г. Хабаровск |
|
21 февраля 2023 г. |
А73-14060/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубок В.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ВДЛ-Логистик": Китаевой М.Г. представителя по доверенности от 28.09.2022 сроком на 1 год;
от Хабаровской таможни: Волоховой А.А. представителя по доверенности от 16.09.2022, сроком на 1 год.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВДЛ-Логистик"
на решение от 05.12.2022
по делу N А73-14060/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВДЛ-Логистик" (ОГРН 1192801004527, ИНН 2801249473)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856)
о признании незаконными действий по проведению камеральной таможенной проверки,
о признании незаконным решений от 01.06.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров по ДТ N 10702070/040720/0145856 и по ДТ N 10702070/300620/0141244,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВДЛ-Логистик" (далее - заявитель, ООО "ВДЛ-Логистик", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Хабаровской таможне (далее - таможня, таможенный орган) с заявлением о признании незаконными действий по проведению камеральной таможенной проверки; о признании незаконным решения от 01.06.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров по ДТ N 10702070/040720/0145856 и по ДТ N 10702070/300620/0141244.
Решением суда от 05.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано; с ООО "ВДЛ-Логистик" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 9000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ООО "ВДЛ-Логистик" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы утверждает следующее: экспортные декларации КНР, представленные в материалы дела Хабаровской таможней, не отвечают обязательным требованиям и на них отсутствуют печать как экспортера, так и таможенного органа; должностное лицо, выносившее оспариваемое решение, ссылаясь на информацию, полученную в рамках ОРМ, должна предоставить лицам, участвующим в деле информацию, на каком основании таможенный специалист получил сведения и имеется ли разрешение на их получение и раскрытие; заявитель мотивировал факт не предоставления экспортных деклараций КНР пунктом 4.3. Контракта от 28.05.2020, в котором ARS Limited (Продавец) и ООО "ВДЛ-Логистик" договорились, что предоставление экспортной декларации, прайс-листа завода изготовителя данным контрактом не предусмотрено, поскольку указанные документы составляют коммерческую тайну продавца и не влияют на стоимость сделки, оговариваемую в приложениях к настоящему контракту; так как декларант не участвует в оформлении экспортной таможенной декларации, то и не несет ответственность за достоверность отраженных в ней сведений; общество представило таможенному органу достаточный объем документов, соответствующих условиям контракта и позволяющих установить стоимость товара.
Вместе с апелляционной жалобой в суд представлен экземпляр решения Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11322/2022 от 13.12.2022.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, таможенный орган отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представитель ООО "ВДЛ-Логистик" в судебном заседании поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит удовлетворить ее и отменить решение суда первой инстанции, также пояснила, что судебная практика, приложенная к апелляционной жалобе, представлена суду для ознакомления, в связи с чем после ознакомления судом, она возвращена представителю заявителя в зале судебного заседания.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 28.05.2020 ООО "ВДЛ-Логистик" в лице генерального директора Федотова В.М. (покупатель) и ARS Limited (Гонконг), в лице генерального директора Розвезева A.M. (продавец) заключили внешнеторговый контракт N ARSHK202010 на поставку товаров: роботов-пылесосов бытовых, тканей, трикотажных и тюлевых полотен, галантерейной продукции, одежды, обуви и их частей, и изделий и др.
Ассортимент товара, количество, цена за единицу товара, общая стоимость по каждой конкретной товарной партии, а также условия поставки определяются в приложениях к контракту; общая стоимость контракта составляет 3000 000 долл. США; цена товара за единицу устанавливается по соглашению сторон и отражается в приложениях к контракту и коммерческих инвойсах; основной единицей измерения количества товара в рамках данного контракта является килограмм.
Цена товара включает в себя: стоимость товара, тары, упаковки, маркировки, уплату всех экспортных пошлин и сборов на территории КНР, стоимость погрузочно-разгрузочных работ и доставки товара до оговоренного контрактом места в соответствии с выбранными условиями поставки.
На территорию ЕАЭС через грузовой пункт пропуска Благовещенского таможенного поста Благовещенской таможни во исполнение внешнеторгового контракта от 28.05.2020 N ARSHK202010 28.06.2020 был ввезен товар - роботы-пылесосы, мощностью 55 Вт в комплекте с зарядным устройством и контейнером для сбора пыли, производитель: XIAOMI COMMUNICATIONS TECHNOLOGY., СО LTD в количестве 2-х товарных партий; товар ввезен на условиях поставки СРТ-Благовещенск.
