г. Чита |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А19-9976/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Бушуевой Е.М., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурулёвой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 декабря 2022 года по делу N А19-9976/2022 по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия ангарского городского округа "Ангарский водоканал" (ОГРН 1033800517398, ИНН 3801006828, адрес: 665830, Иркутская область, г. Ангарск, ул. Мира, 2а) к акционерному обществу "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза" (ОГРН 1023800519863, ИНН 3801046676, адрес: 665800, Иркутская область, г. Ангарск, первый промышленный массив, 54 квартал, стр. 10) о взыскании 386 146 руб. 72 коп.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие ангарского городского округа "Ангарский водоканал" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза" о взыскании 386 146 руб. 72 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, в том числе: 284 257 руб. 04 коп за август, сентябрь, октябрь 2020 года, 54 969 руб. 74 коп. за ноябрь и декабрь 2020 года, 24 483 руб. 68 коп. за январь 2021 года, 7 242 руб. 37 коп. за июнь 2021 года, 7 116 руб. 58 коп. за июль 2021 года, 8 077 руб. 31 коп. за август 2021 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что истец, являясь гарантирующей организацией, тем не менее, не оказывает реальные услуги по водоотведению и очистке сточных вод, поскольку такие услуги оказывает АО "АНХК". Считает необоснованным отклонение судом его довода об отсутствии оснований для использования истцом стократного коэффициента, учитывая, что истец не имеет возможности целевого расходования получаемых денежных средств. Указывает, что выявление истцом факта превышения установленных нормативов не является доказательством негативного воздействия на окружающую среду, поскольку только АО "АНХК" имеет разрешение на сброс стоков в р. Ангара и вносит соответствующую плату.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (гарантирующая организация) и ответчиком (абонент) заключен договор водоотведения N 2029 от 01.07.2014, в редакции протокола согласования разногласий от 16.04.2015, по условиям которого гарантирующая организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить гарантирующей организации оплату за водоотведение в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре.
В соответствии с пунктом 1.2. договора, местом исполнения обязательств по договору являются точки, определенные в Акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 1): по хозфекальной канализации - КК-716; по промливневой канализации - ЛК-854в и ЛК-344а.
Расчетный период, установленный договором, равен одному месяцу. Абонент оплачивает отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате гарантирующей организацией не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем (пункт 3.2 договора).
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3.4 договора).
Согласно подпункту "ж" пункта 4.3, подпунктам "а", "д" пункта 4.4 договора, абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения; абонент имеет право: получать от гарантирующей организации информацию о результатах производственного контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого гарантирующей организацией, в 4 соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод"; осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе параллельных проб, принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемом гарантирующей организацией, привлекать для отбора проб аккредитованную испытательную лабораторию.
Места отбора проб сточных вод по договору определены в Приложении N 3 (пункт 7.3 договора).
Требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приводятся по форме согласно Приложению N 4 (пункт 8.2 договора).
В рамках осуществления контроля состава сбрасываемых абонентом сточных вод, истец произвел отбор проб сточных вод, по результатам которых выявлены превышения установленных нормативов, утвержденных администрацией Ангарского городского округа постановлением от 14.01.2020 N 02-па (в редакции постановления администрации АГО от 15.10.2020 N 851-па, от 06.11.2020 N 614-па).
Отсутствие оплаты за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, послужило основанием для обращения истца в суд с настояниями требованиями.
Суд первой инстанции, признав исковые требования обоснованными как по праву, так и по размеру, удовлетворил их.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом исковых требований является взыскание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов в связи с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются также Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В силу положений пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 предусмотрено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
Согласно подпункту "в" пункта 36 Правил N 644 осуществление контроля состава и свойств сточных вод, в том числе контроля за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, является и обязанностью организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Аналогичные права и обязанности предусмотрены заключенным между сторонами договором.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Таким образом, в силу положений Правил N 644 все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
Разделом VII Правил N 644 установлен порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пункты 118 - 123 Правил N 644).
Из приведенных положений следует, что плата за нарушение нормативов состава сточных вод является составной частью платы по договору водоотведения (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2020 N 308-ЭС19-27992, от 08.06.2020 N 308-ЭС19-20827).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт превышения загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, установленных постановлением Администрации Ангарского городского округа от 14.01.2020 N 02-па "Об установлении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения Ангарского городского округа", документально подтвержден истцом и ответчиком не оспаривается.
В этой связи у ответчика имеется установленная законом и договором обязанность оплатить стоимость негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения в связи со сбросом ответчиком загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Довод заявителя жалобы о том, что истец не оказывает реальные услуги по водоотведению и очистке сточных вод в отношении сетей, к которым подключено АО "АЗКиОС", поскольку такие услуги оказывает АО "АНХК", отклоняется апелляционным судом.
Как верно указал суд первой инстанции, действующее законодательство не ставит в зависимость наличие и (или) отсутствие очистных сооружений в собственности или на ином законном праве у организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение.
Более того, плата за нарушение нормативов состава сточных вод является составной частью платы по договору водоотведения, который заключен между ответчиком и истцом, являющимся гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения в зоне деятельности в границах муниципального образования Ангарский городской округ.
Апелляционный суд также отклоняет как несостоятельный в правовом отношении довод заявителя жалобы о необоснованном применении стократного коэффициента.
Так плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по формуле, указанной в пункте 197 Правил, которая в том числе предусматривает применение коэффициента в целях обеспечения компенсации платежей организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, равный 100 за массу сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В этой связи довод заявителя жалобы о том, что фактическую очистку сточных вод и их сброс в р. Ангара осуществляет только АО "АНХК", не имеет правового значения, и не может служить основанием для освобождения ответчика от внесения платы по договору водоотведения.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2022 года по делу N А19-9976/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9976/2022
Истец: МУП Ангарского городского округа "Ангарский Водоканал"
Ответчик: АО "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза"