г. Чита |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А58-4286/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Луценко О. А., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2022 года по делу N А58-4286/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилой комплекс "НОВА-Никольский" (ИНН 1435224350, ОГРН 1101435000688) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) о признании недействительным предписания от 28.02.2022 N08-02-110-22-Л,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Шеина Алексея Анатольевича,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилой комплекс "НОВА-Никольский" (далее - заявитель, ООО "УК ЖК НОВА-Никольский", Общество) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, Управление, УГСЖН по РС (Я)), о признании недействительным предписания от 28.02.2022 N 08-02-110-22-Л.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Шеин Алексей Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2022 года по делу N А58-4286/2022 требование общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилой комплекс "НОВА-Никольский" удовлетворено. Признано недействительным предписание Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 28.02.2022 N08-02-110-22-Л, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взысканы с Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Жилой Комплекс "НОВА-Никольский" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2022 года по делу N А58-4286/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, судом первой инстанции не учтено, что работы по обеспечению исправного состояния вентиляции, в том числе проверка наличия тяги в вентиляционных каналах (пункт 6 раздела "А"), регулировка и наладка систем вентиляции (пункт 2 раздела "Г" приложения N 4), замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции (пункт 14 приложения N 7) включены в перечень работ по содержанию жилого дома, данные обязательные требования в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 г. N1110 являются лицензионными требованиями, тем самым являются обязанностью исключительно управляющих компаний как специализированных организаций по эксплуатации жилищного фонда, соответственно, вопреки выводам суда установление причин неисправной работы системы вентиляции возлагается именно на управляющую организацию. Управление указывает, что на момент проведения проверки, какие-либо сведения об осуществлении мероприятий в целях обеспечения исправной работы системы вентиляции в санитарном узле квартиры N 88, ООО УК "НОВА-Никольский" представлены не были. Приводимые же в решении суда акты от 08.02.2022, от 21.12.2021, не содержат сведений о проведении установления причины обратной тяги и выполнении восстановительных работ в санитарном узле квартиры N 88, поскольку в указанных актах указаны иные квартиры, также акт от 18.01.2022, составленный в составе комиссии Арбатской Т.В., Обутова А.Н. содержит подтверждающие выводы Управления сведения об отсутствии тяги в туалете квартиры N 88 и просьбу жильца Шейна А.А. об организации работы по устранению данной проблемы, вместе с тем документы, свидетельствующие о рассмотрении данного заявления и решении указанной в заявке жильца от 18 января 2022 г. проблемы, управляющей организацией в ходе проведения проверки не представлены. Утверждения заявителя о проведении мероприятий по обеспечению исправной работы систем вентиляции в декабре 2021, то есть задолго до поступления информации об отсутствии тяги в квартире N 88, не являются доказательством рассмотрения и решения заявки гражданина, и не исключают обязательства управляющей организации принятия мер по устранению неисправностей системы вентиляции.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.11.2022.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2023 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Сидоренко В. А. на судью Будаеву Е. А.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании 06 февраля 2023 года объявлен перерыв до 17 часов 10 минут 08 февраля 2023, 08 февраля 2023 года объявлен перерыв до 14 часов 05 минут 13 февраля 2023 года. Информация о перерывах размещена на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) поступило обращение гражданина Шеина А.А., по факту неисправной работы вентиляционной системы.
На основании приказа от 24.02.2022 N 01-09-409-22 в отношении ООО "УК ЖК НОВА-Никольский" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований к надлежащему содержанию общего имущества МКД, по результата которой составлен акт от 28.02.2022 N08-01-239-22-Л.
В акте проверки от 28.02.2022 зафиксировано, что произведены инструментальные замеры измерительным прибором TESTO 435 диапазона скорости воздушного потока вентиляционных каналов, имеющихся в помещениях квартиры на кухне и в санитарном узле. На момент проверки в помещении кухни воздушный поток имеется, скорость 1,8 м/с, вентиляция исправна; в помещении санитарного узла установлено, что скорость движения воздуха при закрытой форточке составляет 0 м/с, при обеспечении притока воздуха 2, 4 м/с, данные показатели соответствуют требованиям ГОСТ 30494-2011. Также зафиксировано, что в помещении санитарного узла выявлено опрокидывание тяги "обратная тяга".
28.02.2022 ООО "УК ЖК НОВА-Никольский" выдано предписание N 08-02-110-22- Л о проведении в срок до 01.04.2022 мероприятий, направленных на устранение выявленного нарушения лицензионных требований, установленных, в частности, пунктами 5.7.1, 5.7.2, 5.7.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N290) - обеспечить исправную работу вентиляции в помещении санитарного узла квартиры N88.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании такого предписания незаконным и его отмены.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 ЖК РФ договора управления многоквартирным домом.
Управляющая организация по заданию другой стороны - собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 ЖК РФ).
Состав общего имущества многоквартирного дома определен пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), статьей 36 ЖК РФ, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относятся помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, являющиеся обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 5.7.1 Правил N 170, расчетные температуры, кратности и нормы воздухообмена для различных помещений жилых домов должны соответствовать установленным требованиям. Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 С и ниже.
