г. Хабаровск |
|
22 февраля 2023 г. |
А73-9783/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Воронцова А.И., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" Минздрава Хабаровского края - Позднякова Ю.В., представитель по доверенности от 05.10.2022;
от УФСИН России по Хабаровскому краю - Жадик А.И., представитель по доверенности от 07.07.2020 N 27/ТО/20-145;
от ФКУЗ "МСЧ N 27 ФСИН России" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю
на решение от 05.12.2022
по делу N А73-9783/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" Министерства здравоохранения Хабаровского края
к управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 27 Федеральной службы исполнения наказаний"
о взыскании 39 039 руб.
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701195329, ИНН 2723015436, далее - КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" Минздрава Хабаровского края, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 27 Федеральной службы исполнения наказаний" (ОГРН 1032700296958, ИНН 2721091368, далее - ФКУЗ "МСЧ N 27 ФСИН России") о взыскании 39 039 руб.
Определением суда от 08.09.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю).
С учетом уточнения в судебном заседании 21.11.2022 требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец просил взыскать плату за оказанную медицинскую помощь в сумме 27 327,30 руб., исключив из расчета исковых требований стоимость услуг в размере 11 711,70 руб., оказанных Матинян С.Н. и Ишова Е.А., не являющимся, по сведениям УФСИН России по Хабаровскому краю, сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Решением суда от 05.12.2022 исковые требования удовлетворены в заявленной сумме (с учетом уточнения).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФСИН России по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывается на не соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора; неправомерное отнесение на заявителя судебных расходов; не направление для подписания и оплаты документов (договора на оказание медицинских услуг, счетов-фактур) в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911; на то, что финансовое обеспечение, в том числе скорой специализированной медицинской помощи не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам осуществляется за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета со ссылкой на постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2020 N 587-пр, а также на пункт 4 названных выше Правил, предусматривающий, что взаиморасчеты за оказание скорой медицинской помощи не производятся. С учетом изложенного считает взыскание с УФСИН России по Хабаровскому краю стоимости оказанных медицинских услуг незаконным.
КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" Минздрава Хабаровского края в отзыве на жалобу мотивированно возражает против изложенных в ней доводов, считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в период с 01.01.2021 по 30.09.2021 истцом оказана экстренная и неотложная помощь выездными бригадами скорой медицинской помощи на сумму 39 039 руб. сотрудникам уголовно-исполнительной системы: Носиковой М.А. - 04.02.2021, Ештакину А.Э. - 08.03.2021, Ефременко А.В. - 12.04.2021, Алиеву Т.Г. - 28.05.2021, Матиняну С.Н. - 20.06.2021, Юрченко А.С. - 13.07.2021, Ишовой Е.А. - 14.07.2021, 21.07.2021, Муллаяновой Е.Ю. - 16.08.2021, Лиманец Е.А. - 19.09.2021. Оказание медицинской помощи подтверждается контрольными талонами.
Истцом в адрес ФКУЗ "МСЧ N 27 ФСИН России" направлено письмо от 12.11.2021 N 2462 с просьбой об оплате оказанной медицинской помощи, в ответе от 19.11.2021 на которое последнее со ссылкой на пункт 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911, сообщило, что взаиморасчеты за оказание скорой медицинской помощи не производятся.
Указанные обстоятельства послужили основанием истцу для обращения с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается бесплатно.
Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в оказании медицинской помощи не допускается (статья 11 Федерального закона N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, возмещения расходов на ее оказание, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи, в том числе сотрудникам уголовно-исполнительной системы (далее - Правила).
Согласно пункту 2 указанных Правил, расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи возмещаются сотрудникам территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) сотрудники, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в организации здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 4 Правил скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, беспрепятственно и бесплатно всеми организациями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания). Проведение взаиморасчетов осуществляется с момента, когда устранена непосредственная угроза жизни больного, здоровью окружающих и возможна транспортировка больного.
В письме Министерства здравоохранения РФ от 11.10.2019 N 14-3/и/2-9434 также разъяснено, что в соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911, взаиморасчеты между федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) и медицинскими организациями за оказание скорой медицинской помощи не производятся. После устранения непосредственной угрозы жизни пациента и здоровья окружающих расходы медицинских организаций, связанные с оказанием медицинской помощи возмещаются, в том числе территориальным органом соответствующего федерального округа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям организацией здравоохранения, не заключившей договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального органа государственной власти) (пункт 5 Правил).
Организация здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи (федерального органа государственной власти) (пункт 6 Правил).
Как правильно указал суд, из приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что оказание организацией здравоохранения военнослужащим и сотрудникам медицинской помощи может осуществляться как на основании заключенного с территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового. При этом отсутствие заключенного договора с медицинской организацией и счетов, что имело место в рассматриваемой ситуации, не является основанием для освобождения от возмещения расходов медицинских организаций, связанных с оказанием медицинской помощи.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, установив факт оказания истцом в спорный период скорой медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в отсутствие доказательств погашения образовавшейся задолженности, проверив расчет стоимости оказанных медицинских услуг, который произведен истцом по тарифу в размере 3 903,90 руб., установленному Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.06.2019 N 228-пр "О внесении изменений в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", суд пришел к обоснованному выводу о правомерности исковых требований о взыскании с УФСИН России по Хабаровскому краю стоимости оказанных медицинских услуг в сумме 27 327,30 руб.
Суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы жалобы о не соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора и о неправомерном отнесении на заявителя судебных расходов, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как первый - был предметом рассмотрения суда первой инстанции и признан ошибочным, второй, поскольку с учетом результата рассмотрения спора уплаченная истцом государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию в его пользу непосредственно с государственного органа, как проигравшей стороны по делу.
Ссылка заявителя жалобы на постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2020 N 587-пр "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" также рассматривалась судом первой инстанции и отклонена в силу того, что действие программы распространяется на категорию граждан, к которым сотрудники уголовно-исполнительной системы не относятся.
Таким образом, доводы жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.12.2022 по делу N А73-9783/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9783/2022
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Г. ХАБАРОВСКА" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Управление федеральной службы исполнения наказаний по Хабарвоскому краю, УФСИН по Хабарвоскому краю, ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 27 ФСИН"