г. Ессентуки |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А63-2498/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., с использованием видео-конференцсвязи Арбитражного суда Ставропольского края, при участии представителя Администрации города Ставрополя - Ананьевой В.С. (доверенность N 01/1-21-3 от 24.01.2023), представителя Управления Росреестра по СК - Ластовской Ю.А. (доверенность N 12 от 09.01.2023), в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2022 по делу N А63-2498/2022 (судья Керимова М.А.) по заявлению Администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901, ИНН 2636019748) к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737, ИНН 2634063830), к обществу с ограниченной ответственностью "АССА+" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601981907, ИНН 2634043833) о признании незаконными действий Управления Росреестра по СК, третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601934486, ИНН 2636014845),
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Ставрополя (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Управление Росреестра), обществу с ограниченной ответственностью "АССА+" (далее - ООО "АССА+") с заявлением: о признании незаконными действий Управления Росреестра, выразившихся в осуществлении государственной регистрации права собственности от 23.11.2021 N 26:12:022505:398-26/474/2021-1 за ООО "АССА+" в отношении нежилого здания с кадастровым номером 26:12:022505:398, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, д.7, площадью 1349,3 кв. м; об обязании Управления Росреестра исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации права собственности от 23.11.2021 N 26:12:022505:398-26/474/2021-1 за ООО "АССА+" в отношении нежилого здания с кадастровым номером 26:12:022505:398, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, д.7, площадью 1349,3 кв. м; о восстановлении записи о государственной регистрации права собственности от 21.05.2001 N 26-01/1244/2001-494 за ООО "АССА+" в отношении нежилого помещения здания с кадастровым номером 26:12:000000:3448, с литером Д, площадью 932 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, д.7, площадью 1349,3 кв. м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя.
Решением суда от 17.11.2022 в удовлетворении требований Администрации, отказано. Судебный акт мотивирован тем, что осуществление государственной регистрации права собственности ООО "АССА+" на объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:022505:398 соответствует положениям Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), является обоснованным и разумным. Предъявляя заявленные требования, Администрация фактически оспаривает права ООО "АССА+" на земельный участок, что недопустимо при оспаривании действий государственного органа, в связи с чем заявителем избран ненадлежащий способ защиты права.
Не согласившись с решением суда, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. Считает незаконными действия Управления Росреестра, выразившиеся в государственной регистрации права собственности ООО "АССА+" на здание с кадастровым номером 26:12:022505:398.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От Управления Росреестра поступил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, оспариваемые действия регистрирующим органом совершены в соответствии с положениями действующего законодательства, ООО "АССА+" представлены все необходимые документы. Право собственности ООО "АССА+" на объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:022505:398 возникло на законных основания и подлежало государственной регистрации.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель Управления Росреестра поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО "АССА+" и Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Администрации и Управления Росреестра, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 01.12.1999 между ООО "АССА+" (покупатель) ЗАО "Промвентиляция" (продавец) заключен договор купли-продажи, объектом договора являются: строение N 7 по улице Заводской, литер Д: помещение N 1 площадью 901,2 кв. м., помещение N 2 - 19,4 кв. м.; помещение N 3 - 8,8 кв. м.; помещение N 4 - 1,6 кв. м. На основании договора купли-продажи от 01.12.1999 осуществлена государственная регистрация права собственности ООО "АССА+" на нежилое помещение площадью 932 кв. м с условным номером 26:12:000000:0000:5445/192:1001-1004/Д, литер "Д" (впоследствии с кадастровым номером 26:12:000000:3448), о чем внесена запись в ЕГРН от 21.05.2001 N 26- 01/12-44/2001-494. Совокупная площадь помещений равна площади здания в целом - 932 кв. м.
25.01.2000 ООО "АССА", ЗАО фирма "Промвентиляция", ЗАО "БАСК" обратились в Администрацию с заявлениями о закреплении земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, 7, по фактическому пользованию, с размещенными на нем строениями.
13.04.2000 главой города Ставрополя принято постановление N 1632 о закреплении земельного участка общей площадью 19781 кв. м под производственной базой по улице Заводской, 7 в квартале 512 по фактически сложившимся границам, согласно прилагаемому чертежу, в том числе площадью 931 кв. м (литер "Д"). В соответствии с пунктом 2 постановления земельный участок общей площадью 19781 кв. м перераспределен и передан с определенным порядком пользования, согласно достигнутому соглашению. ЗАО фирме "Промвентиляция" в долгосрочную аренду сроком на 10 лет передан в том числе земельный участок 931 кв. м под цехом по изготовлению мелких металлоконструкций и товаров народного потребления (литер "Д").
