г. Москва |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А41-8148/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя индивидуального предпринимателя Залазиной Татьяны Витальевны - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц:
Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Залазиной Татьяны Витальевны на решение Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2022 года по делу N А41-8148/22, по заявлению индивидуального предпринимателя Залазиной Татьяны Витальевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", при участии третьих лиц: Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки"; Министерства имущественных отношений Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Залазина Татьяна Витальевна (далее - ИП Залазина Т.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с требованиями:
1. Признать незаконными бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области выразившиеся в невнесении сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30.09.2021 N 15СЗ-10511, в отношении объектов:
- нежилое здание - ангар N 1, одноэтажное, площадью 296 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:298,
- нежилое здание - ангар N 2, одноэтажное, площадью 292,6 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:297,
- нежилое здание - ангар N 3, одноэтажное, площадью 294,5 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:300,
- нежилое здание - склад N 1, одноэтажное, площадью 682,7 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:299.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость с датой по состоянию на которую определена кадастровая стоимость 01.01.2018 в отношении следующих объектов:
- нежилое здание - ангар N 1, одноэтажное, площадью 296 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:298, равной его рыночной стоимости в размере 1 407 415,00 рублей,
- нежилое здание - ангар N 2, одноэтажное, площадью 292,6 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:297, равной его рыночной стоимости в размере 1 391 249,00 рублей,
- нежилое здание - ангар N 3, одноэтажное, площадью 294,5 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:300, равной его рыночной стоимости в размере 1 400 283,00 рублей,
- нежилое здание - склад N 1, одноэтажное, площадью 682,7 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:299 равной его рыночной стоимости в размере 106 410,00 рублей.
Определением от 15.06.2022 судом по ходатайству заявителя произведена замена ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на Федерального государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В связи с заменой ответчика, истец в ходе рассмотрения дела уточнил исковые требования в порядке статьи 49 АПК РФ и просил:
1. Признать незаконными бездействие ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" выразившиеся в невнесении сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30.09.2021 N 15СЗ-10511, за период с 01.01.2019 по 17.09.2021, в отношении объектов:
- нежилое здание - ангар N 1, одноэтажное, площадью 296 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:298,
- нежилое здание - ангар N 2, одноэтажное, площадью 292,6 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:297,
- нежилое здание - ангар N 3, одноэтажное, площадью 294,5 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:300,
- нежилое здание - склад N 1, одноэтажное, площадью 682,7 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:299.
2. Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость с датой по состоянию на которую определена кадастровая стоимость 01.01.2019 в отношении следующих объектов:
- нежилое здание - ангар N 1, одноэтажное, площадью 296 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:298, равной его рыночной стоимости в размере 1 407 415,00 рублей,
- нежилое здание - ангар N 2, одноэтажное, площадью 292,6 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:297, равной его рыночной стоимости в размере 1 391 249,00 рублей,
- нежилое здание - ангар N 3, одноэтажное, площадью 294,5 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:300, равной его рыночной стоимости в размере 1 400 283,00 рублей,
- нежилое здание - склад N 1, одноэтажное, площадью 682,7 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:299 равной его рыночной стоимости в размере 106 410,00 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение Московской области "Центр кадастровой оценки", Министерства имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - ГБУ МО "Центр кадастровой оценки", Минимущества МО, Управление Росреестра по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 63-66 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Залазина Т.В. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ИП Залазиной Т.В. принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание - ангар N 1, одноэтажное, площадью 296 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:298,
- нежилое здание - ангар N 2, одноэтажное, площадью 292,6 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:297,
- нежилое здание - ангар N 3, одноэтажное, площадью 294,5 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:300,
- нежилое здание - склад N 1, одноэтажное, площадью 682,7 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Береговая, кадастровый номер 50:58:0020102:299.
Кадастровая стоимость принадлежащих заявителю объектов указана в ЕГРН и определена распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" по состоянию на 16.01.2019, составляет:
- нежилое здание - ангар N 1, - 3 113 375,83 рублей.
- нежилое здание - ангар N 2, - 2 690 799,63 рублей.
- нежилое здание - ангар N 3, - 1 872 701,73 рублей.
- нежилое здание - склад N 1, - 10 691 269,1 рублей.
Не согласившись с указанной кадастровой стоимостью, заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018 N 15ВР-1831.
Решением Комиссии от 30.09.2021 N 15СЗ-10511 установлена следующая кадастровая стоимость объектов недвижимости:
- нежилое здание - ангар N 1, - 1 407 415,00 рублей.
- нежилое здание - ангар N 2, - 1 391 249,00 рублей.
- нежилое здание - ангар N 3, - 1 400 283,00 рублей.
- нежилое здание - склад N 1, - 106 410,00 рублей.
Ссылаясь на статьи 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом того обстоятельства, что заинтересованным лицом до настоящего времени не совершены действия по внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения Комиссии, считая бездействие заинтересованного лица незаконным, нарушающим права заявителя, ИП Залазина Т.В. обратилась с заявлением в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1-3 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее - переходный период).
В течение указанного переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Московской области принято постановление Правительства МО от 23.05.2017 N 372/17 "О переходе к проведению государственной кадастровой оценки в Московской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с ним, датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Московской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" является 1 июня 2017 года.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30.09.2021 N 15СЗ-10511 (далее - Решение комиссии) оспорена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:58:0020102:297 в размере 2690799.63 руб., 50:58:0020102:298 в размере 3113375.83 руб., 50:58:0020102:299 в размере 10691269.10 руб., 50:58:0020102:300 в размере 1872701.73 руб., определенная в 2018 году в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 17.09.2021.
07.10.2021 в соответствии с Решением комиссии в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:58:0020102:297 в размере 1 391 249 руб., 50:58:0020102:298 в размере 1 407 415 руб., 50:58:0020102:299 в размере 106410 руб., 50:58:0020102:300 в размере 1 400 283 руб., с указание даты определения - 01.01.2018, даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 17.09.2021, даты начала применения - 01.01.2021.
В соответствии с письмом ФНС России от 18.02.2019 N БС-4-21/2652@ "О применении сведений о кадастровой стоимости (налоговой базе), полученных в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" (вместе с Минфина России от 14.02.2019 N 03-05-04-01/9247) даны разъяснения, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" сведения о кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (статья 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ).
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, предусмотренные законодательством основания для внесения изменений в сведения о дате начала применения кадастровой стоимости испрашиваемых объектов недвижимости, внесенной в ЕГРН в соответствии с Решением комиссии ранее 2021 года отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2022 года по делу N А41-8148/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8148/2022
Истец: ИП Залазина Татьяна Витальевна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы, государственной регистрации кадастра и картографии" по Московской области
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ", МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 7725131814, Управление Росреестра по МО