г. Москва |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А40-187943/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2022 по делу N А40-187943/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674)
к Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) ОАО "Российские железные дороги",
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Сорокина Е.Ю. по дов. от 22.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным уведомления от 03.06.2022 N КУВД-001/2022-3165280/3 (MFC-0558/2022-272159) и обязании Управление устранить нарушения прав заявителя.
Решением суда от 24.11.2022 заявление Департамента городского имущества города Москвы удовлетворено в полном объёме.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителя Департамента, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением об осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка от 20.08.2020 N И-01-001983 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:5407 по адресу: г. Москва, Каланчевский туп., з/у 1.
Уведомлением от 03.06.2022 N КУВД-001/2022-6165280/3 (MFC-0558/2022-272159) Управлением Росреестра по Москве отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка от" 20.08.2020 N И-01-001983 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:5407 по адресу: г. Москва, Каланчевский туп., з/у 1.
Причиной отказа в государственной регистрации послужило отсутствие в ЕГРН актуальных сведений о разрешенном использовании рассматриваемого земельного участка.
Не согласившись с данными решениями, Департамент обратился с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно пп. 27 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для осуществления деятельности ОАО "РЖД" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно протоколу заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 14.11.2019 N 32 (пункт 11) принято решение согласиться с предоставлением ОАО "РЖД" земельного участка ориентировочной площадью 0,0098 га по адресу: Каланчевский тупик в аренду сроком на 6 лет для проектирования и размещения объектов железнодорожной инфраструктуры в целях выполнения работ по объекту "III и IV главные пути Москва-Пассажирская-Курская (искл.) - Москва-Каланчевская" и "Реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская (вкл.) - Москва-Товарная-Курская-Карачарово (искл.) со строительством дополнительных главных путей" в соответствии с пп. 27 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный земельный участок образован на основании документации по проекту межевания территории (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.08.2017 N 1110/пр).
Согласно п. 62. Раздела VII.3 Приказа Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10, письму Росреестра от 12 июля 2013 г. N 08-2246-КЛ, железнодорожные пути (железнодорожные линии) относятся к линейным объектам.
В соответствии с пунктом 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации положение градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов недвижимости.
В связи с чем, действие документов территориального зонирования города Москвы и предусмотренные в них ограничения в использовании земельных участков не распространяются на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003040:5407,предоставленный ОАО "РЖД" для строительства объектов железнодорожной инфраструктуры в целях выполнения работ по объекту "III и IV главные пути Москва-Пассажирская-Курская (искл.) - Москва-Каланчевская" и "Реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская (вкл.) - Москва-Товарная-Курская-Карачарово (искл.) со строительством дополнительных главных путей".
Согласно данным ЕГРН вышеуказанному земельному участку установлен вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт (7.1), что соответствует цели предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Так, сторонами достигнуто соглашение в части условий договора аренды.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Допустимость заключения таких договоров вытекает из основополагающих принципов свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и обусловлена правомочиями собственников на распоряжение своим имуществом, а именно: правом собственника участка разрешить арендатору строительства на данном земельном участке.
Учитывая изложенное, договор аренды земельного участка от 20.08.2020 N И-01-001983 оформлен с учетом требований действующего законодательства, и причины, препятствующие проведению государственной регистрации, отсутствуют.
Вопреки выводам государственного регистратора на регистрацию права представлены все необходимые документы.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что Управление во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении общества оспариваемого решения.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2022 по делу N А40- 187943/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187943/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"