г. Владивосток |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А59-2126/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей Е.Н. Номоконовой, Д.А. Самофала,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Плетнёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управление по обращению с отходами",
апелляционное производство N 05АП-591/2024
на решение от 20.12.2023
судьи С.В. Кучкиной
по делу N А59-2126/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сахалинский экологический транспорт" (ОГРН: 1186501003512, ИНН: 6506011907)
к акционерному обществу "Управление по обращению с отходами" (ОГРН: 1156501000336, ИНН: 6501269229)
третьи лица: - муниципальное казенное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" МО ГО "Охинский" - общество с ограниченной ответственностью "Альтаир" (ИНН 6506907877, ОГРН 110650600016)
о взыскании задолженности по контракту
при участии:
извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сахалинский экологический транспорт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Управление по обращению с отходами" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по контракту N 0461000001019000041 от 25.12.2019 в размере 32 065 445,26 руб.
Определением от 29.05.2023 суд привлек к участию в процессе в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика - МКП "Жилищно-коммунальное хозяйство" и ООО "Альтаир".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области о 20.12.2023 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскан долг в размере 32 065 445 рублей 26 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 183 327 рублей.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что принятие ответчиком решений об удержании штрафов правомерно и соответствует условиям контракта. Считает, что принятые и оплаченные объемы оказанных услуг у ООО "Альтаир" не могут свидетельствовать в пользу истца, подтверждая объем оказанных истцом услуг, поскольку расчеты с ООО "Альтаир" производятся за тонну, а с истцом за метр кубический. По мнению апеллянта, приложения к акту сдачи-приемки, подтверждающие массу оказанных услуг, сами по себе не могут служить доказательством оказания услуг истцом, а об отчете ответчику стало известно лишь после ознакомления с материалами дела.
От истца в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, по тексту которого указывает, что расчет штрафов ответчиком произведен с нарушением норм законодательства и условий контракта. Считает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, а решение вынесено при правильном применении норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы. В этой связи суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 25.12.2019 между акционерным обществом "Управление по обращению с отходами" (региональный оператор) и обществом с ограниченной ответственностью "Сахалинский экологический транспорт" (исполнитель) заключен КОНТРАКТ N 0461000001019000041 на oказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Сахалинской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах МО городской округ "Охинский".
В соответствии с п.1.1. контракта Региональный оператор поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО) от мест складирования их потребителями в границах территории оказания услуг и передаче в места сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту), а Региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего контракта.
В соответствии с п.1.2. контракта Планируемый объем образования твердых коммунальных отходов, Сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов в границах территории оказания услуг Исполнителя и состав таких отходов, Перечень мест сбора твердых коммунальных отходов, График вывоза твердых коммунальных отходов, Реестр юридических лиц, установлен Приложением N 1, N 2, N 3 к настоящему контракту.
График вывоза твердых коммунальных отходов (далее по тексту - График вывоза, График вывоза ТКО) с указанием информации об источнике образования и местах складирования твердых коммунальных отходов потребителями (в том числе: количество, типы контейнеров, объём, место нахождение контейнерной площадки), времени и периодичности вывоза твердых коммунальных отходов содержится в Приложении N 3 к настоящему контракту.
Пунктом 1.2.1. контракт установлено, что приложения к контракту, указанные в пункте 1.2. Контракта, должны быть изменены при изменении содержащихся в них сведений, в том числе в случаях фактического изменения данных о потребителях, показателей, определяющих нормы образования твердых коммунальных отходов и (или) способов учета объема отходов, определенных между Региональным оператором и потребителями.
До момента внесения соответствующих изменений Исполнитель должен выполнять поручения Регионального оператора, оформленные в форме заявок, с указанием мест складирования твердых коммунальных отходов, времени и периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, объемов образования твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.1.3. контракта график вывоза ТКО подлежит изменению в случае утверждения Графика вывоза в новой редакции и/или внесения изменений в него в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 1.8 и пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по "31" декабря 2022 года, а в части исполнения обязательств по настоящему контракту - до полного их выполнения (пункт. 2.1).
В соответствии с п. 2.2. контракта сроки оказания услуг по погрузке и транспортировке ТКО: начальный срок: с 01.01.2020 г.; конечный срок: 31.12.2022 г.
