г. Чита |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А19-18863/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "М.С.С." на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2022 года по делу N А19-18863/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "М.С.С." (ОГРН 1173850034214; ИНН 3810071855) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области (ОГРН 1213800023304; ИНН 3849084158), о признании незаконным решения N 381206647 от 13.07.2022 г., к Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области о признании незаконным решения N 26-15/014261 от 05.08.2022 г.,
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Иркутской области (ОГРН 1043801767338; ИНН 3812080809)
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "М.С.С." (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области о признании незаконным решения N 381206647 от 13.07.2022 г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств, к Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области о признании незаконным решения N 26-15/014261 от 05.08.2022 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Иркутской области, представитель которой заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2022 года по делу N А19-18863/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2022 года по делу N А19-18863/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:2473 была определена актом АОКС-38/2021/000108 26 марта 2022 года в размере 35 428 204, то есть кадастровая стоимость земельного участка изменилась в течение налогового периода. Согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода, а именно с 1 января 2022 года.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заинтересованное лицо выводы суда первой инстанции поддержало, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.12.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области N 381206647 от 13.07.2022 г. в отношении общества с ограниченной ответственностью "М.С.С." установлена неуплата земельного налога в размере 46860 рублей, а также пени в размере 2657 рублей 10 копеек, данные суммы списаны с расчетного счета заявителя инкассовыми поручениями от 13.07.2022 г. на каждую сумму соответственно.
Не согласившим с данным решением, общество с ограниченной ответственностью "М.С.С." обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области с жалобой об отмене решения N 381206647 от 13.07.2022 г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств в связи с несогласием в начислении суммы земельного налога, указывая, что сумма земельного налога за 2021 год уплачена в полном объеме, сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1557 в размере 35428204 руб. в Едином государственном реестре недвижимости на 01.01.2021 г. отсутствовали, внесены в реестр 05.04.2021 г.
Решением Управления от 05.08.2022 г. N 26-15/014261@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области N 381206647 от 13.07.2022 г. и решение Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области N 26-15/014261@ от 05.08.2022 г. не соответствуют требованиям закона, а также нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом, общество с ограниченной ответственностью "М.С.С." с 20.09.2017 г. состояло на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области, с 01.11.2021 г. правопреемник Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Иркутской области.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 22 по Иркутской области Обществу начислен земельный налог за 2021 год в общем размере 531423 руб., в адрес налогоплательщика направлено сообщение от 21.04.2022 г. N1778617 об исчисленной сумме земельного налога.
В порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией сформировано требование N 381254978 по состоянию на 14.06.2022 г. об уплате земельного налога в размере 46860 руб., пени в размере 2657,10 руб., срок исполнения до 07.07.2022 г.
14.06.2022 г. требование N 381254978 направлено по телекоммуникационным каналам связи, и получено Обществом 17.06.2022 г.
В связи с тем, что ООО "М.С.С." требование не исполнено, налоговым органом принято решение N 381206647 от 13.07.2022 г. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 46860 руб. и пени в размере 2657,10 руб.
Во исполнение указанного решения 14.07.2022 г. поручениями на списание от 13.07.2022 г. N 39417, N 39418 списаны денежные средства в размере 46860 руб. и пени в размере 2657,10 руб.
По исполнение приказа Федеральной налоговой службы России от 12.07.2021 г. N ЕД-7-4/654 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области", приказом УФНС России по Иркутской области N 07-02-09/135@ от 20.07.2021 г., с 01.11.2021 г. функции по управлению долгом и обеспечению процедур банкротства возложены на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области.
Именно Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области вынесла оспариваемое решение о взыскании налога и пени, при этом, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 22 по Иркутской области был непосредственно исчислен земельный налог, в связи с чем, судом к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Иркутской области.
Заявителем обжаловано решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области N 381206647 от 13.07.2022 г. в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, которое решением N 26-15/014261@ от 05.08.2022 г. отказало Обществу в удовлетворении жалобы.
