г. Москва |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А41-64638/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протоколу судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2022 по делу N А41- 64638/21, принятое судьей А.О. Уваровым, по иску СНТ "ОСТАНКИНО" (ОГРН: 1045001201398, ИНН: 5004005785) к ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: 1097746296977 ИНН: 7716642273), Администрации Волоколамского городского округа (ОГРН: 1025000845814, ИНН: 5004003890), Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840) третьи лица: Комитет лесного хозяйства МО, Управление Росррестра по МО, об установлении границ земельного участка, исключении их ЕГРН сведений о границах земельного участка лесного фонда.,
УСТАНОВИЛ:
СНТ "ОСТАНКИНО" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Волоколамского городского округа, Федеральное агентство лесного хозяйства с требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ:
1. Установить границы земельного участка площадью 50 608,45 кв. м, кадастровый номер 50:07:0010407:961, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, район деревни Утишево, СНТ "Останкино" в соответствии с координатами характерных точек границ земельного участка, указанными в Таблице 3.2 заключения эксперта.
2. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:24612/3, расположенного по адресу: Московская область, р-н Волоколамский, Российская Федерация, Волоколамское лесничество, Теряевское участковое лесничество, квартал N 61, выделы N 8-16, 18, 20, 24, части выделов N 1-7,17,19, 21, 22, 23; квартал N 71, части выделов N 1-7, в части координат, указанных в Таблицах 4.2-4.3 заключения эксперта.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2022 по делу N А41-64638/21 исковые требования удовлетворены с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель СНТ "ОСТАНКИНО" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Управлению пригородного хозяйства правительства г. Москвы (организация, при которой создано СНТ "Останкино") был выдан государственный акт от 24.12.1992 серии A-I N 348950 о закреплении в бессрочное и бесплатное пользование 27,30 га земли в границах согласно плану землепользования для коллективного садоводства.
Постановлением главы администрации Волоколамского района от 05.05.1992 N 224 утверждены границы отвода в натуре земельных участков общей площадью 578,8 га, в том числе из земель Волоколамского лесокомбината 465,4 га, из земель сельхозпредприятий 113,4 га согласно приложению, в пункте 15 которого числится земельный участок 27,3 га Волоколамский лесокомбинат, Теряевское лесничество, квартал 61 (на плане N 26).
Постановлением главы администрации Волоколамского района от 30.08.1993 N 725 пунктом 5 утвержден проект планировки и застройки коллективного сада "Утишево-26" - УПХ г. Москвы на площади 27,3 га.
После этого, постановлением главы администрации Волоколамского района N 952 от 22.11.1993 (с изменениями от 29.04.2021 N 302) вышеуказанный земельный участок общей площадью 27,3 га, в том числе земли общего пользования 5,06 га, находящийся в районе д. Утишево Волоколамского района Московской области был закреплен за Садоводческим некоммерческим товариществом "Останкино".
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью 5,06 га, кадастровый номер 50:07:0010407:961, составляющий территорию общего пользования СНТ "Останкино" является ранее учтенным земельным участком, границы которого в установленном законом порядке не установлены.
При выполнении кадастровых работ по уточнению границ данного земельного участка было выявлено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:07:0000000:24467/5 и 50:07:0000000:24612/3 (земли лесного фонда), сведения о которых содержатся в ЕГРН с фактическими границами территории общего пользования СНТ "Останкино".
Согласно заключению кадастрового инженера, фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010407:961 (территория общего пользования СНТ "Останкино") существует на местности более 15 лет и соответствует генеральному плану, проекту планировки и застройки СНТ "Останкино", утвержденному Постановлением главы администрации Волоколамского района от 30.08.1993 N 725.
По результатом полевого обследования и сравнительного анализа местоположения фактических границ земельного участка 50:07:0010407:961 и кадастровых границ смежных земельных участков лесного фонда обнаружено пересечение фактической границы земельного участка 50:07:0010407:961, являющегося объектом кадастровых работ с кадастровыми границами земельных участков лесного фонда N 50:07:0000000:24612 и 50:07:0000000:24467.
На чертежах N 1-2-3 штриховкой синего цвета точками N 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13 обозначена часть земель общего пользования СНТ "Останкино" на которую накладываются кадастровые границы земель лесного фонда.
Поскольку, выявленное пересечение границ с земельными участками 50:07:0000000:24467 и 50:7:0000000:24612 является препятствием в осуществлении кадастрового учета уточненного местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 53:07:0010407:961, что нарушает права СНТ "Останкино", истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и абзаца 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Определением Арбитражного суда Московской области от 01.12.2021 по настоящему делу была назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам АНО "МСК-ЭКСПЕРТ" Зиновину Сергею Анатольевичу, Симакову Михаилу Юрьевичу.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1) Возможно ли на основании представленных в материалы дела правоустанавливающих документов, содержащих сведения об описании границ земельных участков, установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010407:961. Если да, указать на основании каких документов.