ООО "ВДЛ-Логистик" на указанные партии товара подало в электронной форме в центр электронного декларирования Владивостокского таможенного поста Владивостокской таможни декларации на товары, зарегистрированные таможенным органом за номерами 10702070/300620/0141244, 10702070/040720/0145856, в которых заявлены к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления следующие товары:
|
Номер деклара- ции |
N това- ра |
Наименование товара |
Вес брутто/нет-то, кг |
Цена товара, доллары США |
Произво-дитель |
|||||
1 |
10702070 /300620/ 0141244 |
1 |
Роботы-пылесосы, марки "МIJIA" в комплекте с зарядным устройством, мощностью 55 ВТ, с контейнером для сбора пыли, объемом менее 20 литров, модель STYTJ02YM, серийные номера отсутствуют, упаковано в картонные коробки на одноразовом фанерном паллете, всего 120,00 штук |
828,000/ 780,000 |
45 доллара/ шт 5 400,00 долларов |
Xiaomi Communication s Technology Co., LTD |
|||||
2 |
10702070 /300620/ 0141244 |
2 |
Роботы-пылесосы, марки "1S" в комплекте с зарядным устройством, мощностью 55 ВТ, с контейнером для сбора пыли, объемом менее 20 литров, модель SDJQR03RR, серийные номера отсутствуют, упаковано в картонные коробки на одноразовом фанерном паллете, всего 300,00 штук |
1980,000/ 1960,000 |
40 доллара/ шт. 12 000,00 долларов |
Xiaomi Communication s Technology Co., LTD |
|||||
3 |
10702070 /040720/ 0145856 |
1 |
Роботы-пылесосы, марки "МIJIA" в комплекте с зарядным устройством, мощностью 55 ВТ, с контейнером для сбора пыли, объемом менее 20 литров, модель SDJQR01RR, серийные номера отсутствуют, упаковано в картонные коробки на одноразовом фанерном паллете, всего 300,00 штук |
2102,000/ 1980,000 |
48 доллара/ шт. 14 400,00 |
Xiaomi Communication s Technology Co., LTD |
|||||
4 |
10702070 /040720/ 0145856 |
2 |
Роботы-пылесосы, марки "МIJIA" в комплекте с зарядным устройством, мощностью 55 ВТ, с контейнером для сбора пыли, объемом менее 20 литров, модель STYTJ02YM, серийные номера отсутствуют, упаковано в картонные коробки на одноразовом фанерном паллете, всего 80,00 штук |
536,000/ 520,000 |
45 доллара/ шт. 3 600,00 |
Xiaomi Communication s Technology Co., LTD |
|||||
5 |
10702070 /040720/ 0145856 |
3 |
Роботы-пылесосы, марки "1С" в комплекте с зарядным устройством, мощностью 55 ВТ, с контейнером для сбора пыли, объемом менее 20 литров, модель STYTJ01ZHM, серийные номера отсутствуют, всего 300,00 штук |
1396,000/ 1380,000 |
28 доллара/ шт. 8400,00 |
Xiaomi Communication s Technology Co., LTD |
|||||
6 |
10702070 /040720/ 0145856 |
4 |
Роботы-пылесосы, марки "G1" в комплекте с зарядным устройством, мощностью 55 ВТ, с контейнером для сбора пыли, объемом менее 20 литров, модель MJSTG1, серийные номера отсутствуют, всего 100,00 штук |
604,000/ 592,000 |
36 доллара/ шт. 3600,00 |
Xiaomi Communication s Technology Co., LTD |
Так, в графе 33 указанных ДТ участником ВЭД заявлен классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8508110000 (ставка ввозной таможенной пошлины 5%, ставка НДС 20%).
Согласно заявленным сведениям в графе 8, 9, 14 ДТ получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование товаров, выступало ООО "ВДЛ-Логистик" (ОГРН 1192801004527, ИНН 2801249473, КПП 280101001, зарегистрированного по адресу: 675002, Амурская область, ул. Лазо, д. 2, офис 620); таможенное декларирование товаров осуществлялось генеральным директором Федотовым В.М. (сведения гр. 54 ДТ).