При вынесении решения N 26-15/014261@ от 05.08.2022 г. Управлением установлено следующее.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "М.С.С." являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1557 площадью 23450 кв.м. в период с 25.10.2017 г. до 11.12.2020 г., кадастровой стоимостью 42212345 рублей.
11.12.2020 г. указанный земельный участок разделен на два земельных участка: кадастровый номер 38:36:000006:2474 площадью 810 кв.м. (находился в собственности Общества с 11.12.2020 г. по 11.01.2021 г.; кадастровый номер 38:36:000006:2473 площадью 22 640 кв.м. (находится в собственности Общества с 11.12.2020 г. по настоящее время).
На основании сведений Управления Росреестра по Иркутской области, предоставленных налоговому органу в порядке статьи 85 Налогового органа Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:2473 по состоянию на 01.01.2021 г. составляет 35 428 204 рублей.
На основании данной информации налоговым органом исчислен земельный налог в размере 531423 руб., в адрес Общества направлено сообщение от 21.04.2022 г. N 1778617 о начислении указанной суммы налога. Земельный налог на указанный земельный участок оплачен Обществом: 12.04.2021 г. - 87927 рублей, 21.07.2021 г. - 87927 рублей, 21.10.2021 г. - 87 927 рублей, 11.02.2022 г. - 87926 рублей (всего в размере 351708 рублей).
В связи с неполной уплатой Обществом указанного налога, последнему направлено требование N 381254978 по состоянию на 14.06.2022 г. со сроком исполнения 07.07.2022 г. Указанное требование Обществом не выполнено, в связи с чем, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области принято решение N 381206647.
Как следует из материалов дела, ООО "М.С.С." в качестве оснований незаконности оспариваемых решений указало следующее.
Общество являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1557 площадью 23450 кв.м. в период с 25.10.2017 г. до 11.12.2020 г., кадастровой стоимостью 42212345 рублей. 11.12.2020 г. указанный земельный участок разделен на два земельных участка с кадастровым номером 38:36:000006:2474 и с кадастровым номером 38:36:000006:2473. Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000006:2474 был продан 11.12.2020 г., находящийся в собственности заявителя земельный участок с кадастровым номером 38:36:000006:2473 по состоянию на 11.12.2020 г. согласно выписки из ЕГРН имел кадастровую стоимость в размере 23447116 рублей.
Согласно акту ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" об определении кадастровой стоимости N АОКС - 38/2021/ 0000108 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:2474 определена в размере 35428204 рубля. Сведения об указанной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 05.04.2021 г. Следовательно, по состоянию на 01.01.2021 г. объекта налогообложения - земельного участка с кадастровой стоимостью 35428204 рубля не существовало, так как кадастровая стоимость в указанном размере еще не была определена в установленном законом порядке. Заявителем уплата земельного налога за 2021 г. произведена в полном объеме, тогда как установленная 05.04.2021 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2022 г.
Аналогичные доводы заявлены Обществом в апелляционной жалобе.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, поддерживает выводы суда первой инстанции, который отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, правильно исходил из следующего.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, статья 30 и статья 32 Налогового кодекса Российской Федерации определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также внесение сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости не входит в компетенцию налоговых органов.