МУ "Земельная палата" в соответствии с "Инструкцией по межеванию земель", утвержденной Роскомземом от 12.07.1996, произведено установление и согласование границ земельного участка по улице Заводской, 7 в квартале 512.
16.10.2001 произведена государственная регистрация договора аренды от 01.01.2001 N 1105, заключенного между Администрацией и ООО "АССА+" в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:022505:23, в реестр внесена запись N 26-01/12-44/2001-1275.
19.08.2003 главой города Ставрополя принято постановление N 5251, на основании которого ООО "АССА+" произвело реконструкцию литера Д.
29.12.2008 Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя выдано разрешение N RU26309000-204-Э на ввод объекта площадью 1360,6 кв. м в эксплуатацию.
Объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:022505:398 - здание, площадью 997,9 кв. м, адрес: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Заводская, д. 7 поставлен на государственный кадастровый учет 16.12.2011.
08.08.2019 осуществлена государственная регистрация договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края от 01.07.2019 N 7866, заключенного между Муниципальным образованием город Ставрополь и ООО "АССА+" в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:022505:19.
14.10.2019 осуществлен государственный кадастровый учет изменений сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 26:12:022505:398 на основании технического плана здания от 08.10.2019, подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о местоположении и площади здания вследствие произведенной реконструкции в 2008 году реконструкции, удостоверенной разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2008 N RU 26309000- "204-Э".
В результате осуществления государственного кадастрового учета площадь здания составила 1349,3 кв. м. Здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 26:12:022505:18, 26:12:022505:19, 26:12:022505:23.
11.11.2021 ООО "АССА+" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 26:12:022505:398. В качестве правоустанавливающего документа представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2008 N RU 26309000-"204-Э" с приложением постановления главы администрации города Ставрополя "О разрешении проектирования и строительства складских помещений" от 19.08.2003 N 5251.
23.11.2021 произведена государственная регистрация прекращения права собственности ООО "АССА+" на объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:000000:3448, помещение снято с государственного кадастрового учета. Управлением Росреестра осуществлена государственная регистрация права собственности ООО "АССА+" на объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:022505:398 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2008 от 29.12.2008 N RU 26309000-"204-Э", постановления главы администрации города Ставрополя от 19.08.2003 N 5251, договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования города Ставрополя от 01.07.2019 N 7866 (запись N 26:12:022505:398-26/474/2021-1).
Считая, что государственная регистрация произведена Управлением Росреестра незаконно, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется в следующем порядке: 1) прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 Закона N 218-ФЗ; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; 4) внесение в ЕГРН установленных Законом о регистрации сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав при наличии оснований, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав; 5) выдача документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав, либо после прекращения государственной регистрации прав.
Порядок осуществления государственной регистрации прав регламентирован статьей 29 Закона N 218-ФЗ и пунктом 168 Административного регламента Росреестра по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент).
Согласно п. 215 Административного регламента правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 235 Административного регламента государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы в случае осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании акта органа государственной власти (акта органа местного самоуправления), кроме обстоятельств, указанных в пунктах 221, 222 Административного регламента, проверяет: 1) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к субъектному составу рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости предоставлен на определенном праве лицу, которому в соответствии с законом предусмотрено предоставление такого объекта недвижимости на данном праве; 2) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к объекту рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости в соответствии с законом может быть предоставлен на определенном праве лицу, в отношении которого принят рассматриваемый акт органа государственной власти (органа местного самоуправления); 3) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, условий предоставления объекта недвижимости определенному лицу, то есть проверяет, имел ли место факт проведения определенной, предусмотренной законом процедуры предоставления объекта недвижимости определенному лицу (например, проводились ли торги, была ли осуществлена процедура предварительного согласования места размещения объекта, но при этом не проверяет соблюдение порядка, в том числе сроков проведения такой процедуры).
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение в том числе, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Также, в соответствии с частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию одним из необходимых документов является правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен реконструируемый или созданный застройщиком объект недвижимого имущества.
В качестве правоустанавливающего документа в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 26:12:022505:398 ООО "АССА+" представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 26309000-"204-Э" от 29.12.2008, с приложением постановления главы администрации города Ставрополя Ставропольского края от 19.08.2003 N 5251 "О разрешении проектирования и строительства складских помещений".
