г. Чита |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А19-9401/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Кайдаш Н.И., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "Скиф" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2022 года по делу N А19-9401/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Скиф" (ОГРН 1163850072891, ИНН 3814031613, далее - заявитель, ТСН "Скиф") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Администрация городского округа муниципального образования "город Саянск" (ОГРН 1023801911231, ИНН 3814000735, далее - администрация) о признании незаконным отказа от 14.01.2022 в предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером 38:28:010413:1179, площадью 3001 кв.м. по цене 317 954,45 руб., собственникам помещений в ТРЦ СКИФ, расположенного по адресу Иркутска обл., г. Саянск, мкр. Строителей, 44.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2022 года по делу N А19-9401/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что обязательным условием приобретения каждым из сособственииков права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определением суда от 10.01.2023 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 20 минут 14 февраля 2023 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.11.2022, 11.01.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Товарищество собственников недвижимости "Скиф" обратилось в Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "город Саянск" с заявлением о предоставлении собственникам помещений ТРЦ СКИФ, в том числе, в собственность ТСН "Скиф" ОГРН 1163850072891, ИНН 3814031613, расположенного по адресу: г. Саянск, мкр. Строителей, 44, 666303 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:28:010413:1179, общей площадью 3001 кв.м., находящийся по адресу: Иркутская область, Муниципальное образование "город Саянск", г. Саянск, микрорайон Строителей, севернее земельного участка N 42" по договору купли-продажи.
14 января 2022 года Администрация городского округа муниципального образования "город Саянск" письмом N 1-18-140-22 отказала Товариществу собственников недвижимости "Скиф" в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в обоснование указав, что совместного заявления от всех собственников помещений в здании ТРЦ "СКИФ" в адрес Администрации не поступало, а также документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени и в интересах сособственников здания ТРЦ "СКИФ" с целью заключения договора купли-продажи земельного участка к заявлению не приложены.
Заявитель полагая, что отказ не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Как следует из материалов дела, 31.05.2016 г. создано Товарищество собственников недвижимости "Скиф" для совместного владения, пользования, распоряжения общим имуществом собственниками помещений в ТРЦ "СКИФ".
14.01.2019 г. Администрация города Саянска предоставила собственникам помещений в ТРЦ "СКИФ" в собственность земельный участок по договору купли - продажи N 1/2019 земельного участка.
Земельный участок по ТРЦ "СКИФ" предоставлен таким образом, что часть здания торгового центра выходит за пределы земельного участка, находящегося в собственности ООО "СКИФ", фактически располагается на земельном участке, принадлежащим муниципалитету, а именно: земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Саянск, мкр. Строителей, севернее земельного участка N 42, кадастровый номер 38:28:010413:1179, площадь 3001 кв.м. (на нем размещены крыльцо, вентиляторы, металлические лестницы ТРЦ СКИФ).
28.06.2021 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом направило в адрес ТСН "Скиф" письмо N 112-18-1432-21 с предложением выкупить данный земельный участок по цене 317 954 рубля 45 копеек.
06.11.2021 г. собственники помещений в ТРЦ "СКИФ" приняли решение на общем собрании об одобрении заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 38:28:010413:1179, площадью 3001 кв.м. с КУМИ г.Саянска по цене 317954 рубля 45 копеек. Также было уполномочено лицо на заключение договора - ТСН "Скиф". Решение было принято единогласно.
22.12.2021 г. в целях устранения возникших нарушений землепользования ТСН "Скиф" от лица собственников помещений ТРЦ "СКИФ" обратилось в Администрацию г. Саянска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 38:28:010413:1179, площадью 3001 кв.м., расположенного: Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование "город Саянск", г. Саянск, микрорайон Строителей, севернее земельного участка N 42.
К заявлению о предоставлении земельного участка в собственность ТСН "Скиф" приложило протокол общего собрания N 3-11/2021 внеочередного общего собрания собственников помещений в здании ТРЦ "Скиф" проводимого в форме очного голосования 27.10.2021 г.
Как указал заявитель в заявлении от 22.12.2021 г., на момент подачи заявления в Администрацию в товарищество собственников недвижимости входило 44 собственника нежилых помещений.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В силу пункта 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Пунктом 10 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что размер долей в праве общей собственности в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2-4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
Исходя из буквального толкования приведенных выше норм земельного законодательства в их совокупности и взаимосвязи следует признать, что если спорный земельный участок неделим, а находящееся на нем здание принадлежит нескольким собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением.