При этом, пунктом 4 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" и государственными внебюджетными фондами, а также с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
В силу пункта 10 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронной форме в налоговые органы сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В целях информационного взаимодействия налоговых органов с органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Приказом ФНС России от 10.04.2017 г. N ММВ-7-21/302@ "Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 г. N ММВ-7-11/11@" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.06.201г.7 N 47018) (далее - Приказ ФНС) утвержден порядок заполнения сведений о недвижимом имуществе, которым предусмотрено регистрирующим органом, в том числе, предоставлять сведения о дате начала применения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, налоговые органы являются пользователями информации, получаемой от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно сведениям, полученным из регистрирующих органов, в информационном ресурсе налоговых органов отражены следующие сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2020 г.:
Кадастровый номер объекта |
Разрешен ное использов ание |
Размер доли в праве |
Площад ь объекта |
Кадастрова я стоимость (руб) |
Дата регистраци и владения |
Дата прекращен ия владения |
38:36:000006: 1557 |
объекты производс твенного назначени я |
1/1 |
23450 |
24 285 993 (Постановл ение Правительс тва Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп) |
25.10.2017 |
11.12.2020 |
38:36:000006: 2474 |
объекты производс твенного назначени я |
1/1 |
810 |
838 877 |
11.12.2020 |
11.01.2021 |
38:36:000006: 2473 |
объекты производс твенного назначения |
1/1 |
22640 |
23 447 116 |
11.12.2020 |
|
По состоянию на 01.01.2021 г.:
Кадастровый номер объекта |
Разрешен ное использов ание |
Размер доли в праве |
Площад ь объекта |
Актуальная кадастрова я стоимость |
Дата регистраци и владения |
Дата прекращен ия владения |
38:36:000006: 1557 |
объекты производс твенного назначени я |
1/1 |
23450 |
42 212 345.00 (Постановл ение Правительс тва Иркутской области от 26.11.2021 N 969-пп) |
25.10.2017 |
11.12.2020 |
38:36:000006: 2474 |
объекты производс твенного назначени я |
1/1 |
810 |
1 267 528.50 (АОКС- 38/2021/00 0108 от 26.03.2021) |
11.12.2020 |
11.01.2021 |
38:36:000006: 2473 |
объекты производс твенного назначени я |
1/1 |
22640 |
35 428 204.00 (АОКС- 38/2021/00 0108 от 26.03.2021) |
11.12.2020 |
|
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
При этом, исходя из норм статей 15, 18 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 г. N237-ФЗ), следует, что дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ определен порядок применения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в зависимости от оснований ее определения.
При этом, направление сведений регистрирующими органами об основаниях определения кадастровой стоимости Приказом ФНС в порядке информационного взаимодействия не предусмотрено.
В 2020 году по решению Правительства Иркутской области проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий, и Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 г. N 969-пп (далее - Постановление от 26.11.2020 г. N 969-пп) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Иркутской области по состоянию на 01.01.2020 г.
Вышеуказанное Постановление от 26.11.2020 г. N 969-пп 27.11.2020 г. опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования (вступило в силу с 28.12.2020 г.).
На момент утверждения результатов определения кадастровой стоимости на государственном кадастровом учете состоял земельный участок с кадастровым номером 38:36:000006:1557, имеющий категорию земли "земли населенных пунктов", площадь которого 23450 квадратных метров.
Согласно приложению к Постановлению от 26.11.2020 г. N 969-пп кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка утверждена в размере 42212345 рублей.
В соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, 11.12.2020 г. земельный участок с кадастровым номером 38:36:000006:1557 разделен на два земельных участка:
- земельный участок с кадастровым номером 38:36:000006:2474, площадь которого 810 квадратных метров;
- земельный участок с кадастровым номером 38:36:000006:2473, площадь которого 22640 квадратных метров.
При этом, в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ публично-правовая компания в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки.
Таким образом, учитывая, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1557 в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. произведен раздел, земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000006:2474 и 38:36:000006:2473 включены в перечень, указанный в части 7 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ в течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 Федерального закона N 237-ФЗ, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237- ФЗ по результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий, в том числе, систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости.
В соответствии нормами статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ по результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составлен акт об определении кадастровой стоимости от 26.03.2021 г. N АОКС - 38/2021/000108.
При этом, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в связи с тем, что Постановление от 26.11.2020 г. N 969-пп вступило в силу с 28.12.2020 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:2473 в размере 35428204 рублей применяется с 01.01.2021 г.
