г. Вологда |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А05-9186/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Рогатенко Л.Н. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Парфёновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря 2022 года по делу N А05-9186/2022,
УСТАНОВИЛ:
Архангельский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (ОГРН 1042900016796, ИНН 2901125760; адрес: 163051, Архангельская область, город Архангельск, улица 23-й Гвардейской Дивизии, дом 17а; далее - Отдел) обратился в суд с иском к акционерному обществу "Аэропорт Архангельск" (ОГРН 1022900525075, ИНН 2901015817; адрес: 163053, Архангельская область, город Архангельск, территория Аэропорт Талаги, дом 8; далее - Аэропорт) о взыскании 417 642,08 руб. неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных денежных средств за период с марта 2019 года по декабрь 2021 года, в том числе 394 630,08 руб. за электроэнергию и эксплуатационные расходы, 8 460,80 руб. за теплоснабжение, 14 551,20 руб. за услуги по водоснабжению и водоотведению.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Агентство по тарифам и ценам Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.12.2022 в удовлетворении иска отказано.
Отдел с этим решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по договору от 04.12.2013 N 371-ПД-13 Аэропорт (ссудодатель) предоставил Отделу (ссудополучателю) в безвозмездное временное пользование нежилые помещения площадью 119,6 кв.м в здании павильона камеры хранения, расположенном по адресу: г. Архангельск, окр. Октябрьский, Аэропорт Талаги, д. 8.
Помещения предоставлены для обеспечения охраны и безопасности граждан, в них размещается дежурная часть Отдела.
Указанное здание павильона камеры хранения общей площадью 471,8 кв.м принадлежит Аэропорту на праве собственности.
Согласно техническому паспорту это здание оснащено системой центрального отопления, водоснабжения и водоотведения, электрифицировано.
Названный договор безвозмездного пользования заключен на неопределённый срок.
Поскольку иное не предусмотрено данным договором стороны с 2019 года заключали соглашения о возмещении Отделом Аэропорту затрат на обеспечение теплоэнергией, водоснабжением и водоотведением, электроэнергией, поставляемых в предоставленные Отделу в безвозмездное пользование помещения. Отделом и Аэропортом заключены следующие договоры о возмещении затрат:
- договор о возмещении затрат от 10.04.2019 N 03-ВЗ-19 - заключён на период с 01.01.2019 по 30.06.2019;
- договор о возмещении затрат от 01.07.2019 N 07-ВЗ-19 - заключён на период с 01.07.2019 по 31.08.2019;
- договор о возмещении затрат от 26.12.2019 N 10-ВЗ-19 - заключён на период с 01.09.2019 по 31.12.2019;
- договор о возмещении затрат от 17.02.2020 N 01-ВЗ-20 - заключён на период с 01.01.2020 по 30.06.2020;
- государственный контракт N 09-ВЗ-20 от 11.12.2020 - на период с 01.07.2020 по 31.12.2020;
- государственный контракт от 13.12.2021 N 12-ВЗ-21 - на период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
По условиям данных договоров Аэропорт (исполнитель) обязался обеспечить Отдел (заказчика) коммунальными услугами (теплоэнергией, водоснабжением и водоотведением, электроэнергией) в целях и в связи с эксплуатацией Отделом помещений, обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность передающего оборудования (сети) в соответствии с требованиями к техническому состоянию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, непосредственно заключить договоры с организациями - поставщиками коммунальных услуг, обеспечить качество предоставляемых коммунальных услуг в соответствии с требованиями, установленными государственными стандартами и иными обязательными правилами. Отдел обязался оплачивать расходы за фактически принятые коммунальные услуги на основании предъявленных Аэропортом документов (счетов, счетов-фактур, актов).