Цена контракта определена в п.4.1, 4.2 контракта в размере 400 563 954 рубля. Стоимость услуг по погрузке и транспортированию 1 кубометра ТКО составляет 1 050 рублей 00 копеек (НДС не облагается). Цена контракта включает все расходы Исполнителя, связанные с исполнением контракта и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом должны оплачиваться Исполнителем, в том числе: расходы по погрузке, разгрузке, транспортировке ТКО из мест накопления в места приема и передачи ТКО; эксплуатационные расходы на технику, оснащенной необходимым оборудованием, включая расходы на привлечение техники третьих лиц; расходы на оформление всех необходимых при оказании услуг документов; расходы на страхование, уплату налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей; прочие расходы Исполнителя, связанные с исполнением обязательств по контракту.
Согласно пункту 4.3., для проведения расчетов по контракту Стороны принимают за расчетную единицу измерения массу (1 кубометр) и устанавливают стоимость транспортирования 1 кубометра ТКО в размере, указанном в п.4.1 настоящего контракта.
Расчетным периодом по исполнению услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является календарный месяц (п.4.7), размер платы за оказанные услуги по настоящему контракту, за расчетный период, определяется как произведение стоимости услуг по транспортированию 1 кубометра твердых коммунальных отходов и фактической массы твердых коммунальных отходов, транспортирование которых осуществлено и передано на размещение или обработку (п.4.8).
Порядок оказания услуг и их приема определены в разделе 3 контракта, согласно пунктам 3.1, 3.1.1 которого местом оказания услуг является: территория в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в границах, установленных в Приложении N 1 к настоящему контракту. Транспортировка ТКО осуществляется по маршрутам, в пределах установленного участка, согласованному с Региональным оператором в Маршрутных графиках (Приложение N 4 к настоящему контракту).
Согласно пунктам 3.2.1, 3.3-3.11 контракта, транспортировка ТКО осуществляется из мест накопления ТКО, от физических и юридических лиц, указанных в Приложениях N 1, 2, 3, 7 и в заявках Регионального оператора.
Исполнитель обязан осуществлять вывоз ТКО в соответствии с Графиком вывоза ТКО, но не ранее 7:00 часов и не позднее 19:00 часов по местному времени.
Периодичность вывоза ТКО определяется Графиком вывоза (Приложением N 3 к настоящему контракту) и заявками Регионального оператора.
Периодичность и время вывоза ТКО, количество вывозимых контейнеров могут быть изменены в порядке, установленном настоящим Контрактом.
Стороны производят коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с "Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Исполнитель обязан соблюдать предельно допустимое значение уплотнения при транспортировке ТКО. Предельно допустимое значение уплотнения ТКО фиксируется Сторонами в соответствии с технической документацией транспортных средств, используемых для транспортировки ТКО, в Реестре техники, составленным по форме согласно Приложению N 7 к настоящему контракту. При изменении количества мусоровозов, используемых для транспортировки ТКО при оказании услуг по настоящему контракту, в Реестр техники вносятся соответствующие изменения.
Сдача - приемка оказанных услуг осуществляется ежемесячно. Отчетным периодом является календарный месяц (с первого числа по последнее число месяца).
Для проведения приемки оказанных услуг Исполнитель в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Региональному оператору счет/счет- фактуру (в 2 (двух) экземплярах), Акт сдачи-приемки оказанных услуг (в 2 (двух) экземплярах), составленный по форме, предусмотренной Приложением N 6 к настоящему контракту, копию маршрутного журнала, составленного по форме, предусмотренной Приложением N 5 к настоящему контракту (на бумажном носителе и в электронной форме), в отношении каждого транспортного средства, копии отчетных документов и детализированный отчет системы спутниковой навигации по каждому транспортному средству в согласованном с Региональным оператором формате передачи данных спутниковой навигационной системы, а также акты, составленные в соответствии с пунктом 6.1.26. настоящего Контракта, и фотографии, сделанные в соответствии с п.6.1.31. настоящего Контракта (далее по тексту - Отчетная документация). Детализированный отчет системы спутниковой навигации должен отражать: информацию о нахождении транспортного средства в месте сбора и накопления твердых коммунальных отходов с указанием времени, даты, адреса, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов. Транспортирование ТКО осуществляется только при включенной аппаратуре спутниковой навигации.
