г. Самара |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А55-36167/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Буртасовой О.И., Колодиной Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании (до перерыва):
от ответчика - председатель Кирпичников А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражного кооператива N 50 на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2022 по делу N А55-36167/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" (ИНН 6314045606, ОГРН 1186313063342) к гаражному кооперативу N 50 (ИНН 6322019166, ОГРН 1036301054460) о взыскании 1 394 286 руб. 72 коп
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" обратилось в арбитражный суд с иском к гаражному кооперативу N 50 о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-19947 от 18.09.2020 за период с 01.01.2019 по 31.08.2021 в сумме 1 394 286 руб. 72 коп.
Определением суда от 26.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс".
Определением суда от 26.07.2022 по ходатайствам общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" и общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" произведено процессуальное правопреемство путем замены истца -общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2022 с гаражного кооператива N 50 в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" взыскана задолженность в сумме 1 394 286 руб. 72 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 26 943 руб.
Не согласившись с решением суда, гаражный кооператив N 50 обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленного истца.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области осуществляется региональным оператором - обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (истец, региональный оператор).
Гаражный кооператив N 50 (потребитель, ответчик) осуществляет деятельность по адресу: 445008, Самарская обл., г.Тольятти, ул. Громовой, д.33 А, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы (ТКО).
В период с 01.01.2019 по 31.08.2021 истец отказал ответчику услуги по вывозу ТКО стоимостью 1 394 286 руб. 72 коп. Уклонение ответчика от оплаты услуг, в связи с не урегулированием спора в досудебном порядке, послужило основанием обращения истца с настоящим иском в суд.
Как верно установлено судом первой инстанции, правовое регулирование спорных правоотношений предусмотрено нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Как следует из пункта 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
На официальном сайте регионального оператора размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
В силу абзаца 4 пункта 8(17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если между сторонами не заключен договор в порядке, установленном Правилами N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
В этой связи договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается со всеми потребителями независимо от их организационно-правовой формы и факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным оператором.
В материалы дела представлен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-19947 от 18.09.2020, подписанный истцом в одностороннем порядке.
Доказательств направления потребителем заявки и документов в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору, в материалы дела ответчиком не представлено.
Истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, являясь единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Самарской области.
Поскольку в спорный период между сторонами договор N ТКО-19947 от 18.09.2020 в письменном виде не подписан, то с учетом правого применения пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", пункт 3 статьи 438, статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, действует договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора по регулируемой цене и нормативам, установленным соответствующим органом исполнительной власти.
Довод ответчика сводится к отсутствию у него обязанности оплачивать услуги, который отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права в связи со следующим.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов (статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ, письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Письменных заявлений об отказе от получения услуг (пользования ими) от ответчика не поступало, акты о ненадлежащем оказании услуг ответчиком не составлялись, что подтверждает фактическое оказание услуг и, следовательно, по общему правилу, с учетом положений статей 779 - 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, наличие у ответчика обязанности по их оплате, исходя из возмездного характера отношений сторон.
Доказательства невозможности оказания истцом услуг по вывозу ТКО, равно как и вывоз ТКО иными организациями, ответчиком не представлены.
В связи с чем, довод подателя жалобы о том, что факт оказания услуг со стороны регионального оператора не подтвержден, судом отклоняется.
При отсутствии места накопления ТКО в гаражном кооперативе для его складирования потребители (члены) фактически используют площадки в других местах или мест общего пользования, что свою очередь свидетельствует об исполнении обязательств региональным оператором, которым вывозится весь объем накоплений.
Принимая во внимание не опровергнутую ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела презумпцию образования отходов, апелляционный суд учитывает, что образовавшиеся в результате деятельности ответчика отходы, он обязан был складировать только в соответствующих законодательству местах накопления, определенных по его обращению, либо на близлежащих контейнерных площадка (общегородского значения, либо контейнеры, принадлежащие иным лицам), откуда они также вывозились региональным оператором согласно территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, истец оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО вне зависимости от места складирования ТКО.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что нормы действующего законодательства не наделяют членов гаражного кооператива правом на самостоятельный вывоз ТКО, а также на оформление ими прямых договорных отношений с региональным оператором.
