г. Ессентуки |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А20-2036/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от истца - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1040700207756, ИНН 0711038428) - Курмановой Т.М. по доверенности от 04.06.2020 N 21-04-2-07/2230, от ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дадова Юрия Хамитовича (ОГРНИП 307070502900028, ИНН 070500503060) - Кольченко В.В. по доверенности N 11 от 13.05.2022, в отсутствие третьего лица - Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2022 по делу N А20-2036/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дадову Юрию Хамитовичу (далее - предприниматель, глава КФХ) о взыскании 1 950 000 руб. предоставленного в 2020 году гранта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства Кабардино-Балкарской Республике (далее - казначейство).
Решением от 25.11.2022 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью оснований для возврата гранта. Бюджетные средства израсходованы в соответствии с целевым назначением (приобретен строительный материал, крупный рогатый скот, обязательство по созданию трех рабочих мест. выполнено), цель предоставления гранта достигнута.
В апелляционной жалобе министерство просило решение отменить и удовлетворить требования в полном объеме. Жалоба мотивирована следующим. Предприниматель нарушил условия заключенного Соглашения и представил ложные сведения, а именно по документам и отчетам, представленными в УФК по КБР и Министерство, им представлены сведения, что деньги потрачены по целевому назначению, КРС закупаемый за счет средств гранта, необходимый для развития его хозяйства, приобретен и используется, завершено строительство фермы и эксплуатируется. Однако фактически доказать ему это не удалось, так как на момент проведения проверки по месту реализации бизнес-плана у Ответчика, здание фермы по содержанию КРС не построено, приобретенные сельскохозяйственные животные отсутствуют, 3 новых рабочих места не созданы.
В отзыве предприниматель просил отказать в удовлетворении жалобы.
Казначейство отзыв на жалобу не направило.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы жалобы и отзыва соответственно.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, министерство и предприниматель заключили соглашение от 20.08.2020 N 005502008219QUJ0000420338, предметом которого является предоставление крестьянскому (фермерскому) хозяйству в 2020 году из бюджета Кабардино-Балкарской Республики гранта в размере 1 950 100 руб. в целях софинансирования затрат, связанных с реализацией проекта "Семейная ферма".
Соглашение заключено в соответствии с Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской от 20.04.2020 N 75-ПП, которым утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам (далее - Порядок N 75-ПП).
По условиям соглашения получатель гранта обязуется использовать грант со дня поступления средств на его лицевой счет в течение установленного порядком предоставления гранта срока, использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства (пункт 4.3.4); создать не позднее даты полного освоения гранта и сохранять не менее трех новых рабочих мест в течение 5 лет со дня их создания (пункт 4.3.6); обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных Порядком N 75-ПП (пункт 4.3.9); предоставлять в министерство отчет о достижении значений показателей результативности не позднее 10 рабочего дня, следующего за отчетным полугодием (пункт 4.3.10.1).
Соглашением предусмотрена обязанность получателя гранта по требованию министерства возвратить в республиканский бюджет сумму гранта в полном объеме при неисполнении условий предоставления гранта (пункт 4.1.8.1.1).
Платежным поручением от 03.09.2020 N 60435 предпринимателю перечислены средства гранта в размере 1 950 100 руб.
Министерством 17.12.2021 проведена выездная проверка соблюдения соглашения Главой КФХ, по результатам которой составлен акт проверки. Выписка из акта выездной проверки представлена в дело (т.1, л.д. 56-57).
В акте выездной проверки от 17.12.2021 указано следующее:
- планом расходов на реализацию проекта, являющимся приложением к соглашению от 20.08.2020 N 005502008219QUJ0000420338, предусмотрено приобретение стройматериалов и 20 голов крупного рогатого скота мясного направления на общую сумму 3 250 000 руб., из них: средства гранта - 1 950 000 руб., собственные средства - 1 300 000 руб.
- в целях реализации проекта "Семейная ферма" Главой КФХ представлены для санкционирования в УФК по КБР следующие договоры купли-продажи стройматериалов и сельскохозяйственных животных:
от 01.03.2021 N 1/03-21, заключенный с индивидуальным предпринимателем Камбиевым А.М. на общую сумму 430 460 руб., из них: средства гранта 258 276 руб., собственные средства - 172 184 руб.;
от 25.05.2021 б/н, заключенный с индивидуальным предпринимателем Сижажевой Ф.Р. на общую сумму 948 750 руб., из них средства гранта - 569 250 руб., собственные средства - 379 500 руб.;
от 10.06.2021 N 1, заключенный с индивидуальным предпринимателем Фашмуховым А.К. на общую сумму 425 500 руб., из них средства гранта - 255 300 руб., собственные средства - 170 200 руб.;
от 20.07.2021 N 1, заключенный с Алхасовым Х.Х. на общую сумму 1 000 000 руб., из них средства гранта 60 000 руб., собственные средства 400 000 руб.;
от 02.08.2021 б/н, заключенный с индивидуальным предпринимателем Сижажевой Ф.Р. на общую сумму 445 290 руб., их них средства гранта 267 174 руб., собственные средства - 178 116 руб.