Приемка оказанных услуг осуществляется Региональным оператором после поступления документов, указанных в п.3.9 настоящего контракта, до 20 числа месяца, следующего за расчетным. В случае, если Исполнитель предоставил документы, указанные в п.3.9 настоящего контракта, с нарушением установленного срока, то срок приемки оказанных услуг может быть продлен на количество дней просрочки предоставления документов, при этом Региональный оператор не обязан уведомлять Исполнителя о продлении срока приемки оказанных услуг. При приемке результатов оказанных услуг Региональный оператор проводит экспертизу соответствия результатов оказанных услуг требованиям, установленным настоящим контрактом. Приемка оказанных услуг осуществляется только при наличии в Акте приемки-сдачи оказанных услуг соответствующей отметки полигона (с места приема и передачи ТКО), подтверждающей принятое им количество тонн ТКО, указанное в Акте приемки-сдачи оказанных услуг. После проведения проверки и при отсутствии обоснованных претензий к оказанным услугам Региональный оператор подписывает Акт приемкисдачи оказанных услуг, со дня подписания которого услуги считаются принятыми Региональным оператором.
При наличии у Регионального оператора при приемке услуг обоснованных претензий к оказанным услугам, он обязан заявить об этом Исполнителю письменно, не позднее срока, установленного для приемки услуг. При обоснованных претензиях к оказанным услугам Исполнитель, в случае если недостатки могут быть устранены, устраняет их в согласованный Сторонами срок, но не более 5 (пяти) рабочих дней, и повторно направляет Региональному оператору Акт сдачи - приемки оказанных услуг. В случае если Исполнитель не может подтвердить объем перевезенного ТКО, Региональный оператор имеет право отказаться от приемки оказанных услуг и принять лишь тот объем оказанных услуг, к которому не было претензий.
Пунктами 4.6 и 4.9 контракта определено, что стороны производят коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с "Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Региональный оператор производит оплату по настоящему контракту Исполнителю за фактически оказанные услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствующем расчетном периоде российскими рублями по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на счет Исполнителя платежным поручением в течение 30 календарных дней с даты подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг без замечаний Регионального оператора при предоставлении Исполнителем отчетной документации.
В спорный период истцом были предъявлены к оплате следующие суммы за оказанные услуг исходя из объема вывезенного ТКО, из которых принято и оплачено (как при первоначальном предъявлении к оплате, так и произведено в последующем частичное принятие дополнительных объемов):
сентябрь 2020 г. - сдан объем 11 036,95 куб.м на сумму 11 588 797,50 рублей, принят и оплачен объем 9 392,47 куб.м на сумму 9 862 0963,50 рублей, не принят объем 1644,48 куб.м. на сумму 1 726 704 рубля;
октябрь 2020 г. - сдан объем 10 994,09 куб.м на сумму 11 543 794,50 рублей, принят и оплачен объем 8755,61 куб.м на сумму 9 193 390,50 рублей, не принят объем 2238,48 куб.м. на сумму 2 350 404 рубля,
ноябрь 2020 г. - сдан объем 10 424,61 куб.м на сумму 10 945 840,50 рублей, принят и оплачен объем 8822,77 куб.м на сумму 9 263 908,50 рублей, не принят объем 1601,84 рубля на сумму 1 681 932 рубля,
декабрь 2020 г. - сдан объем 10 660,30 куб.м на сумму 11 193 315 рублей, принят и оплачен объем 8578,99 куб.м на сумму 9 007 939,50 рублей, не принят объем 2081,31 куб. на сумму 2 185 375,50 рублей,
январь 2021 г. - сдан объем 10 555,60 куб.м на сумму 11 083 380 рублей, принят и оплачен объем 8090,44 куб.м на сумму 8 494 962 рубля, не принят объем 2465,16 куб.м. на сумму 2 588 418 рублей;
июль 2021 г. - сдан объем 1255,32 тн на сумму 8 966 562,46 рублей, принят и оплачен объем 1013,36 тн на сумму 7 238 278,48 рублей, не принят объем 241,78 тн на сумму 1 728 283,98 рублей;
август 2021 г. - сдан объем 1267,36 тн на сумму 9 052 562,38 рублей, принят и оплачен объем 877,58 тн на сумму 6 268 422,30 рублей, не принят объем 389,78 тн на сумму 2 784 140,08 рублей,
всего не принято оказание услуг в количестве 10 031,27 куб.м (за сентябрь 2020 по январь 2021) и 631,74 тн (июль, август 2021) на общую сумму 15 045 257,56 рублей.