При этом, как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, установленный пунктами 2 и 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации порядок приобретения прав на неделимые земельные участки с расположенными на них зданиями, сооружениями объективно обусловлен спецификой объекта и природой права общей собственности, а также характером связанных с ней отношений; он направлен, прежде всего, на защиту прав и законных интересов всех участников общей собственности (определения от 5 марта 2004 года N 82-0, от 21 февраля 2008 года N 119-0-0, от 29 мая 2012 года N 916-0, от 24 октября 2013 года N 1587-О, от 25 октября 2016 года N 2324-0).
Таким образом, неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом, как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю, либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В качестве основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, Администрация г. Саянска указала на наличие оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации - нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости (его части), принадлежащего лицу, которое не обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Признавая оспариваемый отказ администрации соответствующим закону (пункт 4 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции исходил из того, что по смыслу указанной нормы права не допускается предоставление земельного участка, расположенного под объектом недвижимости или иным сооружением, не собственнику этого объекта, то есть в данном случае речь идет о физических или юридических лицах, у которых в собственности помещения в здании ТРЦ "СКИФ", которые не входят в товарищество собственников недвижимости "Скиф" и которые не выразили своего волеизъявления на заключение с ТСН "Скиф" договора купли-продажи.
В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Саянск", без торгов", утвержденным постановлением администрации городского округа муниципального образования "Город Саянск" от 12.07.2019 г. N 110-37-794-19 должностным лицом уполномоченного органа, ответственным за предоставление муниципальной услуги, формируются и направляются межведомственные запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственных органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, перечисленные в пункте 37 настоящего административного регламента, в случае, если указанные документы не были представлены заявителем или его представителем самостоятельно, в том числе, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Администрацией были запрошены сведения из Единого государственного реестра недвижимости о количестве помещений в здании ТРЦ "Скиф" и о количестве собственников этих помещений.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости от 27.12.2021 г. N КУВИ-002/2021-172303825, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в состав здания с кадастровым номером 38:28:0110413:402, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Саянск, мкр. Строителей, д. 44 входят 158 помещений, машино-мест.
Согласно данным предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии собственниками вышеуказанных помещений и машино-мест является 49 физических и юридических лиц.
Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
По мнению суда первой инстанции, количественные показатели собственников: 44 или 49, в здании торгового центра имеет существенное значение в соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно приложенного к заявлению протокола N 3-11/2021 внеочередного общего собрания собственников помещений в здании торгово-развлекательного центра "СКИФ" от 06.11.2021 г. председатель ТСН "Скиф" не наделен полномочиями на предоставление интересов сособственников в органах местного самоуправления по вопросам заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 38:28:010413:1179, расположенного: Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование "город Саянск", г. Саянск, микрорайон Строителей, севернее земельного участка N 42.
Следовательно, по мнению суда первой инстанции, собственники помещений в здании ТРЦ "СКИФ", не входящие в товарищество, не делегировали полномочия на представительство их в уполномоченном органе, не выразили своего волеизъявления на заключение с ТСН "Скиф" договора купли-продажи доли в праве на земельный участок.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Товарищество собственников недвижимости "Скиф" создано собственниками нежилых помещений ТРЦ "СКИФ" для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности или пользовании товарищества.
В этой связи, как обоснованно указывает апеллянт, в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" Отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ, а также ст. 44-48 ЖК РФ (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В п. 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Из приведенных правовых норм и разъяснений следует, что одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия, обязательные для всех управомоченных на участие в таком собрании лиц.
В свою очередь, пункт 2 статьи 181.1 ГК РФ согласуется с положениями пункта 5 статьи 46 ЖК РФ, согласно которому решение общего собрания собственников помещений в МКД, принятое в предусмотренном ЖК РФ порядке, по вопросу, отнесенному к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в МКД, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании.
Согласно части 3 статьи 164 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
Как установлено судом первой инстанции, с заявлением ТСН представило протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в здании ТРЦ "СКИФ" от 06.11.2021 N 3-11/2021 (далее - протокол).