- Платежными поручениями от 11.03.2021 N 1, от 28.05.2021 N 2, от 24.06.2021 N 3, от 30.07.2021 N 2 и от 03.08.2021 денежные средства перечислены индивидуальным предпринимателям Камбиеву А.М., Сижажевой Ф.Р., Фашмухову А.К. и Алхасову Х.Х. с лицевого счета Главы КФХ, открытого в УФК по КБР в общей сумме 1 950 000 руб., остаток в сумме 1 300 000 руб. передан наличным расчетом.
- в ходе контрольного осмотра установлено, что по месту реализации проекта у Главы КФХ по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Терский район, с. Терское, ул. Комсомольская, д. 14 здание фермы по содержанию крупного рогатого скота не построено, приобретенные сельскохозяйственные животные отсутствуют и три рабочих места не созданы. Согласно устным пояснения Главы КФХ, все необходимые строительные материалы и сельскохозяйственные животные находятся на ответственном хранении у продавцов, в настоящее время идет работа по устройству фундамента и до установленного в соглашении срока в 24 месяца, с даты предоставления гранта, здание фермы будет построено, будет доставлен приобретенный крупный рогатый скот, созданы рабочие места в количестве трех.
По результатам выездной проверки осуществления расходов средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса", Управление Федерального казначейства Кабардино-Балкарской Республики (далее - УФК по КБР) указало, что главой КФХ не соблюдены условия предоставления и использования грантов, выразившиеся в не достижении показателей результативности, установленных соглашением.
По итогам проведенной проверки Управлением Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике вынесено представление от 28.01.2022 N 04-20-07/332 о необходимости принять меры по взысканию средств грантовой поддержки в доход федерального бюджета (т.1, л.д. 48-54).
Министерство направило предпринимателю требование от 15.02.2022 о возврате гранта. Предприниматель требование не исполнил, что явилось основанием обращения министерства в суд.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем 4 пункта 8 статьи 78 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса).
Статьей 34 Бюджетного кодекса установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В силу подпункта "в" пункта 3 Порядка N 75-ПП "грант на развитие семейной фермы" - бюджетные ассигнования, перечисляемые из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с решением конкурсной комиссии главе крестьянского (фермерского) хозяйства для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике", в целях развития на сельских территориях Кабардино-Балкарской Республики крестьянского (фермерского) хозяйства и создания на сельских территориях новых постоянных рабочих мест исходя из расчета создания не менее 3 новых постоянных рабочих мест на 1 грант в срок, определяемый министерством на основании заявления на участие в конкурсном отборе, но не позднее срока использования гранта.
"Семейная ферма" - крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное на сельской территории Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющее деятельность, основанную на личном участии главы и членов хозяйства, состоящих в родстве (не менее 2 таких членов, включая главу), продолжительность деятельности которого превышает 24 месяца со дня его регистрации (подпункт "в" пункта 3 Порядка N 75-ПП).
В пункте 45 Порядка N 75-ПП указано, что средства гранта подлежат возврату в доход республиканского бюджета в полном объеме при неисполнении условий предоставления гранта и (или) непредставления отчетности о достижении показателей результативности использования гранта.
Условия предоставления гранта перечислены в пункте 16 Порядка N 75-ПП, в подпункте "м" которого семейная ферма обязуется достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом "Семейная ферма", создать не позднее даты полного освоения гранта на развитие семейной фермы и сохранять не менее трех новых постоянных рабочих мест в течение 5 лет со дня их создания.
Отказывая в удовлетворении требования министерства, суд первой инстанции пришел к выводу, что бюджетные средства израсходованы в соответствии с целевым назначением (приобретен строительный материал, крупный рогатый скот, обязательство по созданию трех рабочих мест выполнено), цель предоставления гранта достигнута.
Между тем, суд не учел следующее.
В пункте 16 Порядка перечислены условия предоставления гранта, одними из которых являются: использование гранта в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его лицевой счет; использование имущества, закупаемого за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства; достижение показателей деятельности, предусмотренных проектом "Семейная ферма"; создание не позднее даты полного освоения гранта на развитие семейной фермы и сохранение не менее трех новых постоянных рабочих мест в течение 5 лет со дня их создания.
