г. Хабаровск |
|
20 февраля 2023 г. |
А73-16652/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.П. Тищенко,
рассмотрев апелляционную жалобу Хабаровской таможни на решение от 15.12.2022 по делу N А73-16652/2022 Арбитражного суда Хабаровского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Борей" (ИНН 2703078170, ОГРН 1142703001000) к Хабаровской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 27.09.2022 г. N 10703000-711/2022 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Борей" (далее - ООО "Борей", Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоено ОГРН 1142703001000, ИНН 2703078170.
30.06.2022 Хабаровской таможней (далее - таможенный орган, таможня) установлено, что ООО "Борей" обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров по получению товара в апреле 2022 года до 19.05.2022 включительно, фактически статистическая форма с системным номером ED2022063008141195 (регистрационный номер 10703000/300622/С837374) предоставлена в Хабаровскую таможню 30.06.2022, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением N 891.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом таможенного органа в отношении ООО "Борей" протокола N 10703000-711/2022 от 06.09.2022 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и вынесения постановления N N 10703000-711/2022 от 27.09.2022 о признании ООО "Борей" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Борей" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края о признании постановления таможни незаконным и его отмене.
Заявление было принято судом первой инстанции к рассмотрению в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу N А73-16652/2022.
Решением от 15.12.2022 арбитражный суд признал не подлежащим исполнению постановление таможни от 27.09.2022 N 10703000-711/2022.
Определением от 11.01.2023 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу Хабаровской таможни на вышеуказанное решение.
Считая решение подлежащим изменению, апеллянт не согласен в части признания постановления от 27.09.2022 N 10703000-711/2022 по делу об административном правонарушении не подлежащим исполнению.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду нижеследующего.
В силу части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ, статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров, и иных источниках информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с Территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок и правила ведения статистики взаимной торговли; товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза установлены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Постановление N 891).
Согласно пункту 5 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением N 891 (далее - Правила), российское лицо обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Согласно пункту 8 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
Согласно пункту 9 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведена отгрузка или получение товаров.
Пунктом 10 Правил установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную КоАП РФ.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 Правил).
Как следует из материалов дела, статистическая форма учета перемещения товаров по получению товара в апреле 2022 года Обществом должна была быть представлена в таможенный орган до 19.05.2022 включительно.
Однако в нарушение данных требований (пункт 9 Правил) Общество представило статистическую форму учета только 30.06.2022, то есть с нарушением установленного срока.
Факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения подтвержден материалами административного производства.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, таможня и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем Федеральным законом от 23.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ) статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Таким образом, внесенные в Кодекс изменения фактически смягчили административную ответственность для лиц, совершивших несколько административных правонарушений, ответственность за которые установлены одной и той же статьей КоАП РФ, если такие нарушения были выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия.
Как следует из материалов дела, постановлениями от 27.09.2022 N 107003000- 710/2022, от 27.09.2022 N 107003000-711/2022 Общество привлечено к ответственности за наличие в его деянии 2 событий административных правонарушений, выявленных по результатам одного контрольного мероприятия 30.06.2022, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. за каждое правонарушение.
Решением Арбитражного суда от 06.12.2022 по делу N А73-16639/2022 постановление Хабаровской таможни от 27.09.2022 N 107003000-710/2022 о привлечении ООО "Борей" к административной ответственности в виде административного штрафа 20 000 руб. изменено в части назначения наказания, мера административного наказания заменена на предупреждение на основании статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, учитывая положения Закона N 70-ФЗ, Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения.
Довод апеллянта о том, что таможенный орган не проводил контрольно-надзорное мероприятие, а осуществлял функции таможенной статистики в целях обеспечения контроля за полнотой и достоверностью сведений в статистических формах учета перемещения товаров, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит целям принятия Закона N 70-ФЗ, принятого в целях снижения административной нагрузки на предприятия среднего и малого бизнеса.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Поэтому в целях применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ понятие "мероприятие контроля (надзора)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Понятие государственного контроля согласно Закону N 294-ФЗ и Закону N 248-ФЗ по своему содержанию и существу идентично фактическим полномочиям, функциям и задачам, которыми наделены органы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
На основании изложенного, при одновременном поступлении статистических форм учета, таможенному органу следовало принять одно постановление.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.12.2022 по делу N А73-16652/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16652/2022
Истец: ООО "Борей"
Ответчик: Хабаровская таможня