Кроме того, истцом предъявлено и ответчиком принято без разногласий оказание услуг в марте и апреле 2021, однако оплата произведена частично:
Март 2021: приняты объемы 10 079,50 куб.м. на сумму 10 583 475 рублей, оплачено 147 624,30 рублей, недоплата составила 10 435 850,70 рублей;
Апрель 2021: приняты объемы 9127,94 куб.м на сумму 9 584 337 рублей, оплачено 3 000 000 рублей, недоплата составила 6 584 337 рублей, Всего недоплачено по принятым объемам 17 020 187,70 рублей.
В акте сверки взаиморасчетов данные суммы недоплаты ответчиком отражены как штрафные санкции, выставленные на общую сумму 22 031 017,47 рублей.
В соответствии с пунктом 8.11 Контракта, заключенного между сторонами, Региональный оператор имеет право в случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту, включая просрочку исполнения обязательств, предварительно направив Исполнителю претензию (требование) об уплате неустойки (штрафов, пеней), предусмотренной контрактом, без согласия Исполнителя, по своему выбору удержать сумму неустойки (штрафа, пени) при расчете по контракту и (или) из денежных средств, внесенных Исполнителем в качестве обеспечения исполнения контракта.
Пунктами 8.8 и 8.9 контракта предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно). (п.п. "г" п.8.9).
Как указал ответчик в своих пояснениях от 30.08.2023, вышеуказанные суммы штрафов были ими удержаны из оплаты оказанных истцом услуг на основании актов о допущенных последним нарушений в виде фактической невыгрузки некоторых контейнеров, нарушении графика вывоза ТКО, а именно:
1) 04.03.2021 года по адресу: с. Некрасовка, ул. Клубная, 6 - из 3 контейнеров не произвели выгрузку 2 контейнеров, нарушение графика вывоза ТКО - 3 раза в неделю вторник, четверг, суббота, о чем составлен акт N 4 от 04.03.2023, истцу предъявлена претензия от 17.03.2021 N 730/03/21, а также направлено уведомление об удержании сумм штрафа от 27.04.2021 N 1328-04/21;
2) 04.03.2021 по адресу: с.Некрасовка, ул.Лесная, 7 - их 3 контейнеров не произвели выгрузку 3 контейнеров, нарушен график вывоза ТКО - 3 раза в неделю вторник, четверг, суббота, о чем составлены акты N 1 от 04.03.2021 (как основание для предъявления претензии) и N 6 от 06.03.2023, выставлена претензия от 17.03.2012 и уведомление об удержании штрафа от 27.04.2021 N 1329-04/21
3) 06.03,2021 года по адресу: с. Некрасовка, ул. Октябрьская, 16 - не произведен вывоз КГМ 0,3 м3 (заявка М 445 от 04.03,2021), из 4 контейнеров не произвели выгрузку 1 контейнера нарушение графика вывоза ТКО - 3 раза в неделю вторник, четверг, суббота, о чем составлен акт N 6 от 06.03.2023 года, истцу предъявлена претензия от 17.03.2021 N 712/03/21 и направлено уведомление об удержании штрафа от 27.04.2021 N 1330-04/21;
4) 04.03.2021 года по адресу: с. Некрасовка, ул. Рыбацкая, 1 - из 5 контейнеров не произвели выгрузку 1 контейнера, нарушение графика вывоза ТКО - 3 раза в неделю вторник, четверг, суббота, о чем составлены акт N 4 от 04.03.2023 года (как основание для предъявления претензии) и акт N 7 от 06.03.2023 года, истцу выставлена претензия от 17.03.2021 N 718/03/21, а также направлено уведомление об удержании штрафа от 27.04.2021 N 1331-04/21;
5) 04.03.2021 года по адресу: с. Некрасовка, ул. Чайки, 1 - из 2 контейнеров не произвели выгрузку 2 контейнеров, нарушение графика вывоза ТКО - 3 раза в неделю вторник, четверг, суббота, о чем составлен акт N 2 от 04.03.2023 года, направлены претензия от 17.03.2021 N 732/03/21 и уведомление об удержании от 27.04.2021 N 1332-04/21;
6) 04.03.2021 года по адресу: с. Некрасовка, ул. Школьная, 6 - из 3 контейнеров не произвели выгрузку 2 контейнеров, нарушение графика вывоза ТКО - 3 раза в неделю вторник, четверг, суббота, о чем составлен акт N 3 от 04.03.2023 года, выставлена претензия от 17.03.2021 N 717/03/21 и направлено уведомление об удержании от 27.04.2021 N 1338-04/21;
