г. Пермь |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А60-43451/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Журавлевой У.В., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Е.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 ноября 2022 года
по делу N А60-43451/2022
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ОГРН 1036602638588, ИНН 6658091960)
о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - ответчик) расходов, понесенных при ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, расположенных по адресам: расположенных по адресам: Свердловская обл., г. Екатеринбург, Октябрьский р-н, вблизи "Поющий родник" (МНР ТКО N 4235); Свердловская обл., г. Екатеринбург, п. Шабровский, между домами N35 и N 29А по ул. Ленина (полоса зеленых насаждений) (МНР ТКО N 4473) сумме 58 114 руб. 58 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы указал, что Министерство является ненадлежащим ответчиком. Считает, что размер фактически понесенных расходов истцом не подтвержден. С выводом суда о наличии свалки по адресу: г. Екатеринбург, п. Шабровский между домами N 35 и 29А по ул. Ленина, заявитель жалобы также не согласен, поскольку разбросанный мусор не подтверждает факта наличия несанкционированной свалки с учетом критериев, установленных законодательством. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в жалобе доводы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, что в адрес истца поступили сведения о принятии мер к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м3, по адресам: Свердловская обл., г. Екатеринбург, Октябрьский р-н, вблизи "Поющий родник" (МНР ТКО N 4235); Свердловская обл., г. Екатеринбург, п. Шабровский, между домами N35 и N 29А по ул. Ленина (полоса зеленых насаждений) (МНР ТКО N 4473).
В ходе проверки указанной информации специалистами ЕМУП "Спецавтобаза" 03.08.2021, 04.08.2020 было установлено, что по вышеуказанным адресам незаконно размещены твердые коммунальные отходы, объем которых превышает 1м3.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил N 1156).
ЕМУП "Спецавтобаза" направило уведомления об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и необходимости его ликвидации в Администрацию Октябрьского района г. Екатеринбурга (N 03-012108 от 24.06.2021); в Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга (N 4473 от 05.08.2020); в Уральское межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (N 03-012108 от 24.06.2021; N 4473 от 05.08.2020); в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (N 03-012108 от 24.06.2021; N 4473 от 05.08.2020).
Поскольку по истечении 30-дневного срока вышеуказанные МНР ТКО Министерством ликвидированы не были, Министерство не заключило с ЕМУП "Спецавтобаза" договоры на оказание услуг по ликвидации выявленных МНР ТКО, ЕМУП "Спецавтобаза" самостоятельно ликвидировало МНР ТКО.
Расходы ЕМУП "Спецавтобаза" по ликвидации вышеуказанных МНР ТКО составили: 46 909 руб. 03 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 4235; 11 205 руб. 55 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 4473.
Всего расходы истца по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО составили 58 114 руб. 58 коп.
Неисполнение ответчиком во внесудебном порядке требований истца послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Проанализировав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик должен нести расходы по ликвидации несанкционированных свалок, и исходил из того, что доказательств, принадлежности земельных участков к муниципальным землям или землям иных лиц ответчиком не представлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Довод жалобы о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, отклоняется на основании следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 2 Закона Свердловской области от 24.11.2014 "О перераспределении полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.
Полномочия по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.
В соответствии с пп. 2 п. 1 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утв. Постановление Правительства Свердловской области от 26.07.2012 N 824-ПП (далее также - Положение), МУГИСО выступает в качестве государственного органа, ответственного за управление государственным имуществом Свердловской области, в том числе земельными участками.
Согласно подп. 5 п. 1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2012 N 824-ПП, Министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург"
На момент обнаружения несанкционированной свалки и ее ликвидации право собственности на земельный участок не разграничено, следовательно, в силу приведенных ранее положений именно ответчик является лицом, уполномоченным на управление земельным ресурсом.
Поскольку исключительно министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, только министерство и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с ТКО, обязанное нести расходы по их содержанию.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик обязан нести расходы по их содержанию, в том числе в правоотношениях по обращению с ТКО.
Довод жалобы о том, что истцом не доказано нахождение МНР ТКО, расположенного по адресу Свердловская обл., г. Екатеринбург, п. Шабровский, между домами N 35 и N 29А по ул. Ленина, отклоняется.
В адрес ЕМУП "Спецавтобаза" от Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга было направлено обращение о необходимости ликвидации свалки, расположенное на территории п. Шабровского на земельном участке в полосе зеленых насаждений между домами N 35 и N 29а (МБДОУ - Детский сад N 578) по ул. Ленина с приложением фотоматериалов.
Актом от 04.08.2020 зафиксировано место несанкционированного размещения ТКО по вышеуказанному адресу, при этом в акте отражен ориентировочный объем отходов - 7 куб. м, что также подтверждено фотоматериалами к акту. В акте о ликвидации места несанкционированного размещения отходов от 24.09.2020 отражен фактический объем вывезенных региональным оператором ТКО.
Выражая несогласие с отраженным в акте региональным оператором объемом вывезенных ТКО, ответчик документальных доказательств иного объема ТКО, находившихся в указанном месте, не представил.
При таких обстоятельствах, довод ответчика о размещении иного объема ТКО отклоняется, как основанный на предположении и не подтвержденный доказательствами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на вышеуказанном участке действительно было размещено МНР ТКО, о чем собственник земельного участка - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, был уведомлен, иного ответчиком не доказано (ст. 65 АПК РФ).
Вопреки доводам жалобы, факт несения истцом расходов подтверждается актами ликвидации МНР ТКО, маршрутными журналами, навигационными отчетами.
Поскольку порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
В соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что стоимость фактически истцом затрат на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов не соответствует цене, которая обычно взимается за аналогичные услуги, ответчиком не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ).
Учитывая, что факт проведения истцом работ по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, доказательств возмещения указанных расходов ответчик не представил, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Таким образом, решение арбитражного суда от 21.11.2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 ноября 2022 года по делу N А60-43451/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
У.В.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43451/2022
Истец: МУП Екатеринбургское "Специализированная автобаза", Ушаков Василий Семёнович
Ответчик: ОСП МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