Ответчику предоставлен грант по направлению "Семейная ферма" на реализацию проекта по разведению крупного рогатого скота мясного направления со строительством фермы.
В соответствии с планом расходов на реализацию проекта, являющимся приложением к Соглашению, предусмотрено приобретение стройматериалов и 20 голов крупного рогатого скота мясного направления на общую сумму 3 250 000 рублей, из них: средства гранта - 1 950 000 рублей, собственные средства - 1 300 000 рублей.
Ответчик нарушил условия заключенного Соглашения и представил ложные сведения, а именно по документам и отчетам, представленными в УФК по КБР и Министерство, им представлены сведения, что деньги потрачены по целевому назначению, КРС закупаемый за счет средств гранта, необходимый для развития его хозяйства, приобретен и используется, завершено строительство фермы и эксплуатируется. Однако фактически доказать ему это не удалось, так как на момент проведения проверки по месту реализации бизнес-плана у Ответчика, здание фермы по содержанию КРС не построено, приобретенные сельскохозяйственные животные отсутствуют, 3 новых рабочих места не созданы (том дела 1, листы дела 56-57).
Представленные в материалы дела ветеринарное удостоверение, выданное 21.02.2022 (проверка проведена 17.12.2021), не подтверждают наличие у Ответчика КРС в должном количестве, осуществление финансово-хозяйственной деятельности согласно бизнес-плану с 2020 года, а также то обстоятельство, что средства гранта использованы им на цели, предусмотренные Соглашением.
Неверным является вывод суда о том, что Ответчиком создано три рабочих места, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела трудовые договоры (том дела 1, листы дела 84-95), сведениями о застрахованных лицах, сведениями о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД), выданные лишь 24.03.2022 г. (том дела 1, листы дела 167-170). На момент проведения проверки и вплоть до истребования их судом в ноябре 2022 года факт их наличия с начала реализации условий Соглашения и бизнес-плана (2020 год) Ответчиком не доказан.
Пунктами 4.3.6 и 4.3.9 Соглашения установлена обязанность Ответчика по созданию 3 новых постоянных рабочих мест до 31 декабря 2020 года (Том дела 1, лист дела 39), а также обязанность по организации работы в соответствии с проектом "Семейная ферма".
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что на момент рассмотрения дела судом все мероприятия, предусмотренные Соглашением и бизнес-планом выполнены, является неверным, поскольку не свидетельствует о соблюдении условий Соглашения.
В рассматриваемом случае нарушение сроков реализации проекта квалифицируется как нецелевое использование средств гранта, поскольку не достигнуты цели, для которых такой грант предоставляется.
Ответчиком не представлены доказательства достижения результатов фактических показателей реализации бизнес-плана, исполнения условий Соглашения и целей Государственной программы.
Представляемые в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия гранты и субсидии имеют назначение не только создание начинающего крестьянского (фермерского) хозяйства, но и его развитие, предполагающее длительность существования хозяйства не менее 5 лет.
У проектов, представляемых для участия в конкурсе, указывается цель проекта, срок окупаемости и другие критерии, которые смогут реализоваться не за год или два, для этого и предусмотрено ведение крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя в течение 5 лет.
Исходя из буквального толкования, в рассматриваемом случае, указанное нарушение может квалифицироваться как нецелевое использование средств гранта, поскольку Ответчиком не выполнены предусмотренные Соглашением задачи по освоению сегмента рынка, увеличению объема животноводческой продукции, получению прибыли в процессе реализации проекта, созданию новых рабочих мест и увеличению доходной части соответствующего уровня бюджета за счет налоговых поступлений.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, соглашением либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы РФ является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Указанный принцип в силу статьи 38 Бюджетного кодекса РФ означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса РФ).
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существующие при освоении выделенных средств. Ответчик не смог подтвердить достижение необходимого результата в соответствии с условиями Соглашения и целевое использование гранта, то есть расходование денежных средств. Необходимость соблюдения принятых показателей обусловлена условиями предоставления гранта, в связи с чем несоблюдение указанных показателей свидетельствует о нарушении условий, установленных при предоставлении гранта, что является основанием для его возврата.
Поскольку установленные названным соглашением показатели результативности не достигнуты, условия использования гранта главой КФХ не соблюдены, в удовлетворении исковых требований министерства суд отказал неправомерно.
С учетом изложенного, решение от 25.11.2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2022 по делу N А20-2036/2022 отменить.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дадова Юрия Хамитовича (ОГРНИП 307070502900028, ИНН 070500503060) в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1040700207756, ИНН 0711038428) 1 950 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2036/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства КБР
Ответчик: Дадов Ю.Х.
Третье лицо: Управление Федерального Казначейства, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ФНС России, Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд