г. Самара |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А55-26851/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Филиала N 5 ГУ - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2022 года (резолютивная часть решения от 07.11.2022) по делу N А55-26851/2022 (судья Матюхина Т.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению АО "Железнодорожная торговая компания", в лице Самарского филиала АО "Железнодорожная торговая компания", 443041, г.Самара, ул. Буянова, д. 13,
к Филиалу N 5 ГУ - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, 443041, г.Самара, ул. Арцыбушевская, 42,
о признании недействительным Решения Филиала N 5 ГУ - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.08.2022 N 174 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в части непредоставления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, с требованием оплаты штрафа в размере 3 565,64 руб.,
УСТАНОВИЛ:
АО "Железнодорожная торговая компания", в лице Самарского филиала АО "Железнодорожная торговая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Филиала N 5 ГУ - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо) от 18.08.2022 N 174 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в части непредоставления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, с требованием оплаты штрафа в размере 3 565,64 руб., а также взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии с гл. 29 АПК РФ заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2022 года (резолютивная часть решения от 07.11.2022) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным и отменено Решение Филиала N 5 ГУ - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.08.2022 N 174 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2022 года (резолютивная часть решения от 07.11.2022) по делу N А55-26851/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки Фондом выявлено нарушение статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; непредставление страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленным настоящим Федеральным законом (расчет за 4 квартал 2021).
Нарушения зафиксированы в акте от 12.07.2022 N 174.
Решением о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 18.08.2022 N 174 АО "Железнодорожная торговая компания", в лице Самарского филиала АО "Железнодорожная торговая компания" привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 26.30 ФЗ от 24.07.1998 N125 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Не согласившись с данными нарушениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 1 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ), указанный нормативный правовой акт устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Пункт 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ определяет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как самостоятельный вид социального страхования.
Подпунктами 17, 19 пункта 2 статьи 17 данного Закона на страхователя возложены обязанности вести учет начисления и перечисления страховых взносов, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным (при этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
Пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ (в редакции, действовавшей с рассматриваемый период) предусмотрено, что Страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам:
на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ непредставление страхователем предусмотренного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Как следует из материалов дела, АО "Железнодорожная торговая компания", в лице Самарского филиала АО "Железнодорожная торговая компания" состоит на учете в Филиале N 5 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Филиал N 5 ГУ - Самарского регионального отделения ФСС РФ) по месту нахождения обособленного подразделения - Самарского филиала АО "Железнодорожная торговая компания".
Регистрационный номер страхователя по месту нахождения головной организации - 7702014997, регистрационный номер страхователя по месту нахождения указанного обособленного подразделения - 6305017368.
14.01.2022 плательщик страховых взносов - Самарский филиал АО "Железнодорожная торговая компания" в установленный срок направил в Фонд социального страхования расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении филиала за 4 квартал 2021 через автоматизированную Систему "Контур-Экстерн".
При загрузке отчета по форме 4-ФСС в Систему и при переходе к его редактированию, Система автоматически заменила регистрационный номер филиала (6305017368) на регистрационный номер головной организации АО "Железнодорожная торговая компания" (7702014997). В результате чего отчет поступил в ФСС РФ вместо Филиала N 5 ГУ - Самарского региональное отделение ФСС РФ.
Факт направления страхователем 14.01.2022 сведений не оспаривается Фондом и подтверждается материалами дела.
Между тем, в расчете в качестве регистрационного номера страхователя страхователь указал регистрационный номер головной организации - 7702014997 (г. Москва), а не регистрационный номер по месту нахождения филиала.
При этом файл отчета прошел все этапы внутреннего контроля системы и не получил отрицательных результатов на соответствие требованиям, предъявляемых к расчету в электронном виде 14.01.2022 плательщик страховых взносов - Самарский филиал АО "Железнодорожная торговая компания" самостоятельно выявив ошибку в регистрационном номере повторно направил в электронном виде расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам с номером корректировки 0 по форме 4-ФСС за 4 квартал 2021 с регистрационным номером страхователя 6305017368, сделано это было за пределами срока направления отчетности, предусмотренного Законом N 125-ФЗ.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования" (далее - Приказ N 19) утверждена Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (далее - Технология).