2) В случае положительного ответа на первый вопрос, установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010407:961 площадью 50 600 кв. м с указанием координат характерных точек, описать графически.
3) В случае отрицательного ответа на первый вопрос, провести кадастровые работы по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010407:961.
4) Установить налагаются ли установленные экспертом при ответе на второй или третий вопросы границы земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010407:961 на границы иных земельных участков. В случае положительного ответа, указать площадь наложения, границы с указанием координат характерных точек, описать графически.
Согласно представленному заключению экспертов:
1) В результате изучения материалов дела экспертами не установлены правоустанавливающие документы, на основании которых возможно установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010407:961.
2) В результате изучения материалов дела экспертами не установлены правоустанавливающие документы, на основании которых возможно установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010407:961.
3) В результате визуально-инструментального обследования и сопоставления полученных данных с материалами дела и сведениями ЕГРН экспертами определены границы земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010407:961 площадью S= 50 608,45 кв. м. Координаты характерных точек границ земельного участка изложены в Таблицах 3.1-3.2, графически отображены в Приложении 2 Графическая часть.
4) Границы земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010407:961, установленные экспертизой, накладываются (пересекают) часть границ земельных участков с кадастровыми номерами:
- 50:07:0000000:24612/3 (ЗУ 2), площадь наложения (пересечения) составляет S = 764,83 кв. м. Координаты характерных точек границ земельного участка наложения (пересечения) изложены в таблицах 4.1-4.2, графически отображены в Приложении 2 Графическая часть (ЗУ 2);
- 50:07:0000000:24612/3 (ЗУ 3), площадь наложения (пересечения) составляет S = 2304,49 кв. м. Координаты характерных точек границ земельного участка наложения (пересечения) изложены в Таблицах 4.1, 4.3, графически отображены в Приложении 2 Графическая часть (ЗУ 3).
Экспертом указано, что в ходе проведения исследования экспертами установлено, что границы земельного участка с ккадастровым номером 50:07:0010407:961, площадью S = 50608,45 кв. м определенные экспертами (координаты характерных точек границ земельного участка изложены в Таблицах 3.1-3.2, графически отображены в Приложении 2 Графическая часть), также могут пересекаться/накладываться с границами земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:24467/3 (см. Рисунок 2). Однако установить факт пересечения/наложения на момент проведения экспертизы не представляется возможным ввиду невозможности определить координаты характерных точек земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:24467/3 (в том числе по средствам запроса выписки относительно данного объекта недвижимости из сведений ЕГРН).
Указанное экспертное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ правомерно признано судом первой инстанции надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Правовые основы проведения судебных экспертиз в арбитражном процессе регулируются положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе:
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;
- иные сведения в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Закона N 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
В соответствии со ст. 86 АПК РФ и ст. 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ, на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Требования к содержанию заключения эксперта установлены статьей 25 Закона N 73-ФЗ, согласно которой в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе:
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
С учетом требований изложенных выше норм права надлежащим образом выполненное экспертное заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате этих исследований выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что экспертное заключение соответствует указанным выше нормам. У суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности и объективности выводов экспертов.
С учетом выводом экспертов, суд отмечает, что с 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Согласно статье 7 указанного Закона, пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В настоящем случае право собственности СНТ "ОСТАНКИНО" на земельный участок с кадастровым номером 50:07:0010407:961 общей площадью 27,3 га, в том числе земли общего пользования 5,06 га возникло на основании постановления главы администрации Волоколамского района N 952 от 22.11.1993, то есть до 01.01.2016
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью 5,06 га, кадастровый номер 50:07:0010407:961, составляющий территорию общего пользования СНТ "Останкино" является ранее учтенным земельным участком.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, СНТ "ОСТАНКИНО" в силу изложенных норм имеет право установить границы принадлежащего ему земельного участка, несмотря на пересечение с земельными участками с кадастровыми номерами 50:07:0000000:24467 и 50:7:0000000:24612.
По результатам проведенной экспертизы площадь земель общего пользования не превысила показателей, установленных постановлением главы администрации Волоколамского района N 952 от 22.11.1993 (5,06 га)
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы Федерального агентства лесного хозяйства по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 4 ст. 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Поскольку права предыдущих правообладателей предшествующих земельных участков, из которых образован спорный Земельный участок, возникли до 1 января 2016 года, то к спорным правоотношениям подлежит применению ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ.
Принадлежность Земельного участка к определенной, категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Глава 7 (ст. 61) Федерального закона N 218-ФЗ предусматривает порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. 6 ст. 61 Федерального закона N 218-ФЗ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.09.2013 N 6002/2013 сформулировал правовой подход, согласно которому при квалификации заявленного требования как требования об исправлении реестровой ошибки суд должен обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях, государственного кадастра недвижимости.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствие с фактическими границами, установленными на местности и в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся (передавался) и существует на местности.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется; исковые требования удовлетворены правомерно.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2022 года по делу N А41-64638/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64638/2021
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ОСТАНКИНО"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Московской области
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства по Московской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