город Ростов-на-Дону |
|
20 февраля 2023 г. |
дело N А53-9389/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: представитель Пилипеева Л.А. по доверенности от 03.06.2022, удостоверение;
от ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону": представитель Юрченко К.О. по доверенности от 12.12.2022, паспорт;
от АО "Донэнерго": представитель Мирчев А.Г. по доверенности от 21.12.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 09.12.2022 по делу N А53-9389/2022
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН: 6163056346 ОГРН: 1036163003029)
при участии третьего лица: акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890)
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 03.02.2022 N 140 об устранении нарушений обязательных требований.
Определением от 25.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Донэнерго" (далее - АО "Донэнерго").
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2022 в удовлетворении ходатайства Государственной жилищной инспекции Ростовской области о привлечении третьих лиц отказано. Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области N 140 от 03.02.2022 об устранении нарушений обязательных требований. С Государственной жилищной инспекции Ростовской области в пользу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3 000 руб.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что начисление платы за общедомовые нужды в домовладении противоречит требования Правил N 354.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Донэнерго" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представители ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и АО "Донэнерго" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании решения от 20.01.2022 N 93 проведена проверка в отношении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" по вопросу порядка определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в домовладении по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Островского, д. 101.
03 февраля 2022 года инспекция выдала ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" предписание N 140 об устранении нарушения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в домовладении N 101 по ул. Островского (далее - домовладение), за период с июля 2020 года по март 2021 года, январь 2022 года в соответствии с требованиями пунктов 42, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В обоснование вынесенного предписания инспекция ссылается на то, что домовладение по адресу г. Ростов-на-Дону по пер. Островского, д. 101 не является многоквартирным домом и не должно быть оборудовано общедомовым прибором учета электроэнергии, но при этом, потребителям незаконно были произведены начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за период с июля 2020 года по март 2021 года, январь 2022 по показаниям общедомового прибора учета N 009651097412482.
Не согласившись с выданным предписанием, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в суд с заявлением.
Судом первой инстанции правомерно отклонено ходатайство инспекции о привлечении третьих лиц по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Под третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, понимаются такие участвующие в деле лица, которые вступают в дело на стороне истца или ответчика для охраны собственных интересов, поскольку судебный акт по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Из анализа указанных положений процессуального закона следует, что третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде.
Основанием для привлечения к участию в деле третьих лиц является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанность основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом. Институт третьих лиц позволяет в едином судебном разбирательстве осуществлять защиту прав и законных интересов участников разных, но вместе с тем связанных между собой правоотношений.
Целью участия третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора является предотвращение неблагоприятных последствий для них в будущем, а их интерес в деле носит как процессуальный, так и материально-правовой характер. После разрешения дела судом у третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, могут возникнуть, измениться или прекратиться материально-правовые отношения с одной из сторон.
При решении вопроса о привлечении к участию в деле такого лица арбитражный суд должен дать оценку характеру спорного правоотношения и определить юридический интерес нового участника процесса по отношению к предмету по первоначально заявленному иску.
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в арбитражном суде происходит исходя из предмета и основания, заявленных в иске. При этом, под предметом иска понимается материально-правовое требование истца к ответчику, в основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 5150/12). Лицо, чтобы быть привлеченным в процесс, должно иметь ярко выраженный материальный интерес на будущее.
Собственники недвижимого имущества не являются сторонами спорных правоотношений между ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и Государственной жилищной инспекции Ростовской области.
Государственной жилищной инспекции Ростовской области также не представлены доказательства в подтверждение того, что окончательный судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности собственников недвижимого имущества, ходатайство Государственной жилищной инспекции Ростовской области о привлечении названных лиц к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, удовлетворению не подлежало.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что указанные собственники осуществляют потребление электроэнергии на основании индивидуальных договоров.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении ходатайства инспекции о привлечении третьих лиц.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 9 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ) с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженернотехнического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона N 261-ФЗ оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Согласно пункту 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442) сетевые организации и гарантирующие поставщики осуществляют установку либо замену прибора учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии в порядке, предусмотренном данным пунктом.
Пунктом 153 Основных положений N 442 определено, что допуск в эксплуатацию прибора учета осуществляется в порядке, предусмотренном абзацами вторым - тринадцатым данного пункта.
Основные положения N 442 устанавливают как обязанность сетевой организации, имеющей намерение установить (допустить в эксплуатацию) прибор учета электрической энергии, направить собственнику (владельцу) энергопринимающих устройств, в отношении которых планируется установка прибора учета, запрос на установку прибора учета способом, позволяющим подтвердить факт его получения, или приглашение для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но и право установки прибора учета и допуска прибора учета в эксплуатацию в случае неявки для участия в этой процедуре лиц и (или) их представителей из числа тех, кому направлялся запрос на установку прибора учета или приглашение для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию. При этом такое право сетевой организации не поставлено в зависимость от недобросовестного поведения таких лиц, не обеспечивших получение таких запроса или приглашения по своим адресам.
В материалы дела представлены уведомления сособственников домовладения, гарантирующего поставщика (общества) о дате и месте допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, что подтверждается реестрами почтовых отправлений с печатью Почты России.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника жилого помещения возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (в том числе газоснабжение).
Согласно пункту 1 данной статьи граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. При этом пунктом 41 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Согласно пункту 49 Правил N 354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Тем самым в нормах действующего законодательства отсутствует право проводить расчеты в домовладении исключительно по приборам, учитывающим объем ресурса лишь части домовладения.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, домовладение N 101 по ул. Островского в г. Ростове-на-Дону (кадастровый номер 61:44:0050413:181) находится в общедолевой собственности.
Жилой дом, расположенный по указанному адресу, является частным домовладением, находится в общей долевой собственности и не имеет статуса многоквартирного жилого дома.
В пользовании каждого из сособственников находятся части жилого дома, имеющие отдельные входы, которые не используются для доступа в другие жилые помещения.
У каждой из частей жилого дома имеется самостоятельный лицевой счет, по которому ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" производит начисления и принимает оплату коммунального ресурса - электрической энергии. Оборудованы жилые помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства индивидуальными приборами учета электрической энергии, по показаниям которых собственники ежемесячно вносят плату за фактически потребленную электроэнергию. Показания индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в жилых помещениях, применялись до июля 2020 года.
С июля 2020 года АО "Донэнерго" установлен и допущен в эксплуатацию единый для всех собственников общий прибор учета электроэнергии N 009651097412482 на границе балансовой принадлежности.
Поскольку помимо индивидуального потребления сособственники несут также расходы электричества на общедомовые нужды, то в данном случае, соответствующие расходы должны распределяться между сособственниками с учетом их долей в праве собственности на жилой дом и разницы между показаниями индивидуальных приборов учета и прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности.
В связи с этим задолженность, начисленная ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" за период с июля 2020 года по март 2021 года, январь 2022 года обоснованно рассчитана, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а также разницы между показаниями индивидуальных приборов учета и показаниями общего прибора учета с учетом фактических долей сособственников жилого дома.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 03.02.2022 N 140 является незаконным, так как указывает заявителю на необходимость производить начисление платы в жилом доме N 101 по ул. Островского в г. Ростове-на-Дону за потребленную электрическую энергию за период с июля 2020 года по март 2021 года, январь 2022 года, только лишь исходя из показаний индивидуальных приборов учета и не принимая во внимание показания общего прибора учета электрической энергии.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.11.2022 N Ф08-9384/2022 по делу N А53-6111/2022.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2022 по делу N А53-9389/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9389/2022
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ДОНЭНЕРГО"