г. Челябинск |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А76-30327/2022 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бояршиновой Е.В., рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсоюз Южноуральск" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.11.2022 (мотивированное решение от 29.11.2022) по делу N А76-30327/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсоюз Южноуральск" (далее - заявитель, ООО "Жилсоюз Южноуральск", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Южноуральского городского округа (далее - административный орган, Административная комиссия) от 30.08.2022 о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 12 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" (далее - Закона N 584-ЗО), в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Жилсоюз Южноуральск", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и древесно-кустарниковой растительностью относятся к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО), сбор, транспортирование которых должен выполняться региональным оператором. Контейнерные площадки обслуживаются и иными управляющими организациями. Территория, прилегающая к контейнерным площадкам, не относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома (далее - МКД), соответственно, управляющая организация не обязано проводить уборку отходов растениеводства с указанной территории.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 22.08.2022 в администрацию Южноуральского городского округа поступила устная жалоба по факту захламления территории, прилегающей к контейнерной площадке по адресу: г. Южноуральск, ул. Мира 41 "А", ул. Павлова 37, ул. Парковая, 7, ул. Советской Армии, 2.
23.08.2022 специалистами отдела муниципального контроля и административной практики проведено обследование указанной территории.
В результате обследования выявлены нарушения, а именно: захламление территории, прилегающей к контейнерной площадке, отходами растениеводства и иными бытовыми отходами. Обслуживание контейнерных площадок по указанному адресу осуществляет управляющая компания домов, которые расположены на территории данной контейнерной площадки, и жильцы которой используют эту контейнерную точку. Согласно реестру размещения контейнерных площадок, утвержденного постановлением администрации Южноуральского городского округа от 13.03.2019 N 186, контейнерные площадки по адресу: ул. Мира 41 "А", Павлова, 37, ул. Парковая, 7, ул. Советской Армии, 2, обслуживают несколько управляющих компаний, одной из которых является ООО "Жилсоюз Южноуральск".
Постановлением Административной комиссии от 30.08.2022 по делу об административном правонарушении ООО "Жилсоюз Южноуральск" назначено административное наказание по пункту 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. (л.д. 5-6).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП РФ).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 - 3, 5 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов и полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере устанавливает Закон N 584-ЗО (статья 1).
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона N 584-ЗО установлено, что составлять протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3 этого Закона, уполномочены должностные лица органа местного самоуправления.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона N 584-ЗО, отнесено к подведомственности административных комиссий (часть 3 статьи 32 Закона N 584-ЗО).
Протокол N 223 от 24.08.2022 составлен начальником отдела муниципального контроля и административной практики Администрации Южноуральского городского округа в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с пунктом 2.1 Решения Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 30.09.2010 N 99 "Об утверждении Положения "Об административной комиссии в Южноуральском городском округе" к задачам комиссии относится, в том числе, рассмотрение дел об административных правонарушениях в пределах своих полномочий.
Таким образом, протокол составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными органами.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО установлена ответственность за невыполнение или выполнение с нарушением установленных органами местного самоуправления сроков и порядка проведения работ по содержанию мест и (или) сооружений для сбора, временного хранения и размещения, переработки мусора, отходов производства и потребления, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются лица, ответственные за содержание мест и (или) сооружений для сбора, временного хранения и размещения, переработки мусора, отходов производства и потребления.
Норма статьи части 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО является бланкетной и отсылает к положениям Правил благоустройства соответствующего муниципального образования.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в не проведении работ по содержанию и уборке объектов благоустройства, а именно мест и (или) сооружений для сбора, временного хранения и размещения, переработки мусора, отходов производства и потребления, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии со статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4).
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
Пунктом 2 Правил N 1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Правил N 1039).
Из указанных нормативных положений следует, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах.
Таким образом, из указанного регулирования следует, что к полномочиям органа местного самоуправления относится создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение их реестра и установление требований к содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Правилах благоустройства муниципального образования.
В соответствии с пунктом 27 раздела 2 Правил благоустройства на территории Южноуральского городского округа от 31.10.2017 г. N 300 (далее - Правила благоустройства) объекты благоустройства - искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том внутридворовые пространства, места, оборудование и сооружения, предназначенные для санитарного содержания территории, в том числе для сбора и вывоза мусора, отходов производства и потребления; иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются установленными законодательством правилами и нормами благоустройства.
В соответствии с пунктом 11.1 Правил благоустройства площадки для установки мусоросборников, - специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов. Наличие таких площадок предусматривается в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТБО.
Пунктом 11.4 Правил благоустройства установлено, что обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке для установки мусоросборников включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, контейнеры для сбора ТБО, осветительное оборудование, озеленение площадки.