Декларантом по ДТ N N 10702070/300620/0141244,10702070/040720/0145856 в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС был принят 1 метод (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Обществом в качестве документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара и выбранный метод определения таможенной стоимости, представлены спецификации, инвойсы, международные товарно-транспортные накладные (далее - CMR), сведения о которых указаны в графе 44 деклараций на товары под кодом вида документа 02015, 03011, 03012, 04021, электронные копии документов приложены в формализованном виде к пакетам ДТ: по ДТ N 10702070/300620/0141244 - контракт от 28.05.2020 N ARSHK202010, дополнительное соглашение к контракту N 1 от 05.06.2020, спецификация N 1 от 15.06.2020, инвойс N 1 от 15.06.2020, судовой коносамент N20051322 от 21.06.2020;
по ДТ N 10702070/040720/0145856 - контракт от 28.05.2020 N ARSHK202010, дополнительное соглашение к контракту N 1 от 05.06.2020, спецификация N 1 от 15.06.2020, инвойс N 1 от 15.06.2020, судовой коносамент N 20051540 от 21.06.2020.
В период с 18.02.2022 по 14.04.2022 таможней была проведена камеральная таможенная проверка, предметом которой являлся контроль достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях, в части достоверности заявления сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N N 10702070/300620/0141244, 10702070/040720/0145856.
Хабаровской таможней 18.02.2022 в адрес общества направлено требование о предоставлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке.
По итогам указанной проверки составлен акт камеральной таможенной проверки от 14.04.2022 N 10703000/210/140422/А000016.
Предметом проверки являлась: достоверность сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ N N 10702070/04720/0145856, 107020/300620/0141244, в отношении товаров "роботы-пылесосы", а также соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС при перемещении товаров "роботы-пылесосы".
ООО "ВДЛ-Логистик" направило в таможню возражения по акту камеральной таможенной проверки и дополнительные возражения, на что таможней вынесено заключение от 31.05.2022 о признании доводов, изложенных ООО "ВДЛ-Логистик" в возражениях на акт таможенной проверки не обоснованными.
Хабаровской таможней 01.06.2022 по результатам проведенной таможенной проверки приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N N 10702070/040720/0145856, 107020/300620/0141244.
Между тем, в соответствии с решением о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10702070/040720/0145856 по товару N 1 - 4 обосновано тем, что таможенным органом в ходе проведения камеральной таможенной проверки получены документы, содержание достоверные сведения о таможенной стоимости проверяемого товара. - таким образом, таможенная стоимость проверяемого товара подлежит определению на основании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, согласно статье 39 ТК ЕАЭС на основании информации о стоимости товара, содержащейся в экспортной декларации, полученной от ДБК Харбинской таможни N 190320200030655384 от 21.06.2020 (113 620 х 70,4999 (курс доллара США) = 8010198,63 руб.).
Также согласно решению о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10702070/040720/0141244 по товару N 1, 2 обосновано тем, что таможенным органом в ходе проведения камеральной таможенной проверки получены документы, содержание достоверные сведения о таможенной стоимости проверяемого товара, следовательно, таможенная стоимость проверяемого товара подлежит определению на основании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в соответствии со ст. 39 ТК ЕАЭС на основании информации о стоимости товара, содержащейся в экспортной декларации, полученной от ДБК Харбинской таможни N 190320200030655412 от 21.06.2020 (80 190 х 69,9513 (курс доллара США) = 5609394,75 руб.
ООО "ВДЛ-Логистик" не согласившись с решениями таможни, считая их незаконными и необоснованными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С 18.02.2022 по 14.04.2022 Хабаровской таможней проведена камеральная таможенная проверка, предметом которой являлся контроль достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях, в части достоверности заявления сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N N 10702070/300620/0141244, 10702070/040720/0145856.
Согласно статье 322 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля: получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.
Камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица (пункт 1 статьи 332 ТК ЕАЭС).
Как указано в пункте 2 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.
Довод общества о нарушении таможней Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного Приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 (далее - Порядок N 1560) судом правомерно отклонен, поскольку Порядок N 1560 применяется при проведении проверки документов и сведений после выпуска (в том числе условного выпуска) товаров и (или) транспортных средств в соответствии со статьей 324 ТК ЕАЭС, то есть иной формы таможенного контроля.
