г. Ессентуки |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А63-7804/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акаевой У.В., при участии в судебном заседании представителя истца - общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (г. Пятигорск, ОГРН 1072649003789, ИНН 7708639622) - Аслахановой Л.А. (доверенность N 58/22 от 07.09.2022), представителя ответчика - муниципального бюджетного учреждения "Комбинат благоустройства города Ессентуки" (г. Ессентуки, ОГРН 1122651037002, ИНН 2626801900) - Стародубцева В.В. (доверенность N 18 от 18.06.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2022 по делу N А63-7804/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - истец, ООО "ЖКХ") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению "Комбинат благоустройства города Ессентуки" (далее - ответчик, учреждение, МБУ "Комбинат благоустройства города Ессентуки") о взыскании 477 496 руб. 25 коп. задолженности по контракту от 11.02.2020 N М031944 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Определением от 24.06.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
Определением от 24.08.2021, на основании части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначив предварительное судебное заседание.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2022 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 41 760 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о доказанности факта оказания обществом услуг по вывозу твердых коммунальных отходах (далее - ТКО) в размере, определенном дополнительным соглашением от 10.12.2020 к контракту от 11.02.2020 N М031944. Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований, суд указал, что в условиях отсутствия государственного контракта, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон N 44-ФЗ), фактическое оказание услуг не может влечь возникновения на стороне ответчика обязательств по его оплате.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЖКХ" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции от 13.10.2022 и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Апеллянт указывает, что задолженность по контракту N М-031944 на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.02.2020 образовалась в связи с осуществлением дополнительного вывоза ТКО согласно разовым заявкам ответчика. Превышение суммы муниципального контракта не является обстоятельством, исключающим обязанность заказчика оплатить (возместить) исполнителю фактически полученное в результате оказанных услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу МБУ "Комбинат благоустройства города Ессентуки" просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
16.01.2023 рассмотрение дела откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 18.01.2023 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзыве на нее, также дали объяснения по обстоятельствам спора.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Материалами дела установлено, что ООО "ЖКХ" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории муниципальных образований Ставропольского края: Георгиевского, Советского, Кировского и Минераловодского городских округов, Андроповского, Кочубеевского, Курского, Предгорного, Степновского районов, городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, городов Лермонтов и Невинномысск (зона 2).
11.02.2020 между ООО "ЖКХ" (региональный оператор) и МБУ "Комбинат благоустройства города Ессентуки" (муниципальный заказчик) заключен муниципальный контракт на оказание услуг по обращению с ТКО N М-031944 (контракт), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (на площадке), которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а муниципальный заказчик обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор заключен на основании заявки муниципального заказчика, составленной по форме согласно Приложению I к настоящему договору, являющейся его неотъемлемой частью, составленной в соответствии с требованиями пунктов 8.4-8.7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункту 2 контракта, объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест (площадок) ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются в приложении 2 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 9 контракта потребитель вносит плату за услугу по оказанию услуг по обращению с ТКО ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
В связи с Указом Президента Российской Федерации от 02.042020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и изменением объема выполненных работ" между ООО "ЖКХ" (региональный оператор) и МБУ "Комбинат благоустройства города Ессентуки" (муниципальный заказчик) заключены дополнительные соглашения с уменьшением объема и стоимости услуг по контракту: от 24.06.2020 N ДСИ-002, от 01.08.2020 N ДСИ-003, от 10.12.2020 N ДСИ-004. В результате, стоимость услуг составила 2 225 957 руб. 76 коп.
В приложении к дополнительному соглашению от 10.12.2020 N ДСИ-004 стороны определили, что расчет цены договора производиться исходя из местонахождения контейнерной площадки, объема ТКО в год исходя из количества расчетных единиц, сведений о составе образующихся ТКО, сведений о количестве ТКО за год, периодичности вывоза ТКО, стоимости.
Общество указывает, что за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 оказало учреждению услуги по обращению с ТКО на общую сумму 2 661 694 руб. 01 коп.
Поскольку ответчик оплату услуг произвел частично на общую сумму 2 184 197 руб. 76 коп., 15.07.2020 общество направило в адрес учреждения предарбитражное уведомление N ПЮЛ-008258 о погашении задолженности.
Меры досудебного порядка урегулирования спора не привели к его разрешению, в связи с чем, ООО "ЖКХ" обратилось в суд.
Заключенный сторонами контракт регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации "Возмездное оказание услуг" (далее - ГК РФ), с учетом норм Закона N 44-ФЗ.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статья 779 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из условий заключенного сторонами контракта следует, что он заключен на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 год.
Статьей 93 Закона N 44-ФЗ установлены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Положения пункта 8 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в редакции, действующей на дату заключения контракта, предусматривали, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе, в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Цена работ по контракту может быть изменена по соглашению сторон в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В данном случае дополнительным соглашением от 10.12.2020 N ДСИ-004 сумма контракта на оказание услуг по обращению с ТКО согласована между сторонами в размере 2 225 957 руб. 76 коп.
Заявленные обществом требования мотивированы оказанием услуг по вывозу ТКО на большую сумму, чем предусмотрено контрактом.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
С учетом выше приведенных положений ГК РФ, Закона N 44-ФЗ, условий контракта, изменение стоимости контракта должны оформляться путем подписания дополнительного соглашения, либо путем заключения нового контракта в порядке, установленном законодательством.
Из материалов дела следует, что дополнительное соглашение на сумму 2 661 694 руб. 01 коп., между сторонами не заключалось.
Согласно пунктам 1, 2 контракта от 11.02.2020 N М-031944 стороны согласовали производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц.
Факт вывоза ТКО в большем объеме, чем предусмотрено контрактом, истцом не доказан.
Поскольку согласованная сторонами цена контракта составляет в размере 2 225 957 руб. 76 коп., оказанные услуги по вывозу ТКО оплачены заказчиком частично в размере 2 184 197 руб. 76 коп.. суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества в размере 41 760 руб.
Какие-либо иные доводы, основанные на доказательственной базе и опровергающие выводы суда первой инстанции и установленные по делу обстоятельства, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым при полном, объективном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, которым дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относится на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы в суд.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2022 по делу N А63-7804/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7804/2021
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМБИНАТ БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА ЕССЕНТУКИ"