Согласно положениям пункта 4.5 Технологии, после поступления файла расчета страхователя на шлюз приема расчетов в сети "Интернет" проводятся следующие этапы контроля: проверка формата наименования и размера файла расчета в электронном виде; расшифровка и проверка ЭП страхователя; проверка соответствия структуры файла расчета утвержденному формату; проверка соответствия контрольных соотношений показателей логического контроля.
В результате обработки файла расчета формируется соответствующий протокол проверки, квитанция о получении расчета или квитанция о получении расчета с ошибками.
Согласно пункту 4.6 Технологии датой и временем получения расчета считаются соответственно дата и время (по шлюзу приема расчетов) создания квитанции о приеме расчета, которая формируется в случае успешного прохождения проверок, описанных в 4.5 настоящей Технологии.
В соответствии с пунктом 4.7 Технологии расчет считается представленным своевременно, если отправленный файл расчета не получил отрицательных результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде, и срок его получения Фондом будет не позднее срока, установленного законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.10 Технологии предусмотрено, что файл расчета, переданный страхователем по телекоммуникационным каналам связи или через должностное лицо, не проходит этапы контроля на шлюзе приема расчетов в сети "Интернет" и не принимается Фондом в следующих случаях:
- файл расчета не соответствует формату наименования и размера файла расчета в электронном виде;
- отсутствует или не соответствует требованиям по совместимости к процедурам формирования ЭП, встраивания ЭП в документ и шифрования;
- на момент проверки ЭП сертификат ключа подписи страхователя (уполномоченного представителя) утратил силу (не действует, находится в списке отозванных сертификатов ключей подписи, выдан УЦ, не прошедшим аккредитацию);
- файл расчета подписан ЭП лица, не имеющего право на подписание данного расчета;
- файл расчета не соответствует структуре утвержденного формата.
То есть, перечень случаев, в которых файл расчета не проходит этапы контроля на шлюзе приема расчетов в сети "Интернет", является исчерпывающим.
При повторной отправке файла расчета одного и того же страхователя за один и тот же отчетный период последующие расчеты страхователя будут считаться корректирующим.
Датой и временем получения расчета Фондом в данном случае будет считаться дата и время, указанное в первой квитанции о приеме расчета или квитанции о приеме расчета с ошибками, в рамках сроков предоставления расчетов в соответствии с Законом N 125-ФЗ (пункт 4.8 Технологии).
Судом установлено, что первоначально представленные Истцом расчеты успешно прошли этапы контроля. Обратное не доказано Фондом в ходе рассмотрения настоящего дела.
Наличие неверного регистрационного номера страхователя в первоначально представленных расчетах, само по себе не является основанием считать его не представленным в установленный срок.
При этом все остальные идентифицирующие сведения (ИНН, ОГРН, наименование страхователя) указаны верно.
Таким образом, Фонд имел возможность определить, что представленный расчет касается именно Предприятия, так как в расчете имелось прямое указание на данного страхователя и содержались реквизиты, позволяющие Фонду однозначно установить представление расчета непосредственно заявителем.
Помимо прочего, судом принято во внимание то, что диспозиция пункта 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ не предусматривает наличие такого основания для привлечения к ответственности, как наличие ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Объективную сторону деяния, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ, составляет нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд пришел к верному выводу о том, что решение Государственного учреждения - Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 5 решение от 18.08.2022 N 174 не основано на законе.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы Фонда подлежат отклонению.
В силу пункта 1 статьи 26.22 Закона N 125-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) страхователя или банка (иной кредитной организации), за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В установленных и изложенных судом обстоятельствах, оснований для вывода о совершении Обществом виновного противоправного деяния, не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.08.2022 по делу N А45-35135/2021.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2022 года (резолютивная часть решения от 07.11.2022) по делу N А55-26851/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26851/2022
Истец: АО "Железнодорожная торговая компания" в лице Самарского филиала "Железнодорожная торговая компания"
Ответчик: ГУ Филиал N5 - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20988/2022