21 февраля 2023 г. |
Дело N А83-14381/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 21 февраля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Вахитова Р.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Колбасовой К.И., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.10.2022 по делу N А83-14381/2022, принятое по результатам рассмотрения
искового заявления УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к ООО "СУПЕР ЛАКИ", в котором просит суд взыскать с ответчика в пользу истца пени в размере 122 937,01 рублей за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 04.03.2021 N 2121320100152001751000013/01751000013210000030001.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано. Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что обязанностью Истца является списание неустойки в соответствии с правилами, установленными в Постановлении Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
Не согласившись с законностью указанного решения, истец подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указывает, что государственный контракт, по которому Истцом осуществляется взыскание пени, заключен 04.03.2021 и был исполнен Ответчиком в полном объеме 21.12.2021, вместе с тем Правила списания от 04.07.2018 N 783 предусматривают списание только по исполненным обязательствам в полном объеме в 2015, 2016 или 2020 году (подпункт "а" пункта 5 Правил). Таким образом, считает, что по указанному делу Правила списания от 04.07.2018 N 783 не применимы.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 10.01.2023, которое было отложено на 14.02.2023.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, явку представителей не обеспечили. От УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания путем направления им посредством почтовой связи копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству и размещения текста указанного определения и определения об отложении судебного разбирательства на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/), в соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в нем.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ. Оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено, при этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Между УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю и ООО "СУПЕР ЛАКИ" по итогам электронного аукциона заключен государственный контракт N 2121320100152001751000013/ 01751000013210000030001 от 04.03.2021, согласно которому Головной исполнитель обязуется передать в собственность продукты питания (мясо птицы сельскохозяйственной замороженное) в рамках государственного оборонного заказа (далее - Товар) Государственному заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (п. 1.1).
В соответствии с п. 2.1 Контракта его цена составляет 5 025 600,00 рублей.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта, товар поставляется Получателям партиями согласно Графику (этапам) поставки (Приложение N 4 к настоящему Контракту) и в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется настоящим Контрактом. Головной исполнитель имеет право исполнить обязательство или его часть досрочно по письменному согласованию с Государственным заказчиком.
В силу п. 4.1.1 Контракта, головной исполнитель обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Приложением N 4 к Контракту стороны согласовали график поставки, согласно которому сроки поставок установлены в течение 10 календарных дней с момента заключения контракта (т.е. не позднее 13.03.2021), с 01.06.2021 по 15.06.2021, с 15.08.2021 по 30.08.2021, с 15.10.2021 по 30.10.2021.
Однако, согласно товарным накладным товар был поставлен с нарушением срока его поставки, а именно:
- по товарной накладной N 357 от 23.03.21 товар поставлен 26.03.2021 (срок поставки - не позднее 13.03.2022);
- по товарной накладной N 356 от 23.03.21 товар поставлен 30.03.2021 (срок поставки - не позднее 13.03.2022);
- по товарной накладной N 355 от 23.03.21 товар поставлен 11.05.2021 (срок поставки - не позднее 13.03.2022);
- по товарной накладной N 1750 от 25.06.21 товар поставлен 28.07.2021 (срок поставки - с 01.06.2021 по 15.06.2021);
- по товарной накладной N 1749 от 25.06.21 товар поставлен 25.06.2021 (срок поставки - с 01.06.2021 по 15.06.2021);
- по товарной накладной N 1807 от 28.06.21 товар поставлен 21.09.2021 (срок поставки - с 01.06.2021 по 15.06.2021);
- по товарной накладной N 4878 от 29.10.21 товар поставлен 29.10.2021 (срок поставки - с 15.08.2021 по 30.08.2021);
- по товарной накладной N 3442 от 13.09.21 товар поставлен 13.09.2021 (срок поставки - с 15.08.2021 по 30.08.2021);
- по товарной накладной N 5113 от 09.11.21 товар поставлен 03.12.2021 (срок поставки - с 15.08.2021 по 30.08.2021);
- по товарной накладной N 5672 от 24.11.21 товар поставлен 24.11.2021 (срок поставки - с 15.10.2021 по 30.10.2021);
- по товарной накладной N 5745 от 25.11.21 товар поставлен 25.11.2021 (срок поставки - с 15.10.2021 по 30.10.2021);
- по товарной накладной N 6019 от 03.12.21 товар поставлен 21.12.2021 (срок поставки - с 15.10.2021 по 30.10.2021).
Указанный товар был принят и оплачен истцом платежными поручениями от 14.12.2021 N 255662, от 14.12.2021 N 255663, от 15.12.2021 N 275723, от 15.12.2021 N 275724, от 23.12.2021 N 410249, от 19.04.2021 N 447241, от 13.05.2021 N 673837, от 15.07.2021 N 455643, от 11.08.2021 N 716272,от 27.10.2021 N 615139, от 02.11.2021 N 699543.
Обществом не оспаривается факт нарушения срока поставки товара, при этом истец подтверждает полное исполнение ответчиком условий Контракта в части объёмов поставки оплаченного товара. Единственным нарушением условий Контракта является просрочка в исполнении обязательств.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу части 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы (части 2, 3 статьи 525 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу частей 5, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7.4 контракта, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Головным исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается настоящим Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом и фактически исполненных Головным исполнителем.
Согласно расчету истца, предоставленного в материалы дела, сумма пеней по спорным накладным составила 122 937,01 руб.
Однако следует учесть, что в части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ закреплено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (ред. от 23.03.2022) "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783).
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 783 определено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта.
В данном случае, обязательства по Контракту выполнены в полном объеме, что не оспаривалось истцом, размер начисленной неустойки (122 937,01 рублей) не превышает 5% цены контракта (5 025 600,00 рублей).
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом 28.06.2017, указал, что списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
При этом в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом 28.06.2017, разъяснено, что несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N А40-179525/2017 от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
С учетом положений части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ к контрактам, исполненным в 2021 году, также подлежат применению Правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 о списании неустоек.
Так как начисленная неустойка подлежит списанию в силу Закона, иск о взыскании неустойки не может быть удовлетворен, на что правомерно указал суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 октября 2022 года (резолютивная часть от 26 сентября 2022 года) по делу N А83-14381/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Р.С. Вахитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-14381/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЮ
Ответчик: ООО "СУПЕР ЛАКИ"