7) 06.03.2021 года по адресу: с. Некрасовка, ул. Школьная, 6 - не произведен вывоз КГМ 1,5 м3 (заявка М 445 от 04.03.2021), из 3 контейнеров не произвели выгрузку 1 контейнера нарушение графика вывоза ТКО - 3 раза в неделю вторник, четверг, суббота, о чем составлен акт N 5 от 06.03.2023 года, выставлена претензия от 17.03.2021 N 708/03/21 и направлено уведомление об удержании от 27.04.2021 N 1337- 04/21;
8) 04.03.2021 года по адресу: с. Некрасовка, ул. Рыбацкая, 19 - из 2 контейнеров не произвели выгрузку 2 контейнеров, нарушение графика вывоза ТКО - 3 раза в неделю вторник, четверг, суббота, о чем составлен акты N 3 от 04.03.2023 года (основание для предъявления претензии) и N 7 от 06.03.2023 года, выставлена претензия от 17.03.2021 N 733/03/21 и направлено уведомление об удержании от 27.04.2021 N 1335-04/21;
9) 04.03,2021 года по адресу: с. Некрасовка, ул. Чайки, 7 - из 3 контейнеров не произвели выгрузку 3 контейнеров, нарушение графика вывоза ТКО - 3 раза в неделю вторник, четверг, суббота, о чем составлен акт N 2 от 04.03.2023 года, выставлена претензия от 17.03.2021 N 734/03/21 и направлено уведомление об удержании от 27.04.2021 N 1336-04/21.
По каждому из этих случаев ответчик начислил штраф в размере 2 002 819 рублей (за 1 случай: 0,5% от цены контракта), всего в размере 18 025 377,96 рублей, из которых удержал только спорные суммы 17 020 187,70 рублей.
Не соглашаясь с начислением и удержанием данных штрафов, истцом указано на отсутствие их вины в данных нарушениях, поскольку невыгрузка контейнеров и неподъезд к контейнерным площадкам был связан с погодными условиями, наличием значительной заснеженности данной территории, отсутствие выполнение управляющей компанией ее обязанности по расчистке контейнерных площадок, а также вменение им в виду невывоза крупногабаритного мусора, тогда как вывоз такого вида мусора не входит в их обязанность, так как он не относится к ТКО и не может быть как загружен в контейнер, так и вывезен с помощью специальной техники, а их вывоз должна обеспечивать управляющая компания.
Признавая обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг, судебная коллегия руководствовалась следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Проанализировав сложившиеся между сторонами отношения, суд первой инстанции обоснованно квалифицировал их как правоотношения из договора на возмездное оказание услуг, к которым подлежат применению положения главы 39 ГК РФ.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу части 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком факт оказания услуг на сумму 17 020 187,70 рублей. Ответчик полагает, что обязанность им исполнена в результате удержания денежных средств в счет исполнения встречного обязательства истца по оплате начисленных штрафов.
Таким образом, спорным по настоящему делу является обоснованность начисления заказчиком штрафов на основании пунктов 8.8 и 8.9 контракта.
В соответствии с пунктом 8.16 контракта исполнитель освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Как следует из материалов дела, истец сразу же по получении уведомлений ответчика о выявлении обстоятельств неисполнения обязательств по вывозу ТКО направлял возражения о том, что невыгрузка контейнеров и неподъезд к контейнерным площадкам был связан с погодными условиями, наличием значительной заснеженности данной территории, отсутствие выполнение управляющей компанией ее обязанности по расчистке контейнерных площадок, а также вменение им в виду невывоза крупногабаритного мусора, тогда как вывоз такого вида мусора не входит в их обязанность, так как он не относится к ТКО и не может быть как загружен в контейнер, так и вывезен с помощью специальной техники, а их вывоз должна обеспечивать управляющая компания.
