г. Киров |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А28-16182/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2022 по делу N А28-16182/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области
(ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, ГЖИ, Инспекция, административный орган) от 16.11.2021 N 1407, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 7 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Инспекции, внесение многоквартирного дома по адресу: г. Киров, ул. Московская, д. 155 (далее - МКД N 155) в Сводный план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году (далее - Сводный план), утвержденный постановлением администрации г. Кирова от 23.11.2020 N 2574-п (далее - Постановление N 2574-п), со сроком вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей с 01.06.2021 по 15.09.2021 при реконструкции тепловых сетей от ЦТП N 6, не отменяет обязанности ПАО "Т Плюс" по соблюдению пункта 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.01.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.01.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с целью проверки информации, содержащейся в обращении потребителя, проживающего МКД N 155 об отсутствии коммунальной услуги по горячему водоснабжению ГЖИ Кировской области сделаны запросы о предоставлении документов в организацию, осуществляющую управление указанным многоквартирным домом - ООО "Рассвет".
На основании представленных документов Инспекцией установлено, что поставка коммунального ресурса, необходимого для обеспечения потребителей, проживающих в МКД, коммунальной услугой горячего водоснабжения, осуществляется ПАО "Т Плюс".
В соответствии с информацией, предоставленной администрацией муниципального образования "Город Киров" в письме от 12.07.2021 N 3086-18-10, мероприятий по выводу в ремонт тепловых сетей (источников тепловой энергии) согласно Постановлению N 2574-п по данному адресу не запланировано, причиной отсутствия коммунального ресурса, необходимого для обеспечения потребителей, приживающих в МКД N 155, коммунальной услугой по горячему водоснабжению, явилось проведение ПАО "Т Плюс" работ по устранению дефектов на наружных тепловых сетях.
В ходе анализа ведомостей учета параметров потребления тепла в системе ГВС установлено, что коммунальный ресурс, необходимый для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отсутствовал в период с 08.06.2021 по 08.07.2021, что повлекло за собой отсутствие в указанный период коммунальной услуги по ГВС в МКД N 155.
Проанализировав полученную информацию, Инспекция пришла к выводу о том, что отсутствие ГВС в МКД N 155 в период с 08.06.2021 по 08.07.2021 (то есть более 14 суток) является нарушением пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354, пункта 5.1.5 Правил N 170, пункта 2 Постановления N 2574-п.
24.09.2021 по факту выявленного нарушения в отношении ПАО "Т Плюс" составлен протокол N 4635/42/2021 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
16.112021 и.о. начальника Инспекции вынес постановление N 1407 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные ПАО "Т Плюс" требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона указанного административного правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления. Действия (бездействие) по нарушению нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - непосредственных получателей этих услуг.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать населению установленный законодательством уровень потребления коммунальных услуг.
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В силу пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354 продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавших до 01.03.2021, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены и введены в действие с 01.03.2021 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Период допустимого отключения систем горячего водоснабжения в СанПиН 1.2.3685-21 отсутствует.
В соответствии с пунктом 5.1.5 Правил N 170 организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Как следует из оспариваемого постановления от 28.09.2021 N 1227, нарушение Обществом требований пункта 3 Правил N 354, пункта 4 Приложения N 1 к Правилам N 354, пункта 5.1.5 Правил N 170, пункта 2 Постановления N 2574-п выразилось в непринятии в период с 22.06.2021 по 08.07.2021 (за пределами установленного пунктом 2 Постановления N 2574-п 14-дневного срока) должных мер по поставке коммунального ресурса в МКД N 155, что повлекло за собой отсутствие в вышеуказанный период коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Суд первой инстанции установив, что период отсутствия коммунальной услуги в спорном МКД входит в установленный Сводным планом срок вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей (с 01.06.2021 по 15.09.2021) при реконструкции тепловых сетей от ЦТП N 6, посчитал недоказанным событие вменяемого Обществу правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявленные ПАО "Т Плюс" требования.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889).