Согласно пункту 3.1.1 договоров ежемесячная стоимость подлежащих возмещению Аэропорту затрат по электроэнергии, переданной организацией-поставщиком, равна произведению фактического объёма потребления электроэнергии (мощности), определяемого на основании показаний измерительных приборов учёта за расчётный период, и тарифа, сложившегося в период действия договора, предъявляемого организацией-поставщиком, с учётом эксплуатационных расходов на содержание внутренних электрических сетей по тарифам, утверждённым приказом Аэропорта. Ориентировочный расчёт суммы возмещаемых затрат за потреблённую электроэнергию установлен в приложении по договорным величинам.
Согласно пункту 3.1.2 договоров ежемесячная стоимость подлежащих возмещению Аэропорту затрат по тепловой энергии, переданной организацией-поставщиком, определяется исходя из максимальной тепловой нагрузки 0,0137 Гкал/ч и равна произведению тарифа, предъявляемого организацией-поставщиком, на количество потреблённой Отделом тепловой энергии, рассчитываемое пропорционально занимаемой Отделом площади, исходя из фактического объёма потреблённой тепловой энергии по зданию, в котором расположены занимаемые помещения, с учётом эксплуатационных расходов на содержание внутренних тепловых сетей по тарифам, утверждённым приказом Аэропорта. Расчётный объём суммы возмещаемых затрат за потреблённую теплоэнергию определяется в приложении к договору.
Согласно пункту 3.1.3. договоров ежемесячная стоимость подлежащих возмещению Аэропорту затрат по услугам водоснабжения и водоотведения, оказанным организацией-поставщиком, равна произведению фактического объёма водопотребления и водоотведения, определяемого на основании показаний измерительных приборов учёта за расчётный период, на тарифы, предъявляемые организацией-поставщиком, с учётом эксплуатационных расходов на содержание внутренних сетей водоснабжения и водоотведения по тарифам, утверждённым приказом Аэропорта. Расчётный объём суммы возмещаемых затрат по водопотреблению и водоотведению определяется в приложении к договору.
Все выставленные Аэропортом счета на возмещение затрат по коммунальным услугам за период с 01.03.2019 по 31.12.2021 Отделом оплачены в полном объёме.
Отдел обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что предъявление ему Аэропортом к возмещению стоимости эксплуатационных расходов на содержание сетей, определяемой исходя из установленного Аэропортом тарифа, является необоснованным, поскольку регулирующим органом Аэропорту не устанавливались такие тарифы и поэтому определение таких тарифов Аэропортом самостоятельно и предъявление к возмещению является незаконным.
Суд первой инстанции правомерно отказал удовлетворении данного иска, руководствуясь статьями 309, 310, 424, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике"), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон "О водоснабжении"), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении"), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 3 Закона "Об электроэнергетике" под субъектами электроэнергетики понимаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
К субъектам электроэнергетики относятся, в частности, энергосбытовые организации - организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность (деятельность по продаже произведённой и (или) приобрётенной электрической энергии); гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, которой присвоен статус гарантирующего поставщика и которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии лица; территориальные сетевые организации - коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 3 Основных положений N 442 субъектами розничных рынков являются: потребители; исполнители коммунальной услуги; гарантирующие поставщики; энергосбытовые, энергоснабжающие организации; производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках; сетевые организации.
Под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 27 Основных положений N 442 электроэнергия реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров: договор энергоснабжения; договор купли-продажи (поставки) электроэнергии.
Согласно пункту 28 Основных положений N 442 по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электроэнергии (мощности), а также самостоятельно или через привлечённых третьих лиц оказывать услуги по передаче электроэнергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно пункту 29 Основных положений N 442 по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).
Таким образом, в силу указанных норм права потребителем электроэнергии может быть заключён (по его выбору) с гарантирующим поставщиком как договор энергоснабжения, предусматривающий при продаже электрической энергии одновременно оказание услуг по её передаче, так и договор купли-продажи электроэнергии, условия которого предусматривают только продажу определённого количества (объёма) электроэнергии без оказания услуг по её передаче.