Уведомление о внесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН в период проведения государственной кадастровой оценки (с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г.) опубликовано на официальном сайте Росреестра (rosreestr.gov.ru): Главная - Открытая служба - Статистика и аналитика - Иркутская область - Для сведения правообладателей - Уведомление об определении (изменении) кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 статьи 391, пункта 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно, а также самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования не предусмотрено иное.
В соответствии с абз. 2 пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Согласно пункту 4 статьи 363, пункта 5 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями, налоговые органы передают (направляют) сообщения об исчисленных суммах налога в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период.
Исходя из вышеизложенного, налоговым органом в порядке и сроки, установленные статьями 363, 397 Налогового кодекса Российской Федерации, направлено сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1778617 от 21.04.2022 г. за 2021 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:2473.
Согласно пункту 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Таким образом, в связи с тем, что дата прекращения владения на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000006:2474 - 11.01.2021 г., учитывая нормы пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, начисление земельного налога в отношении указанного земельного участка не производится.
В соответствии с пунктом 6 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик-организация (ее обособленное подразделение) вправе в течение двадцати дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что при исчислении земельного налога за 2021 год налоговая база налоговым органом правомерно определена исходя из кадастровой стоимости в размере 35428204 руб., внесенной 05.04.2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января 2021 года, в связи с вступлением 28.12.2020 в силу акта (Постановления N 969 от 27.11.2020), утвердившего результаты определения кадастровой стоимости (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 г. N237-ФЗ).
В связи с тем, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "объекты производственного назначения", налоговая ставка установлена в налоговым органом размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка (ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации, п.3.3. раздела 3 Решения Думы г. Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5).
Расчет земельного налога за 2021 год составил:
- 35428204 руб. (кадастровая стоимость) * 1,5% (налоговая ставка) / 100 = 531423 рублей.
Авансовые платежи за 2021 год составили:
- 132 856,00 руб. по сроку уплаты 30.04.2021 г.;
- 132 856,00 руб. по сроку уплаты 02.08.2021 г.;
- 132 856.00 руб. по сроку уплаты 08.11.2021 г.;
- 132 855.00 руб. по сроку уплаты 01.03.2022 г.
В карточке расчетов с бюджетом по земельному налогу отражены следующие платежи за налоговый период 2021:
Название |
Дата операции |
Сумма (руб.) |
Уплачено налога |
12.04.2021 |
87 927,00 |
Уплачено налога |
21.07.2021 |
87 927,00 |
Уплачено налога |
21.10.2021 |
87 927,00 |
Уплачено налога |
11.02.2022 |
87 926.00 |
Сумма недоплаты земельного налога за 2021 год составила 179716 руб. (531423 руб. - 351707 руб.).
С учетом уплаченных авансовых платежей в сумме 132856 руб. за 2022 год по состоянию на 08.06.2022 г. в карточке расчетов с бюджетом по земельному налогу образовалась задолженность в размере 46860 руб. (179716 руб. - 132856 руб.), и пени в сумме 23644.97 руб.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушений при исчислении суммы земельного налога, так как расчет суммы земельного налога произведен налоговым органом на основании данных о кадастровой стоимости земельного участка, представленных Росреестром.
На основании данного расчета ответчиком вынесено оспариваемое решение.
Как верно указано судом первой инстанции, фактически заявитель в обоснование заявленных требований указывает о несогласии с датой начала применения кадастровой стоимости в размере 35428204 руб. с 01.01.2021 г. Однако, как установлено судом в ходе судебного разбирательства, заявитель не обращался в Управление Росреестра по Иркутской области с оспариванием кадастровой стоимости либо даты начала е действия в размере 35428204 руб.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области и Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, принимая оспариваемые решения, действовали в рамках законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, следовательно, решения налоговых органов не нарушают права и законные интересы заявителя. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, отмечает, их идентичность доводам, заявленным суду первой инстанции, которым им дана надлежащая оценка.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2022 года по делу N А19-18863/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.А.Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18863/2022
Истец: ООО "М.С.С."
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N24 по Иркутской области, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, Попова Ольга Дмитриевна