город Москва |
|
20 февраля 2023 г. |
дело N А40-64553/22 |
Резолютивная часть постановления от 06.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Д.Е. Лепихин.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Большой Демидовский 9" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2022
по делу N А40-64553/22,
по заявлению ТСЖ "Большой Демидовский 9"
к ГУ МЧС России по г. Москве, Управление по ЦАО 4 региональный отдел надзорной
деятельности и профилактической работы,
о признании незаконным предписания;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Пшидаток М.А. по удостоверению, не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2022 в удовлетворении заявленных ТСЖ "Большой Демидовский 9" требований о признании незаконным предписания ГУ МЧС России по г. Москве, Управление по ЦАО 4 региональный отдел надзорной деятельности и профилактической работы от 29.12.2021 N 275/1, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по г. Москве поддержал решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 29.12.2021 по результатам проверки ТСЖ "Большой Демидовский, 9" выдано предписание N 275/1 об устранении выявленных нарушений.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что проведена плановая проверка соблюдения ТСЖ "Большой Демидовский, 9", требований пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: Москва, Большой Демидовский переулок, дом 9, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на объекте защиты ТСЖ "Большой Демидовский, 9" допускается устройство и эксплуатация эвакуационных путей ведущих через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами (п. 2 ч. 1 ст. 6, п. 1) ч. 14 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); на объекте защиты ТСЖ "Большой Демидовский, 9" допускается устройство и эксплуатация на путях эвакуации забежных ступеней с различной шириной проступи в пределах марша лестницы (п. 2) ч. 1 ст. 6, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.3.4 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); на объекте защиты ТСЖ "Большой Демидовский, 9" допускается устройство и эксплуатация эвакуационных выходов шириной менее 0,8 м. (п. 2) ч. 1 ст. 6, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.5 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы").
23.06.2016 составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 23.06.2016 N 127 и выдано предписание N 127/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 23.06.2016 контролируемому лицу.
Акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности вручены представителю ТСЖ "Большой Демидовский, 9" по доверенности.
Обжалование решений или действий (бездействий) должностного лица органа государственного пожарного надзора, принятых или осуществляемых по результатам проверки в течение пятнадцати дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействий) не производилось.
В соответствии с п. 8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" и зарегистрированном в Минюсте России 13.01.2017 N 45228) после издания распоряжения о проведении плановой проверки в отношении товарищества собственников жилья "Большой Демидовский, 9", уполномоченным 4 РОНГС Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве на основании мотивированного письменного запроса (уведомление (извещение) о проведении плановой проверки от 16.05.2016 N 243-199-16) запрошены документы необходимые для проведения проверки.
В ходе проведения проверки установлено, что жилой многоквартирный дом, находящийся под управлением товарищества; собственников жилья "Большой Демидовский, 9" построен и введен в эксплуатации в 2007, что следует из полученной выписки из технического паспорта на здание (строение).
Техническая документация, содержащая требования нормативно-правовых актов и (или) нормативных документов в области пожарной безопасности, на основании которых производилось проектирование и строительство, не была представлена.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Статьей 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом или в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Положением ч. 4 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что в случае, если положениями Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в отношении объектов защиты, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", применяются ранее действовавшие требования.
При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
На момент проектирования и строительства объекта защиты товарищества собственников жилья "Большой Демидовский, 9" по адресу: Москва, Большой Демидовский пер., дом 9 действовали положения "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7).
В ходе плановой проверки выявлены нарушения требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты.
Судом установлено, что в адрес ТСЖ "Большой Демидовский, 9" неоднократно выданы предписания об устранении нарушений.
В силу ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" под определением объекта защиты понимается - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Достоверность и допустимость всех доказательств должностным лицом проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
Заявитель не обращался к административному органу за разъяснением порядка и способа исполнения предписания, за продлением срока исполнения предписания.
Доводы заявителя о неисполнимости обжалуемого предписания судом отклоняются как необоснованные с учетом выводов суда по делу N А40-23361/2022-72-158, в рамках которого рассматривалось заявление заявителя об оспаривании предписания ГУ МЧС России по г. Москве от 01.09.2021 N 172/1/1 об устранении нарушений пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение по делу N А40-23361/22 от 07.04.2022 вступило в законную силу (ст. 16 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2022 по делу N А40-64553/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-64553/2022
Истец: ТСЖ "БОЛЬШОЙ ДЕМИДОВСКИЙ, 9"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО Г. МОСКВЕ