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Постановление N 861), потребителями услуг по передаче электроэнергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электроэнергии, осуществляющие экспорт (импорт) электроэнергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электроэнергии.
Согласно пункту 2 Постановления N 861 под энергопринимающими устройствами потребителя понимаются находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электроэнергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Услуги по передаче электроэнергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании этих услуг.
В рассматриваемом случае Аэропорту на праве собственности принадлежат трансформаторные подстанции, электрические сети.
Аэропорт по договору купли-продажи от 01.10.2018 N 11-004389 приобретает у общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (далее - ООО "ТГК-2 Энергосбыт") электроэнергию в определённом объёме. Поэтому в рамках этого договора потребителем осуществляется приобретение у энергоснабжающей организации только определённого объёма (количества) электроэнергии. Оплата приобретенного объёма (количества) электроэнергии производится по тарифам, установленным для ООО "ТГК-2 Энергосбыт" Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, который не включает в себя услуги по передаче электроэнергии.
В отношении услуг по передаче электроэнергии Аэропортом были заключены договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2017 N 02/2017/02-ПД-17 с ООО "Трансресурс", а с 01.01.2020 - договор N 02/2020/35-ПД-20 с ООО "Техстрой", которые являлись сетевыми организациями. Тарифы на услуги этих сетевых организаций на 2019-2021 годы установлены соответствующими постановлениями Агентства по тарифам и ценам Архангельской области.
Таким образом, при осуществлении расчётов за поставленную электроэнергию в 2019-2021 годах Аэропорт, являясь потребителем (лицом, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд), имеющим энергопринимающие устройства, присоединённые к сетям сетевой организации, оплачивает отдельно стоимость приобретённой электроэнергии (объём, количество) по договору купли-продажи электроэнергии в пользу ООО "ТГК-2 Энергосбыт" и стоимость услуг по её передаче по договору оказания услуг по передаче электроэнергии, заключённому с сетевой организацией по тарифам, установленным для этих субъектов Агентством по тарифам и ценам Архангельской области.
Отдел в обоснование своих исковых требований ссылается на пункт 6 Постановления N 861, согласно которому собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Данные доводы являются необоснованными.
Помещения Отдела электрифицированы и оснащены прибором учёта электроэнергии, по показаниям которого определяется потреблённый Отделом объём электроэнергии.
Отдел, занимающий помещения определённой площади, в принадлежащем Аэропорту здании, не имеет самостоятельных энергопринимающих устройств (аппаратов, агрегатов, механизмов, устройств и иного оборудования (или их комплекс), предназначенных для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи), присоединённых к сетям Аэропорта.
Аэропорт не является сетевой организацией, в том числе по отношению к Отделу, через сети Аэропорта не осуществляется переток электроэнергии в том смысле, в котором в пункте 6 Постановления N 861 установлен запрет на препятствия к перетоку и взимание платы без установленного тарифа иному потребителю, энергопринимающие устройства которого присоединены к сетям владельца объектов электросетевого хозяйства.
Поскольку итоговая величина стоимости электроэнергии для Аэропорта складывается из стоимости собственно электроэнергии (её определённого поставленного объёма) и стоимости услуг по передаче соответствующего объёма электроэнергии, то Аэропорт обоснованно в силу заключённых с Отделом договоров на возмещение затрат за потреблённые услуги перепредъявлял Отделу к возмещению итоговую величину стоимости электроэнергии, в том числе стоимость электроэнергии, потреблённой Отделом согласно показаниям его (Отдела) прибора учёта, и стоимость услуг по передаче соответствующего объёма электроэнергии (в сумме 183 135,80 руб. за период с марта 2019 года по декабрь 2021 года), оказанных Аэропорту сетевой организацией.
На основании изложенного данные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Отдел также просит взыскать в качестве неосновательного обогащения перечисленную им стоимость эксплуатационных услуг на содержание сетей по тарифу, установленному Аэропортом, а именно 211 494,28 руб. за содержание электрических сетей, 8 460,80 руб. за содержание сетей теплоснабжения и 14 551,20 руб. за содержание сетей водоснабжения и водоотведения.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении этих требований.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, законом или договором может быть предусмотрен перенос бремени содержания имущества на иное лицо.