Таким образом, в удовлетворении требования общества о признании незаконными действий таможни по проведению камеральной таможенной проверки, верно отказано судом.
Рассматривая доводы общества о признании незаконными решений от 01.06.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров по ДТ N 10702070/040720/0145856 и по ДТ N 10702070/300620/0141244, суд установил следующее.
Согласно статье 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в.Астане 29.05.2014) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (вступил в силу 01.01.2018) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями указанного Договора.
В силу пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного кодекса (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и дополненная в соответствии со статьей 40 указанного кодекса, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Евразийского экономического союза или законодательством государств-членов; продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 данной статьи.
При этом в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами) не применяется согласно пункту 2 статьи 39 ТК ЕАЭС.
Пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно пункту 3 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров.
На основании пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49, исходя из пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС принятие таможенной стоимости, иных сведений, имеющих значение для исчисления таможенных платежей и заявленных декларантом при ввозе товара, либо их изменение по результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, не исключает права таможенных органов на проведение таможенного контроля после выпуска товаров.
При проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров) (пункт 1 статьи 313 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных и иных документов, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994 (далее - Соглашение о сотрудничестве) предусмотрен обмен информацией между таможенными службами государств, который не требует заверения копий либо дополнительной легализации документов, представляемых по запросу в рамках указанного Соглашения.
В соответствии со статьей 3 Соглашения о сотрудничестве таможенные службы сторон, по собственной инициативе или по запросу, предоставляют друг другу всю имеющуюся информацию, в том числе ту, которая может помочь в обеспечении точного взимания ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, сборов; о совершенных или готовящихся правонарушениях в отношении перемещения: товаров или материалов, которые представляют угрозу для окружающей среды или здоровья населения; наркотических и психотропных веществ; оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; предметов, представляющих значительную историческую, художественную, культурную или археологическую ценность; товаров, имеющих особо важное значение, в соответствии с перечнями, которыми обмениваются таможенные службы Сторон.
Статьей 5 Соглашения о сотрудничестве установлено, что по запросу таможенной службы одной стороны, таможенная служба другой стороны передает этой таможенной службе информацию, касающуюся, в том числе подлинности официальных документов, выданных в отношении грузовой декларации, предъявляемой таможенной службе запрашивающей стороны; были ли товары, ввезенные на территорию государства запрашивающей стороны, законно вывезены с территории государства другой стороны; были ли товары, вывезенные с территории государства запрашивающей стороны, законно ввезены на территорию государства запрашиваемой стороны.
В силу статьи 15 указанного Соглашения о сотрудничестве содействие в соответствии с положениями настоящего Соглашения оказывается непосредственно таможенными службами сторон, которые достигнут между собой договоренности о конкретных мероприятиях в этих целях; таможенные службы сторон предусматривают установление прямых каналов связи между центральными подразделениями и уполномочат их местные подразделения осуществлять контракты между собой, как это будет согласовано таможенными службами сторон в отдельной договоренности; с целью реализации указанного Соглашения о сотрудничестве на рабочей встрече по вопросам правоохранительной деятельности Дальневосточной оперативной таможни и Департамента по борьбе с контрабандой Харбинской таможни определена сфера взаимодействия, каналы, направления, список контактных лиц ДВОТ и ДБК Харбинской таможни.
В соответствии с протоколом рабочей комиссии по вопросам в сфере правоохранения Дальневосточной оперативной таможни и ДБК Харбинской таможни от 13.04.2011 (далее - протокол рабочей встречи) возможности получения оригиналов запрашиваемых у китайской стороны документов не существует; передача документов осуществляется исключительно посредством электронной и факсимильной связи.
Кроме того, достоверные сведения о таможенной стоимости спорных товаров были получены в результате проведения мероприятий оперативно-розыскным отделом Службы (г. Благовещенск), при этом с целью получения экспортных деклараций КНР и прилагаемых к ним сопроводительных документов официальным путем через Дальневосточную оперативную таможню Дальневосточного таможенного управления были направлены запросы в Департамент по борьбе с контрабандой Харбинской таможни ГТУ КНР.
Как верно установил суд, полученные таможенным органом в рамках международного сотрудничества документы имеют официальный статус, являются допустимыми доказательствами, свидетельствуют о факте недостоверного отражения в таможенной декларации сведений о цене товара.