Согласно протоколу общее количество голосов собственников помещений - 11 270,90 (общая площадь помещений - 13 978,4 м2, площадь помещений, находящихся в собственности - 11 270,90 м2), имелся кворум - 7 265,5 голосов (64,462%), список присутствующих собственников приведен в приложении N 2.
По вопросам 4 и 5 (выкуп спорного участка и определение уполномоченного лица от ТСН) проголосовало "За 100% голосов".
Согласно пункту 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
При этом в материалах дела, а также в оспариваемом решении администрации информации об оспаривании в суде решений, принятых на указанном общем собрании собственников, не имеется.
В данном случае, как обоснованно указывает апеллянт, позиция администрации, поддержанная судом первой инстанции, относительно того, что на момент подачи заявления было 44 собственника, а спустя некоторое время, когда администрация запросила сведения из ЕГРН, их оказалось уже 49, в условиях рыночной динамики в отношениях права собственности делает фактически невозможным оформление земельного участка под эксплуатацию здания, поскольку в таком случае все сособственники одновременно должны обратиться в компетентный орган и не отчуждать такое имущество до оформления договора, что не представляется возможным.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.07.2004 N 3934/04, поскольку спорный земельный участок неделим, а находящееся на нем здание принадлежит нескольким собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением либо создание товарищества собственников жилья и регистрация кондоминиума.
Аналогичная правовая позиция приведена в Определении Верховного Суда РФ от 26.02.2018 N 307-ЭС17-23192 и сохраняет свою актуальность, несмотря на изменение земельного законодательства с 01.03.2015 года.
В данном случае, судом не учтено, что значение имеет площадь помещений, принадлежащая каждому из собственников в ТРЦ, и количество голосов, принадлежащих каждому соразмерно доли в праве на недвижимое имущество.
То обстоятельство, что в оспариваемом отказе Администрация ссылается на количественный состав собственников помещений и на необходимость совместного обращения всех собственников с заявлением, поскольку при предоставлении земельного участка каждый собственник должен будет подписать договор купли-продажи земельного участка и у каждого собственника помещений в здании ТРЦ "СКИФ" возникнет право обшей долевой собственности пропорционально площади занимаемого помещения, по мнению судебной коллегии, не имеет правового значения. Указанное имеет значение для подготовки проекта договора купли-продажи и его подписания, но применительно к пункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа являться не может.
Судебная коллегия также обращает внимание, что в материалах дела имеется письмо комитета по управлению имуществом администрации МО "город Саянск" от 28.06.2021 N 112-18-1432-21, в котором администрация указала, что общая выкупная стоимость земельного участка с указанным адресом и перечисленными координатами земельного участка составляет 317 954 рубля 45 коп., что позволяло в полном объеме определить предмет договора купли-продажи.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких установленных обстоятельствах оспариваемое решение администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" от 14.01.2022 об отказе в предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером 38:28:010413:1179, площадью 3001 кв.м., расположенного по адресу Иркутска обл., г. Саянск, мкр. Строителей, 44, нельзя признать соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации. Указанное решение ответчика нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного обжалуемое решение подлежит отмене в силу пунктов 1, 2 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
В части избрания правовосстановительной меры в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд апелляционной инстанции полагает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление товарищества собственников недвижимости "Скиф".
При этом согласно абзацу четвертому пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
Судебные расходы заявителя на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 10.11.2022 N 288 государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату заявителю.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2022 года по делу N А19-9401/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным, как несоответствующее Земельному Кодексу Российской Федерации, решение Администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" от 14.01.2022 об отказе в предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером 38:28:010413:1179, площадью 3001 кв.м., расположенного по адресу Иркутска обл., г. Саянск, мкр. Строителей, 44.
Администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления товарищества собственников недвижимости "Скиф" (ОГРН 1163850072891, ИНН 3814031613) от 22.12.2021.
Взыскать с Администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" (ОГРН 1023801911231, ИНН 3814000735) в пользу товарищества собственников недвижимости "Скиф" (ОГРН 1163850072891, ИНН 3814031613) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Возвратить товариществу собственников недвижимости "Скиф" (ОГРН 1163850072891, ИНН 3814031613) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 10.11.2022 N 288 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.И. Кайдаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9401/2022
Истец: Товарищество собственников недвижимости "Скиф"
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение Администрация городского округа муниципального образования "город Саянск"