При проведении правовой экспертизы представленных документов, Управлением Росреестра установлено отсутствие оснований для приостановления и (или) отказа в государственной регистрации права собственности ООО "АССА+".
В связи с чем, в соответствии с пунктом 238 Административного регламента, по результатам правовой экспертизы государственным регистратором прав Управления Росреестра 23.11.2021 осуществлена государственная регистрация права собственности ООО "АССА+" на объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:022505:398, о чем внесена запись N 26:12:022505:398-26/474/2021-1.
Также 23.11.2021 осуществлена государственная регистрация прекращения права собственности ООО "АССА+" на объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:000000:3448, помещение снято с государственного кадастрового учета.
Довод Администрации о нахождении регистрируемого объекта недвижимости в пределах трех земельных участков не является обстоятельством для вывода о незаконности регистрации права и не нарушает права администрации. Здание с кадастровым номером 26:12:022505:398 литер Д является постройкой 1990-х годов, расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 26:12:022505:18, 26:12:022505:19, 26:12:022505:23, которые образовались в результате деления исходного земельного участка производственной базы ЗАО "Промвентиляция", закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления главы администрации города от 07.10.1992 N 1599, свидетельства о праве собственности от 09.12.1992 N 1549, у которого ООО "АССА+" было приобретено здание. Впоследствии право бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:19 ООО "АССА+" реализовало, получив договор аренды на него. Право пользования земельным участком кадастровым номером 26:12:022505:23 на момент реконструкции возникло на основании договора аренды, право на земельный участок кадастровым номером 26:12:022505:18 перешло к обществу от продавца, поскольку на этом земельном участке находилась исходная часть здания. Таким образом, при осуществлении реконструкции исходного объекта ООО "АССА+" имело правомочия в отношении всех указанных земельных участков, на которых располагается здание, а сама реконструкция, осуществленная в пределах участка с кадастровым номером 26:12:022505:23 (на который у ООО "АССА+" на момент реконструкции имелся договор аренды), была согласована по всем требованиям закона, что подтверждается имеющимися документами и заключением.
Довод Администрации о разнице в площади также не свидетельствует о незаконности регистрации. Согласно справке БТИ от 05.10.2021 N 50-23687 на момент обследования в 2006 году общая площадь здания литр Д, по адресу: СК, г. Ставрополь, ул. Заводская, 7 составила 1360,6 кв. м, из которых производственная площадь, состоящая из основной - 997,9 кв. м и вспомогательной - 66,6 кв. м, а также складская - 296,1 кв. м, что в совокупности составляет 1360,6 кв. м. ООО "АССА+" в 2019 году были проведены кадастровые работы - изготовлен технический план здания от 08.10.2019, с целью обращения с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте капитального строительства. Разница в площади здания, указанной по результатам техинвентаризации БТИ в 2006 и в техническом плане здания от 2019 обусловлена разными способами измерений. Кадастровым инженером обмер площади здания проводился в пределах внутренних поверхностей наружных стен здания, расхождения в площади здания с кадастровым номером 26:12:022505:398 обусловлены характером изменений и расчета площади. Указанное нашло отражение в техническом плане от 08.10.2019.
Довод об отсутствии у ООО "АССА+" на момент регистрации права (договора аренды) на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:23 не свидетельствует о незаконности регистрации, поскольку отсутствие на момент регистрации договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:23 не является основанием к отказу в регистрации права на реконструированный объект. Кроме того, реконструкция объекта произведена в пределах тех же земельных участков на основании разрешительной документации, выданной Администрацией.
Оспариваемые действия Управления Росреестра приняты в строгом соответствии с положениями норм действующего законодательства. Управлением Росреестра при осуществлении государственной регистрации права собственности ООО "АССА+" в полном объеме исполнена обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Осуществление государственной регистрации права собственности ООО "АССА+" на объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:022505:398 соответствует положениям Закона N 218-ФЗ, является обоснованным и разумным.
Признается верным вывод суда первой инстанции о том, что предъявляя данные требования с учетом приведенных доводов, Администрация фактически оспаривает права ООО "АССА+" на земельный участок, вместе с тем, споры о правах на объекты недвижимости не подлежат разрешению в рамках оспаривания действий регистрирующего органа, в связи с чем заявителем избран ненадлежащий способ защиты права.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы Администрации не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2022 по делу N А63-2498/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Жуков Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2498/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВКРАЙИМУЩЕСТВО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, ООО "АССА"