Также в материалах проверки содержатся снимки экрана (скриншоты), подтверждающие факт направления международного запроса в адрес Департамента по борьбе с контрабандой Харбинской таможни Главного таможенного управления КНР служебная записка от 14.04.2022, а также факт получения ответов на указанные запросы от 27.01.2022 N 587, от 25.02.2022 N 1347.
Между тем, 16.02.2022 и 22.03.2022 копии экспортных деклараций с переводами: 190320200030655412, 190320200030655384 были направлены оперативно-розыскным отделом в отдел проверки деятельности лиц службы (г. Благовещенск) (служебные записки от 16.02.2022 N 31-04-09/0065, от 22.03.2022 N 31-04-09/0150), которые сопоставимы с проверяемыми ДТ.
Установлены следующие сведения о расхождениях в стоимости импортированных товаров:
Данные экспортных деклараций КНР |
Данные о декларировании товаров ООО "ВДЛ-Логистик" |
Отклонение (заниже-ние цены), доллар США за 1 шт. |
|||
Дата |
Номер |
Цена товара, доллар США за 1 шт. |
Номер ДТ |
Цена товара, доллар США за 1 шт. |
|
21.06.2020 |
190320200030655 412 |
187,9 |
10702070/300620/014124 4 (товар N 2) |
40 |
147,9 |
21.06.2020 |
190320200030655 412 |
198,5 |
10702070/300620/014124 4 (товар N 1) |
45 |
153,5 |
21.06.2020 |
190320200030655 384 |
155,9 |
10702070/040720/014585 6 (товар N 1) |
48 |
107,9 |
21.06.2020 |
190320200030655 384 |
198,5 |
10702070/040720/014585 6 (товар N 2) |
45 |
153,5 |
21.06.2020 |
190320200030655 384 |
134,9 |
10702070/040720/014585 6 (товар N 3) |
28 |
106,9 |
21.06.2020 |
190320200030655 384 |
105 |
10702070/040720/014585 6 (товар N 4) |
75,51 |
29,49 |
Сведения, которые позволили таможенному органу сопоставить экспортные декларации со сведениями, заявленными в ДТ обществом, указаны в таблице:
Номера ДТ |
Номера экспортных ДТ |
Идентичные сведения |
|
10702070/300620/0141244 (товар N 1) |
19032020003 0655412 |
Наименование товара - роботы-пылесосы, марка "МIJIA" ("Мицзя"), модель - STYTJ02YM, код ТНВЭД ЕАЭС на уровне двух знаков 85, номер транспортного средства LONGBO10281, количество товара - 120 шт., а также пункт вывоза товара - Хэйхэская таможня |
170 мест (3+167) |
10702070/300620/0141244 (товар N 2) |
|
Наименование товара - роботы-пылесосы, модель - SDJQR03RR, код ТНВЭД ЕАЭС на уровне двух знаков 85, номер транспортного средства LONGBO 10281, количество товара -300 шт., а также пункт вывоза товара -Хэйхэская таможня |
|
10702070/040720/0145856 (товар N 1) |
19032020003 0655384 |
Наименование товара - роботы-пылесосы, марка "МIJIA" ("Мицзя"), модель - SDJQR01RR, код ТНВЭД ЕАЭС на уровне двух знаков 85, номер транспортного средства LONGBO10281, количество товара - 300 шт., а также пункт вывоза товара - Хэйхэская таможня |
290 (7+1+239+43) |
10702070/040720/0145856 (товар N 2) |
Наименование товара - роботы-пылесосы, марка "МIJIA" ("Мицзя"), модель - STYTJ02YM, код ТНВЭД ЕАЭС на уровне двух знаков 85, номер транспортного средства LONGBO 10281, количество товара - 80 шт., а также пункт вывоза товара - Хэйхэская таможня |
||
10702070/040720/0145856 (товар N 3) |
Наименование товара - роботы-пылесосы, марка 1 С, наименование модели на уровне 7 знаков - STYTJ01, код ТНВЭД ЕАЭС на уровне двух знаков 85, номер транспортного средства LONGBO 10281, количество товара - 300 шт., а также пункт вывоза товара - Хэйхэская таможня |
||
10702070/040720/0145856 (товар N 4) |
Наименование товара - роботы-пылесосы, модель -MJSTG1, код ТНВЭД ЕАЭС на уровне двух знаков 85, номер транспортного средства LONGBO 10281, количество товара - 100 шт., а также пункт вывоза товара - Хэйхэская таможня |
При этом факт соответствия данных (о наименованиях, кодов ТНВЭД ЕАЭС на уровне двух знаков, моделях, количестве, номеров транспортных средства, которые осуществляли перевозку товара, количество мест и т/д.) позволяют соотнести экспортные декларации КНР с проверяемыми ДТ.