Согласно статье 695 ГК РФ ссудополучатель, получивший в пользование имущество на безвозмездной основе, обязан нести расходы на содержание полученного имущества.
В рассматриваемом случае Аэропорту на праве собственности принадлежат трансформаторные подстанции (в количестве 6 штук) и электрические сети, тепловые сети общей протяжённостью более 2 000 м, канализационные сети общей протяжённостью более 4 000 м, водопроводная сеть протяжённостью 1 665 м, устройства для слива отстоя.
В силу заключённых с Отделом договоров на возмещение затрат Аэропорт обязался обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность передающего оборудования (сети) в соответствии с требованиями к техническому состоянию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, непосредственно заключить договоры с организациями - поставщиками коммунальных услуг, обеспечить качество предоставляемых коммунальных услуг в соответствии с требованиями, установленными государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Содержание собственником своего имущества не является регулируемым видом деятельности, а расходы собственника на содержание своего имущества - регулируемой ценой, т.е. ценой (тарифом, расценкой, ставкой и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами. На это также указывает в письменном мнении по делу Агентство по тарифам и ценам Архангельской области.
В зависимости от вида, назначения, состояния имущества, составляющих материалов, комплектующих, сроков и интенсивности эксплуатации расходы на содержание имущества у разных лиц могут быть разными.
Аэропорт произвёл расчёты затрат на содержание принадлежащих ему сетей. Рассчитанная величина затрат поименована Аэропортом как тариф на эксплуатационные услуги.
Так, приказом от 06.10.2015 Аэропортом установлен тариф на эксплуатационные расходы по содержанию электрических сетей в размере 3,8 руб./кВт.час. Тариф на возмещение расходов по содержанию внутренних тепловых сетей рассчитан в 2016 году в размере 126,20 руб./Гкал. Приказами от 28.06.2017 Аэропортом утвержден тариф на содержание внутренних сетей водоснабжения в размере 30,9 руб./куб.м., на содержание сетей канализации - в размере 39,6 руб./куб.м.
Данные тарифы применялись в расчётах Отдела и Аэропорта в период с 2019 по 2021 годы при определении размера возмещения за поставленные коммунальные ресурсы.
Из представленных расчётов следует, что при определении величины тарифа Аэропортом учитывались его расходы, в том числе на оплату труда, материалы и т.п., и объём коммунального ресурса, поставляемого за год по сетям соответствующего вида. Такой порядок расчёта величины затрат на содержание имущества не противоречит какому-либо нормативно-правовому акту.
То, что величина затрат на содержание сетей поименована Аэропортом как тариф, не придает такому тарифу (такой цене, расценке) характер регулируемой цены, установление которой предусмотрено законом в определённых случаях уполномоченным органом.
Таким образом, доводы Отдела о формировании Аэропортом тарифа на содержание имущества в обход законодательства о тарифном регулировании являются ошибочными, нормы этого законодательства для определения величины затрат собственника на содержание своего имущества применению не подлежат.
Как указано выше, в силу закона собственник вправе переложить бремя несения расходов на содержание своего имущества на иное лицо, в том числе пользующее таким имуществом.
Включение в договоры на возмещение затрат условий о возмещении ссудополучателем расходов ссудодателя на содержание имущества (эксплуатационные расходы) соответствует положениям закона, поэтому оснований для вывода о необоснованном получении Аэропортом от Отдела возмещения части таких расходов не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря 2022 года по делу N А05-9186/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9186/2022
Истец: АРХАНГЕЛЬСКИЙ ЛИНЕЙНЫЙ ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ
Ответчик: АО "Аэропорт Архангельск"
Третье лицо: Агенство по тарифам и ценам Архангельской области, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области