г. Москва |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А40-180702/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2022 по делу N А40-180702/22
по заявлению ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) ТУ Росимущества по Москве; 2) ПАО Банк ВТБ
о признании незаконными решений N КУВД-001/2022-28565207/1 от 12.07.2022 года и N КУВД-001/2022-28565207/5 от 12.10.2022 года,
об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Бычихин А.Н. по дов. от 09.01.2023; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по дов. от 24.01.2023; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N КУВД-001/2022-28565207/1 от 12.07.2022 года и N КУВД-001/2022-28565207/5 от 12.10.2022 года, об обязании Управления Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Федерального бюджетного учреждения "Центральная клиническая больница гражданской авиации" путем осуществления государственной регистрации договора аренды.
Решением от 25.11.2022 заявленные требования удовлетворены; суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя возражал по доводам Управления, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Проверив в соответствии со ст. ст. 156, 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором аренды помещений здания, находящегося в оперативном управлении, N А-02.21 от 19.08.2021, заключенным в соответствии с пунктом 14 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ с согласия Территориального управления Росимущества по г. Москве от 05.07.2021 N 77-СИ-09/20317, Федеральное бюджетное учреждение "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (Арендодатель) передало, а ПАО "Банк ВТБ" (Арендатор) приняло во временное владение и пользование часть помещения (площадью 1,0 кв. м) нежилого здания (кадастровый номер 77:08:0007003:1023), расположенного по адресу: 125367, г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 7, для размещения банкомата Арендатора.
Вышеуказанный договор заключен на срок 5 (пять) лет и подлежит государственной регистрации.
Заявитель 07.07.2022 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ окружного значения САО с соответствующим заявлением.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 11.07.2022, к заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество N MFC-0558/2022-1060274-1 были приложены следующие документы:
1. Доверенность от 03.06.2022 N 9750999 77 АГ на 1 л. в 1 экз.;
2. Акт приема-передачи объекта от 19.08.2021 г. N б/н;
3. Акт приема-передачи объекта от 19.08.2021 г. N б/н;
4. Договор аренды N б/н от 26.07.2021 на 25 л. в 1 экз.;
5. Договор аренды N б/н от 26.07.2021 на 25 л. в 1 экз.;
6. Платежное поручение N 334813 от 22.06.2022 на 1 л. в 1 экз.
По результатам рассмотрения Управлением заявления 12.07.2022 г. вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-28565207/1 до 12.10.2022 по основаниям пунктов 7 и 34 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Основанием для приостановления послужило то, что на графической части представленного договора передаваемая часть комнаты не обособлена.
25.07.2022 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ окружного значения САО было предоставлено приложение к договору аренды в виде поэтажного плана 1 этажа с обозначением границ передаваемого в аренду помещения.
Однако, уведомлением от 28.07.2022 N КУВД-001/2022-28565207/3 Управление Росреестра по Москве на основании пункта 34 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" уведомило о не устранении причин приостановления государственной регистрации прав и оставило в силе решение о приостановлении, начиная с 12 июля 2022 года осуществления действий по государственной регистрации договора от 19.08.2021 N А-02.21 на аренду части нежилого здания, общей площадью 1,0 кв. м, расположенного в здании по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 7, кадастровый номер 77:08:0007003:1023.
12.10.2022 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве вынесено решение N КУВД-001/2022-28565207/5 об отказе государственной регистрации договора NА-02.2021 от 19.08.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на государственную регистрацию был представлен договор аренды на часть помещения.
Арендатор принял во временное владение и пользование часть комнаты (площадью 1,0 кв. м) нежилого здания (кадастровый номер 77:08:0007003:1023), расположенного по адресу: 125367, г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 7, для размещения банкомата.
Арендуемая часть здания передана Заявителю по акту приема-передачи от 19.08.2021 г. Эскиз (план) части помещения здания согласован сторонами и указан в дополнительном соглашении к Договору.
Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Оценивая представленный Заявителем для осуществления государственной регистрации Договор аренды от 19.08.2021 N NА-02.2021, суд правильно установил, что указанный договор позволяет с должной степенью достоверности идентифицировать объект аренды.
Предмет сделки определен сторонами путем текстуального и графического описания.
Неопределенности в индивидуализации объектов у сторон сделки не имеется, права на предоставленный в аренду объект недвижимости зарегистрированы в установленном порядке.
В части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. К таким основаниям в том числе относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона N 218-ФЗ, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об арендуемой части Здания, так как право собственности на Здание было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).
В пункте 25 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2018) разъясняется, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части вещи, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимости), и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами.
Согласно п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом ВС РФ от 30.11.2016, кадастровый учет частей объектов недвижимого имущества (например, части переданного в пользование помещения, части крыши, стены здания), не являющихся самостоятельными объектами гражданских прав, осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав. Арендатор вправе обратиться с заявлением об учете арендованной части нежилого помещения, преследуя цель отразить в государственном кадастре недвижимости сведения о переданной ему в пользование части недвижимой вещи. При этом внесение в кадастр соответствующих сведений в указанных целях не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости. Учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности. Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта. При этом следует иметь в виду, что учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
В настоящем случае Учреждение обратилось в Управление Росреестра по Москве для регистрации Договора аренды части Здания, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет такой части Здания должен осуществляться одновременно с государственной регистрацией Договора аренды, определяющего эту часть Здания, без соответствующего заявления и представления дополнительных документов.
На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу, что заявителем при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Учреждением требований, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2022 по делу N А40-180702/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180702/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