Поставка товара в рамках внешнеэкономической деятельности является единым непрерывным процессом, совершаемым сторонами сделки по обе стороны границы и оформляемым при этом соответствующими документами, которые должны соответствовать содержанию сделки и не противоречить документам, составленным с другой стороны границы; кроме того выявленные противоречия свидетельствуют о недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных обществом по проверяемым ДТ, поскольку они основаны на недостоверной и документально неподтвержденной информации.
Согласно Правилам таможни КНР по оформлению грузовой таможенной декларации при импорте и экспорте товаров в графе "Цена за единицу товара" экспортной декларации КНР указывается цена по фактической заключённой сделке, в графе "Общая стоимость" - общая стоимость товаров по фактически заключенной сделке, в связи с чем экспортная декларация КНР содержит согласованную сторонами цену поставляемого товара, то есть цену действительной сделки.
Сведения, содержащиеся в экспортных декларациях, являются максимально значимыми для осуществления контроля таможенной стоимости, так как в отличие от иных документов (спецификация, инвойс), они оформляются не продавцом, а государственным таможенным органом страны ввоза.
Общие положения о таможенной стоимости товара закреплены в главе 5 ТК ЕАЭС, требования которой основаны на общих принципах и правилах, установленные ст. VII генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная ТК ЕАЭС и основанная на ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки.
Одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости вывозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению ст. VII ГАТТ 1994).
Данное положение закреплено в пункте 13 статьи 38 ТК ЕАЭС, согласно которому положения главы 5 ТК ЕАЭС не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенного органов убеждаться в достоверности или точности заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.
Соглашение о сотрудничестве от 03.09.1994 является действующим и в соответствии со статьей 17, оно заключено на неопределенный срок.
Также на рабочей встрече по вопросам правоохранительной деятельности с целью реализации данного Соглашения между Дальневосточной оперативной таможни (далее - ДВОТ) и Департаментом по борьбе с контрабандой Харбинской таможни (далее - ДБК Харбинской таможни) определена сфера взаимодействия, каналы, направления, список контактных лиц ДВОТ и ДБК Харбинской таможни (Протокол рабочей встречи от 02.07.2019).
Следовательно, обмен информацией между вышеуказанными таможенными органами осуществляется в рамках Соглашения о сотрудничестве от 03.09.1994 и в соответствии с протоколом рабочей встречи по вопросам в сфере правоохранения ДВОТ и ДБК Харбинской таможни от 02.07.2019.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).
При наличии заключенного между Россией с КНР соглашения о правовой помощи, предусматривающего отмену легализации, не требуются ни апостиль, ни консульское заверение.
При таких обстоятельствах, как верно установлено судом, полученные таможенным органом в рамках международного сотрудничества документы, как имеющие официальный статус, являются допустимыми доказательствами, свидетельствующими о факте недостоверного отражения в таможенной декларации сведений о цене товара, повлиявших на определение его таможенной стоимости и определение базы исчисления подлежащих уплате таможенных платежей.
В совокупности полученные таможенным органом документы и коммерческие документы общества свидетельствуют о поставке одной и той же партии товара, однако, поскольку заявленная ООО "ВДЛ-Логистик" стоимость товаров в ДТ не сопоставима с суммами, обозначенными в экспортных декларациях, таможенная стоимость считаться документально подтвержденной не может.
Следовательно, вывод таможни о том, что обществом при таможенном декларировании товаров в качестве документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров, представлены документы, содержащие недостоверные сведения в части указания цены товара, является правомерным.
Выявленные противоречия свидетельствуют о недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных обществом, поскольку они основаны на недостоверной и документально неподтвержденной информации.