Согласно подпункту 10 пункта 6 раздела 4 Правил благоустройства на территории Южноуральского городского округа от 31.10.2017 N 300 при осуществлении мероприятий по содержанию и благоустройству территории размер прилегающей территории определяется от границ отведенной территории, исходя из следующих параметров: для объектов благоустройства - 10 метров по периметру.
Согласно приложению к постановлению администрации Южноуральского городского округа "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Южноуральского городского округа" о расчетах размера платы за содержание, обслуживание и ремонт площадок накопления ТКО, подъездных путей и прилегающих к ним территорий: средняя площадь 1 контейнерной площадки составляет 169 кв. м (данная площадь является обязательной для уборки).
Пунктом 1 раздела 27 части 5 Правил благоустройства установлено, что ответственность за сбор ТБО в контейнеры, зачистку (уборку) контейнерных площадок возлагается:
- по муниципальному жилищному фонду - на предприятия жилищно-коммунального хозяйства;
- по ведомственному жилищному фонду, домам ЖСК, ТСЖ - на ведомственные жилищно-коммунальные предприятия, ЖСК, ТСЖ по принадлежности жилищного фонда;
- по частным домовладениям, домам индивидуальной застройки - на домовладельцев;
- по иным производителям ТБО - на арендаторов, собственников, ведомства, организации и иных хозяйствующих субъектов.
Общий контроль за сбором ТБО осуществляет администрация городского округа в лице Управления городского хозяйства и отдела муниципального контроля и административной практики.
Пунктом 2.5 раздела 27 части 5 Правил благоустройства установлено, что площадки для установки мусоросборников должны содержаться в чистоте и порядке балансодержателями зданий и территорий.
Согласно реестру размещения контейнерных площадок, утвержденному постановлением администрации Южноуральского городского округа от 13.03.2019 N 186, контейнерные площадки по адресу: ул. Мира 41 "А", Павлова, 37, ул. Парковая, 7, ул. Советской Армии, 2, обслуживают несколько управляющих компаний, одной из которых является ООО "Жилсоюз Южноуральск".
Следовательно, ООО "Жилсоюз Южноуральск" является управляющей организацией многоквартирных домов, использующих контейнерные площадки по названным адресам, именно на общество возложена обязанность по оборудованию контейнерной площадки в установленном порядке.
Наличие иных управляющих организаций, обслуживающих МКД, которыми также используются контейнерные площадки по адресу: ул. Мира 41 "А", Павлова, 37, ул. Парковая, 7, ул. Советской Армии, 2, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества события и объективной стороны вменяемого административного правонарушения, поскольку в таком случае каждая из управляющих организаций должна обеспечить сбор ТБО в контейнеры, зачистку (уборку) контейнерных площадок на основании пункта 1 раздела 27 части 5 Правил благоустройства.
Таким образом, ООО "Жилсоюз Южноуральск" является субъектом вменяемого административного правонарушения, обязано проводить уборку места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным органом доказано наличие в бездействии ООО "Жилсоюз Южноуральск" события, объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Ссылки апеллянта на судебные акты по делу N А76-32300/2021 не принимаются, поскольку в настоящем деле судом рассматривается вопрос о лице, ответственном за содержание контейнерной площадки, которым в данном случае является управляющая организация, в то время как в приведенном апеллянтом деле рассматривался вопрос об обязанности регионального оператора по погрузке в мусоровоз и вывозу с контейнерной площадки крупногабаритных отходов (растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, образовавшиеся в результате уборки придомовой территории индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов), которые относятся к твердым коммунальным отходам.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вмененного правонарушения установлена таможенным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для соблюдения требований правил благоустройства, материалы дела не содержат. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, судами не установлено.
Из материалов дела следует, что у заявителя отсутствовали препятствия и имелась возможность для выполнения работ в соответствии с Правилами благоустройства по содержанию места (площадки) накопления ТКО по адресу: г. Южноуральск, ул. Мира 41 "А", Павлова, 37, ул. Парковая, 7, ул. Советской Армии, 2, однако ООО "Жилсоюз Южноуральск" не предприняло необходимых и достаточных мер по их выполнению.
Таким образом, административным органом установлен и доказан состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, вне зависимости от того, является правонарушение длящимся или нет.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом, исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения заявителем не представлено.
Таким образом, исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения, судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Административный штраф назначен обществу в размере 50 000 руб., то в размере половины минимального штрафа, предусмотренного санкцией пункта 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.11.2022 (мотивированное решение от 29.11.2022) по делу N А76-30327/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсоюз Южноуральск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-30327/2022
Истец: ООО "Жилсоюз Южноуральск"
Ответчик: Административная комиссия администрации Южноуральского городского округа