устанавливаемыми в случае несвоевременного возврата суммы нецелевого использования средств ОМС, прямо предусмотрели начисление пени за несвоевременную уплату установленного законом штрафа.
Кроме того, в просительной части встречного искового заявления, ТФОМС МО просит взыскать пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, начисленные на сумму 104 667, 31 руб. за каждый день просрочки, начиная с 16.07.2022 по день фактической уплаты.
Основанием начисления пени в сумме 104 667, 31 руб. являются пункты 21 договоров от 30.12.2021 N 509603/22, от 20.01.2021 N 509603/21, в соответствии с которыми за несвоевременный возврат денежных средств в Фонд при выявлении нецелевого использования организацией средств, перечисленных ей по договору, а также несвоевременную уплату штрафа за нецелевое использование организацией средств, перечисленных ей по договору, организация уплачивает Фонду за счет собственных средств пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, от неперечисленных сумм за каждый день просрочки.
Ранее, в требовании от 30.06.2022 N ИСХ-7004/09-03 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе выездной плановой комплексной проверки ООО "Центр Диализа" в период с 02.06.2022 по 23.06.2022, ТФОМС МО ссылался на пункт 21 договоров, обратного обществом не доказано, в связи с чем, указание медицинской организации на то, что ТФОМС МО не приведен расчет исковых требований в части возникновения суммы в размере 104 667, 31 руб. судом отклоняется.
Расчет суммы пени, начисленной в порядке пункта 21 договоров, приведен в приложении N 1 (листы пояснения 1-3) к пояснениям от 05.12.2022 "Расшифровка нецелевого использования средств ОМС МО" в разбивке относительно перевозчиков, оказывавших услуги такси, арбитражным судом проверен и признан обоснованно исчисленным.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2022 по делу N А41-65828/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65828/2022
Истец: ООО "ЦЕНТР ДИАЛИЗА"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