Экспортная декларация является юридически значимым документом, который оформляется на каждую товарную партию, перемещаемую через таможенную границу, и подтверждает легитимность внешнеторговой сделки; сведения, содержащиеся в экспортной декларации, являются значимыми для осуществления контроля таможенной стоимости, подтверждающими результаты контроля государственных органов страны ввоза.
Между тем, таможенный орган по результатам проведенного таможенного контроля таможенной стоимости, исходя из сведений предоставленных официальными органами страны - ввоза экспортных таможенных деклараций, в которых отражена стоимость товара, несопоставимая с заявленной таможенной стоимостью товара в Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что сведения, заявленные обществом, не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В рамках проверки дознавателем по особо важным делам службы (г. Благовещенск) была предоставлена выписка из результатов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) в части проведенного оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ) "снятие информации с технических каналов связи" электронной почты leonid.kp@mail.ru, принадлежащей Капустину Л.А., контролирующему финансово-хозяйственную деятельность ООО "ВДЛ-Логистик", из которой следует, что декларируемые ООО "ВДЛ-Логистик" роботы-пылесосы на территории КНР приобретались по гораздо большей цене (105,00 - 198,50 долл. США за 1 единицу), чем декларировались в проверяемых ДТ (28,00 - 48,00 долл. США за 1 единицу), что подтверждается следующими фактами.
Согласно переписке между Капустиным Л.А. и его работниками таможней установлено, что общество располагало информацией о реальной стоимости пылесосов, что подтверждается следующими документами: инвойсом, выставленным иностранной компанией MOUNT TAI COMMUNICATION LIMITED, который содержит сведения о роботах - пылесосах, моделях, количестве и стоимости; общая стоимость товаров по инвойсу составляет 193810 долл. США; инвойсом (PROFORMA INVOICE) N UNI20200526001 от 29.05.2020, выставленным иностранной компанией ARS Limited российской компании Limited Liability Company "VDL-LOGISTIK LLC", который содержит идентичную информацию, содержащейся в инвойсе, выставленном иностранной компанией MOUNT TAI COMMUNICATION LIMITED.
Такие обстоятельства указывают на то, что реализация роботов-пылесосов выглядела следующим образом: компания MOUNT TAI COMMUNICATION LIMITED продала данные товары на внутреннем рынке КНР в адрес компании ARS Limited, которая в последующем реализовала их ООО "ВДЛ-Логистик"; стоимость товара, указанная в инвойсе, выставленном иностранной компанией MOUNT TAI COMMUNICATION LIMITED и инвойсе, выставленном иностранной компанией ARS Limited российской компании Limited Liability Company "VDL-LOGISTIK LLC", не соответствует стоимости товара, указанной в проверяемых ДТ, вместе с тем корреспондирует со стоимостью товара, указанной в экспортных декларациях 190320200030655412, 190320200030655384, полученных в рамках международного сотрудничества; экспортной декларацией КНР N 190320200030655412 от 21.06.2020 с отметками таможенного органа КНР, а также копией коносамента на речные перевозки внешнеторговых грузов между Российской Федерацией и КНР N 20051525А; экспортная декларация КНР содержит сведения о двух наименованиях товаров, в описании которых, указана информация о моделях роботов-пылесосов: "SDJQR03RR", "STYTJ02YM"; также в уведомлении и экспортной декларации КНР указана информация о судне, на котором осуществлялась международная перевозка товаров "LONGBO 10281 /20200621С10281".
Согласно декларации N 190320200030655412 от 21.06.2020 из КНР в Российскую Федерацию экспортированы два товара: робот-пылесос, модель SDJQR03RR, вес 3,8 кг., мощность 58 ватт, общее количество 300 штук, цена за единицу 187,9 долларов США, цена за партию 56 370 долларов США; робот-пылесос STYTJ02YM, вес 3,6 кг., мощность 33 ватта, общее количество 120 штук, цена за единицу 198,5 долларов США, цена за партию 23820 долларов США; экспортной декларацией КНР N 190320200030655384 от 21.06.2020 с отметками таможенного органа КНР, а также копией коносамента на речные перевозки внешнеторговых грузов между Российской Федерацией и КНР N 20051322; экспортная декларация КНР содержит сведения о четырех наименованиях товаров, в описании которых, вероятно, указана информация о моделях роботов-пылесосов: "SDJQR01RR", "STYTJ01YM", "STYTJ02YM", "MJSTG1"; в уведомлении и экспортной декларации КНР указана информация о судне, на котором осуществлялась международная перевозка товаров "LONGBO 10281 /20200621С10281".