В пункте 1 статьи 401 ГК РФ указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Согласно пункту 2 названной статьи отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Суд первой инстанции, правомерно пришел к выводу о том, что в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего в спорный период), Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290).
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, согласно пункту 14 Правил N 1156 обращения с ТКО лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
В свою очередь, в пункте 13 типового договора (Приложение к Правилам обращения ТКО) указано, что потребитель, в частности, обязан: а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами; д) не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов.
Согласно статьям 65, 67, 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Стороны в соответствии со статьями 8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Доказательств надлежащего содержания мест сбора ТКО и наличия у истца возможности надлежащим образом осуществить вывоз данных отходов в материалы дела не представлено.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно придя к выводу о том, что истец как непосредственный исполнитель услуг по вывозу ТКО, не может отвечать за неисполнение обязательств по содержанию владельцами (в данном случае - управляющими компаниями) мест накопления ТКО, признав неправомерность начисления штрафов, удовлетворил исковые требования в данной части в заявленном размере.
Довод апеллянта о начислении штрафов в соответствии с требованиями законодательства и условиями контракта судебной коллегией не принимается, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Относительно разногласий по объемам (тоннажам) ТКО суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Судебная коллегия поддерживает вывод суда о том, что само по себе, наличие или отсутствие сведений о движении транспортных средств по системе спутникового движения "ГЛОНАСС" не является основанием для исключения объемов фактически оказанных услуг по договору, поскольку указанная система не отражает информации, являющейся существенной по договору, а именно объем и количество транспортированных ТКО в определенный промежуток времени в места накопления.
Объем вывоза ТКО истцом в июле и августе 2021 года подтвержден материалами дела, как и подтвержден в отношении других месяцев, по которым объем ТКО сдавался истцом в кубических метрах, а по весу.
Так, из материалов дела следует, что до ноября 2020 года, объект средствами измерения массы твердых коммунальных отходов оборудован не был, в связи с чем коммерческий учет ТКО осуществлялся исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов.
С ноября 2020 года, объект оборудован автомобильными весами и расчеты с АО "Управление по обращению с отходами" производились по фактически принятому объему в тоннах: Ноябрь 2020 год - 860.712 тонн, Декабрь 2020 год - 988.190 тонн, Январь 2021 год - 957.440 тонн, Июль 2021 год - 1255.320 тонн, Август 2021 год - 1267.360 тонн.
Региональный оператор обязан вести учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505.
В сентябре 2020 года объем сданного на полигон ТКО определялся расчетным способом, установленным Постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016 по формуле = Объем кузова, м3 х коэффициент плотности отходов / 2 х количество рейсов х максимальный коэффициент сжатия, и данным путем определен объем сданного им ТКО в количестве 11 037,000 куб.м, что определено как соответствующее 1059,005 тонн.
В октябре 2021 года аналогично был принят ТКО в объеме 10994,500 куб.м., что определено как 1115,490 тонн.
Объемы сданного на полигон ТКО в остальные месяцы (ноябрь, декабрь 2020, январь 2021) определялись владельцем полигона по весу с помощью взвешивания.
Довод апеллянта о том, что расчеты с ООО "Альтаир" производятся за тонну, а с истцом за метр кубический, в связи с чем принятые и оплаченные объемы оказанных услуг у ООО "Альтаир" не могут свидетельствовать в пользу истца, подтверждая объем оказанных истцом услуг судебной коллегией отклоняется, поскольку как установлено судом, ответчик принял и оплатил услуги полигона по принятию всего ТКО, вывезенного на полигон истцом, то, соответственно, ответчик признал факт поступления данного объема отходов на полигон, что свидетельствует о фактическом выполнении истцом работ в том размере, который им предъявлен ответчику на оплату.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании недополученных сумм оплаты за фактически оказанные услуги в размере 15 045 257,56 рублей.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
По результатам рассмотрения дела судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.12.2023 по делу N А59-2126/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2126/2023
Истец: ООО "САХАЛИНСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ"
Ответчик: АО "УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ОХИНСКИЙ", ООО "Альтаир"