Таким образом, суд правомерно возложил на ответчика обязанность по оплате услуг по вывозу ТКО.
Между тем расчет стоимости таких услуг произведен судом без полного исследования обстоятельств спора.
Так, при расчете норматива накопления ТКО истец в качестве расчетной единицы использовал 3010 машино-мест в кооперативе.
Соответствующие сведения, согласно пояснениям истца, он взял с сайта единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru), а именно из контрактов, заключенных между ответчиком и МИФНС N 19 по Самарской области N 2 от 27.03.2017, N 18004 от 25.06.2018 и N 19001 от 24.12.2019, предметом которых является обязанность ответчика по оказанию услуг с использованием своих материальных и трудовых ресурсов по содержанию и эксплуатации гаражных боксов NN 3002, 3004, 3006, 3008, 3010.
Как указал истец, указанные числовые значения являются порядковыми номерами боксов, расположенных на территории Гаражного кооператива N 50 по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, д. 33 "А".
Согласно вышеуказанным сведениям и в соответствии с Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Самарской области", региональный оператор применил норматив накопления ТКО в значении 0,29 куб.м. к категории - "автостоянки, парковки, гаражи", расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив - 1 машино-место, а общее количество расчетных единиц составило - 3010 машино-мест (л.д. 46-47, т.2).
Между тем установить достоверность сведений, размещенных на сайте информационной системы закупок проверить невозможно. Доказательств, подтверждающих указанное число мест, в дело не представлено, с учетом того, что ответчик оспаривал количество таких мест.
Определением от 29.11.2022 апелляционный суд обязал сторон осуществить осмотр помещений ответчика с целью фиксации физического наличия спорных объектов и представить в апелляционный суд двусторонний акт с указанием количества машиномест (боксов) на территории гаражного кооператива N 50.
Во исполнение определения суда истцом в дело представлены акты N 1 от 16.01.2023, N 2 от 16.01.2023 и фотоматериалы (л.д. 71-73, т.2), которые в отсутствие возражений сторон с целью установления фактических обстоятельств приобщены к материалам дела.
Согласно представленному акту N 2 от 16.01.2023 количество гаражей в гаражном кооперативе N 50 составило - 2016, иных сведений и доказательств о фактическом количестве машиномест (гаражей) в деле нет.
В этой связи апелляционный суд считает, что норматив накопления ТКО подлежит исчислению исходя из указанной расчетной единицы.
Следовательно, расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО по договору составляет: 2016 машино-мест x 1/12 x 0,29 куб.м./год x 598, 16 руб./куб.м. = 29 142, 35 руб., где
2016 машино-мест - количество расчетных единиц,
0,29 куб.м./год - норматив накопления на 1 машино-место в год,
598,16 руб./куб.м - тариф (с учетом НДС 20 %).
Расчет суммы задолженности ответчика перед истцом по договору за период с 01.01.2019 по 31.08.2021: 29 142,35 руб. в мес. x 32 (количество месяцев задолженности) = 932 555, 20 руб.
Именно эта сумма (932 555, 20 руб.) подлежит взысканию с ответчика.
Таким образом, решение суда подлежит изменению на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям (на 67 %).
Госпошлина за иск составляет 26 943 руб., за жалобу 3 000 руб.
Истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 26 943 руб., ответчиком за жалобу оплачена госпошлина в размере 3 000 руб., всего 29 943 руб., в соответствии с установленным процентом удовлетворения иска на истца распределяется - 9 881, 19 руб., на ответчика - 20 061, 81 руб., т.е. с ответчика в пользу истца взыскиваются расходы по уплате госпошлины в сумме 20 061, 81 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2022 по делу N А55-36167/2021 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Гаражного кооператива N 50 в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" задолженность в сумме 932 555, 20 руб. по договору на оказания услуг по обращению с ТКО от 18.09.2020 за период с 01.01.2019 по 31.08.2021, расходы по госпошлине в размере 20 061, 81 руб.
В остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-36167/2021
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: Гаражный кооператив N50
Третье лицо: ООО "ТРАНСРЕСУРС", Управление Росреестра по Самарской области, Управление Федеральной службы Государсвенной регистрации, Кадастра и Картографии по Самарской области, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области