В соответствии с декларацией N 190320200030655384 от 21.06.2020 из КНР в Российскую Федерацию экспортированы четыре товара: робот-пылесос, модель SDJQR01RR, вес 3,8 кг., мощность 58 ватт, общее количество 300 штук, цена за единицу 155,9 долларов США, цена за партию 46770 долларов США; робот-пылесос, модель STYTJ01YM, 3,6 кг., мощность 40 ватт, общее количество 300 штук, цена за единицу 134,9 долларов США, цена за партию 40470 долларов США; робот-пылесос, модель STYTJ02YM, вес 3,6 кг., мощность 33 ватта, общее количество 80 штук, цена за единицу 198,5 долларов США, цена за партию 15880 долларов США; робот-пылесос, модель MJSTG1, вес 3,6 кг., 25 ватт, общее количество 100, цена за единицу 105 долларов США, цена за партию 10500 долларов США.
При этом сведения, содержащиеся в экспортных ДТ, идентичны сведениям, содержащихся в экспортных декларациях КНР, полученных таможенным органом в рамках международного сотрудничества - указанное свидетельствует о том, что общество располагало экспортными декларациями, в которых содержалась информация о наименовании, количестве, модели товара, а также реальной стоимости, которая указана в экспортных декларация, полученных таможенным органом официальным путем.
Проверяемый товар ввозился для дальнейшей реализации ИП Аркушенко С.С, что подтверждается выставленным счетом для предоплаты за товар на сумму 11371900 руб.
Согласно анализу выписок с банковских счетов общества установлено, что ИП Аркушенко С.С. произведена предоплата за товар на общую сумму 13 971 900 руб., которую можно соотнести со стоимостью товара, указанной в инвойсах выставленном иностранной компанией MOUNT TAI COMMUNICATION LIMITED и инвойсе, выставленном иностранной компанией ARS Limited российской компании Limited Liability Company "VDL-LOGISTIK LLC", а также содержащейся в экспортных декларациях, полученных в рамках международного сотрудничества.
Поскольку, как указано выше, экспортные декларации получены таможенным органом в предусмотренном международным регулированием порядке, вывод таможенного органа о заявлении обществом при декларировании товаров по ДТ недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, является правомерным и основан на новых доказательствах - полученных таможенным органом в рамках международного сотрудничества экспортных деклараций.
Обществом в подтверждение направления адвокатского запроса в адрес ASR Limited, представлены скриншоты экрана электронной почты.
Между тем, таможенным органом не установлено, кому именно принадлежит данный почтовый ящик - сведения об адресе электронной почты контрагента ASR Limited во внешнеторговом контракте отсутствуют, как и в иных товаросопроводительных документах, то есть невозможно установить, кому именно принадлежит данный ящик электронной почты; также в ответе от 24.10.2022 ASR Limited, отсутствует подпись генерального директора A.M. Розвезева.
Следовательно, отсутствуют доказательства, подтверждающие заявленную ООО "ВДЛ-Логистик" таможенную стоимость товара при его декларировании.
Экспортные декларации КНР, представленные таможенным органом, получены официальным путем через Дальневосточную оперативную таможню Дальневосточного таможенного управления.
При этом сведения, содержащиеся в экспортных декларациях КНР, полученных таможенным органом в рамках международного сотрудничества, идентичны сведениям, содержащихся в экспортных декларациях, полученных в рамках оперативно-розыскных мероприятий.
Кроме того при проведении камеральной таможенной проверки Хабаровской таможней у общества неоднократно были запрошены экспортные таможенные декларации, однако документы не были предоставлены, что подтверждается ответами ООО "ВДЛ Логистик" на запросы от 18.02.2022 N 31-01-14/02112, от 17.03.2022 N 31-01-14/04464.
Со ссылкой на положения статьи 12.1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", суд верно установил, что результаты ОРМ могли использоваться при проведении камеральной таможенной проверки.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые решения от 01.06.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10702070/040720/0145856, 10702070/300620/0141244, являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05 декабря 2022 года по делу N А73-14060/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции
.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14060/2022
Истец: ООО "ВДЛ-Логистик"
Ответчик: Хабаровская таможня
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области