В соответствии с пунктом 5.7.2 Правил N 170 персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.
В силу пункта 5.7.11 Правил N 170 перечень недостатков системы вентиляции, подлежащих устранению во время ремонта жилого дома, должен составляться на основе данных весеннего осмотра.
Из содержания пункта 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень услуг N 290) следует, что управляющей компании при выявлении повреждений и нарушений в системах вентиляции и дымоудаления следует производить разработку плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом по ул. Петровского в г. Якутске на основании соответствующей лицензии от 23.04.2015 N 014-000060, а также на основании договора управления многоквартирным домом, предметом которого является, в том числе, выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме самостоятельно либо путем привлечения третьих лиц, действуя от своего имени и за счет собственников.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, именно Общество, как управляющая организация, является лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме, а значит, обязано исполнять требования Правил N 170, в том числе, при содержании вентиляционной системы.
Согласно материалам дела, в ходе проверки должностным лицом УГСЖН по РС (Я) установлено неисправное состояние системы вентиляции в квартире N 88, ввиду наличия опрокидывания тяги "обратной тяги" в помещении санитарного узла.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что ООО "УК ЖК НОВА-Никольский" является лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме, в том числе, за содержание вентиляционной системы, пришел к выводу о неправомерности предписания УГСЖН по РС (Я), содержащего требование обеспечить исправную работу вентиляции в квартире N 88. Суд указал на то, что при вынесении оспариваемого предписания Управление ограничилась констатацией факта выявленного нарушения и наличия у Общества обязанности по его устранению; иные действия по проверке работы вентиляционной системы МКД в ходе проверки не проводились, и доводы Общества об исправности и работоспособности вентиляционной системы МКД, установленные актами от 08.02.2022, 18.01.2022, 21.12.2021, не проверялись и не были опровергнуты; в предписании Управлением не установлено, какие именно нарушения при содержании системы вентиляции допущены Обществом. Суд указал, что Управлением не представлены доказательства того, что к опрокидыванию тяги в квартире привели именно действия (бездействие) заявителя.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из оспариваемого предписания от 28.02.2022 N 08-02-110-22-Л, Управлением установлено нарушение Обществом лицензионных требований, а именно: пунктов 5.7.1., 5.7.2., 5.7.11. Правил N 170, пункта 15 Минимального перечня услуг N 290.
Исходя из положений указанных пунктов Правил N 170 и Минимального перечня услуг N 290, управляющая компания при выявлении повреждений и нарушений в системах вентиляции и дымоудаления, должна проводить восстановительные работы. Требования к техническому обслуживанию системы вентиляции многоквартирного дома установлены пунктами Правил N 170.
Апелляционный суд отмечает, что в оспариваемом заявителем предписании содержится только требование к Обществу обеспечить исправную работу вентиляционной системы в осмотренной квартире МКД.
Работы по обеспечению исправного состояния вентиляции, в том числе проверка наличия тяги в вентиляционных каналах (пункт 6 раздела "А"), регулировка и наладка систем вентиляции (пункт 2 раздела "Г" приложения N 4), замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции (пункт 14 приложения N 7) включены в перечень работ по содержанию жилого дома, данные обязательные требования, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, являются лицензионными требованиями, тем самым являются обязанностью исключительно управляющих компаний как специализированных организаций по эксплуатации жилищного фонда.
Таким образом, при выявлении неисправности работы вентиляционной системы обязанностью управляющей компании является установление причин неисправности и её устранение.
Апелляционный суд отмечает, что обстоятельства, установленные актами Общества от 08.02.2022, 18.01.2022, 21.12.2021, исправной работы вентиляционной системы, не опровергают факта, установленного актом Управления от 28.02.2022, о неисправной работы вентиляции в квартире N 88.
Принимая во внимание, что регулировка и наладка систем вентиляции, замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции являются лицензионными требованиями управляющей компании, при обнаружении неисправностей работы вентиляционной системы, обязанностью управляющей компании является восстановление работоспособности системы вентиляции.
При неисполнении управляющей компанией лицензионных требований, обязанностью УГСЖН по РС(Я), как органа, контролирующего выполнение лицензионных требований, является понуждение управляющей компании к их исполнению. Апелляционный суд полагает, что для целей понуждения управляющей компании к выполнению лицензионных требований, в силу их обязательности для Общества, у контролирующего органа отсутствует обязанность и необходимость установления совершения действий либо бездействия управляющей компании, приведших к неисправной работе вентиляции.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание УГСЖН по РС(Я) не нарушает нормы Жилищного кодекса РФ и нормы Правил N 170, не ограничивает права и не накладывает на ООО "УК ЖК "НОВА-Никольский" дополнительных обязанностей, следовательно, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с чем, приходя к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания, апелляционный суд признает обоснованными доводы апелляционной жалобы Управления.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции на основании пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение от 21 сентября 2022 года по настоящему делу подлежит отмене, по делу подлежит принятию новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований заявителя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2022 года по делу N А58-4286/2022 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилой комплекс "НОВА-Никольский", отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.А.Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4286/2022
Истец: ООО "Управляющая Компания Жилой Комплекс "НОВА-Никольский"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)