Согласно пункту 3 Правил N 889 в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" вывод в ремонт осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием выводимых в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно пункту 4 Правил N 889 вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее - заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте.
Постановлением администрации города Кирова от 23.11.2020 N 2574-п, в том числе со ссылкой на Правила N 889, СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержден Сводный план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году. Согласно пункту 33 Сводного плана предусмотрена реконструкция тепловых сетей от ЦТП N 6 (отключенные потребители: ул. Ломоносова, д. 35, 37, 37а; ул. Циолковского, д. 2, 4, 6, 8, 12, 14, 16; ул. Московская, д. 149, 151, 151а, 153, 155, 157, 157а, 159, 161), срок отключения 01.06.2021 - 15.09.2021.
Примечанием в Сводном плане указано, что для обеспечения потребителей горячим водоснабжением на период проведения работ будут предусматриваться временные сети горячего водоснабжения.
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов настоящего дела, причиной отсутствия коммунальной услуги по горячему водоснабжению в МКД N 155 в период с 08.06.2021 по 08.07.2021 являлось устранение дефектов на различных участках наружных тепловых сетей, сведений о проведении работ по реконструкции тепловых сетей в материалы дела не представлено.
В силу пункта 2 Постановления N 2574-п ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов указано производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.
В рассматриваемом случае Общество по отношению к МКД N 155 является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, осуществляющим продажу коммунального ресурса (горячей воды), соответственно, на него распространяется обязанность по соблюдению установленных требований при предоставлении потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В рамках настоящего дела установлено, что на основании данных общедомового прибора учета тепловой энергии управляющей организацией представлена ведомость учета параметров потребления тепла, согласно которой коммунальный ресурс, необходимый для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению отсутствовал в точке поставки МКД N 155 в период с 08.06.2021 по 08.07.2021, что повлекло за собой отсутствие в вышеуказанный период коммунальной услуги по горячему водоснабжению в МКД N 155.
На основании информации, указанной в письме администрации муниципального образования "Город Киров" от 12.07.2021 N 3086-18-10 коммунальный ресурс, необходимый для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению отсутствовал в точке поставки МКД N 155 в период с 07.06.2021 в связи с проведением работ по устранению дефектов на различных участках наружных тепловых сетей ПАО "Т Плюс".
Таким образом, факт отсутствия горячего водоснабжения в МКД N 155 более 14 суток подтвержден материалами дела.
Апелляционный суд отмечает, что во вменяемый заявителю период непредоставления коммунального ресурса для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению действовала редакция Постановления N 2574-п от 21.12.2020, предусматривающая возможность отключения систем горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов на срок не более 14 суток.
Это нормативное положение представляет собой реализацию органом местного самоуправления возложенной на него пунктом 5.1.5 Правил N 170 обязанности установить конкретную продолжительность ремонта, связанную с прекращением горячего водоснабжения, ориентируясь при этом на примерный срок - 14 дней.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о доказанности в деянии Общества события административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ, выразившегося в отсутствии коммунального ресурса, не позволяющего обеспечить потребителей коммунальной услугой горячего водоснабжения более 14 суток.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 150 Правил N 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Вместе с тем изложенные в решении выводы суда первой инстанции в целом не привели к принятию неправильного судебного акта, поскольку в рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции усматривает наличие оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, пришел к выводу о том, что совершенное заявителем правонарушение в рассматриваемой ситуации не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, не повлекло существенного нарушения интересов общества и государства. Достаточных и надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, существенного нарушения интересов общества и государства, ответчиком, в нарушение положений части 1 статьи 65 АПК РФ, в материалы данного дела не представлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, в конкретном рассматриваемом случае действиями административного органа по возбуждению дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным постановления и его отмене.
В соответствии с абзацем 2 пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Таким образом, решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2022 по делу N А28-16182/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2022 по делу N А28-16182/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-16182/2021
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области