город Омск |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А75-16759/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-338/2023) Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2022 по делу N А75-16759/2022 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" (ОГРН 1028600587069, ИНН 8602017038, адрес: 628403, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Маяковского, дом 15) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27) о признании недействительным решения от 07.07.2022 N 086/01/17-431/2022 и предписания от 04.07.2022 N 48,
при участии в судебном заседании представителя Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" - Шараповой Елены Викторовны по доверенности от 05.10.2022 N 1158-07;
УСТАНОВИЛ:
Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (далее - заявитель, предприятие, СГМУП "ГТС") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России. антимонопольный орган, Управление) о признании недействительными решения от 07.07.2022 N 086/01/17-431/2022 и предписания от 04.07.2022 N 48.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2022 по делу N А75-16759/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность возвратить СГМУП "ГТС" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что оспариваемые решение и предписание не содержат конкретизации в отношении каких подпунктов пункта 11.1 Положения о закупках Управлением выявлены признаки нарушения части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ) и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ).
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
На основании приказа Управления от 07.10.2021 N 102/21 в отношении предприятия проведена плановая выездная проверка, в рамках которой проведен анализ Положения о закупке товаров, работ, услуг Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети", утвержденного приказом предприятия от 25.03.2022 N 296-02 (далее - Положение о закупках) (т.1 л.д. 121-173).
В разделе 11 Положения о закупке определен порядок закупок у единственного поставщика, согласно которому случаи такой закупки определены в пункте 11.1, предусматривающем 42 случая осуществления закупки у единственного поставщика.
По результатам указанного анализа Управление пришло к выводу о том, что закрепленные заказчиком в Положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка, в отсутствие обоснования и срочной потребности, не соответствуют требованиям Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, так как создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, а также экономически неэффективному расходованию денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.
Управлением 05.04.2022 принят приказ N 28/22 о возбуждении дела N 086/01/17-431/2022 по указанным фактам в отношении предприятия (т.1 л.д. 120).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что приказом Предприятия от 12.05.2022 N 405-02 (т.1 л.д. 97) в Положение о закупках внесены изменения в раздел 11, в том числе конкретизированы случаи проведения закупки у единственного поставщика (22 случая), а в пункте 11.2 определен порядок принятия решения о проведении таких закупок (т.2 л.д. 1-52).
09.06.2022 Управлением принято заключение об обстоятельствах дела N 086/01/17-431/2022, в котором антимонопольный орган квалифицировал действия предприятия как нарушающие часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (т.1 л.д. 76-81).
Решением Управления от 07.07.2022 N 086/01/17-431/2022 в действиях СГМУП "ГТС" установлены нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (т.1 л.д. 21-24).
СГМУП "ГТС" выдано предписание от 04.07.2022 N 48, в соответствии с которым предприятию необходимо прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, в дальнейшем не допускать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в Положение о закупке товаров, работ, услуг СГМУП "ГТС" с учетом решения Управления от 07.07.2022 в срок до 20.09.2022 (т.1 л.д. 25)
Не согласившись в указанным решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 05.12.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 1 Закона о закупках установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В силу статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии со статьей 3.2 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
СГМУП "ГТС" является муниципальным унитарным предприятием, в связи с чем на основании части 2 статьи 1 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг обязано руководствоваться Законом N 223-ФЗ.
Закупочная деятельность СГМУП "ГТС" регламентируется Положением о закупке, в разделе 11 которого определены закупки у единственного поставщика.
Так, случаи закупки определены в пункте 11.1 (42 случая). После внесения изменений приказом N 405-02 от 12.05.2022, количество таких случаев уменьшено до 22, в том числе:
1) необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 100 000 рублей (если годовая выручка Заказчика за отчетный финансовый год составляет менее 5 миллиардов рублей) / не более 500 000 рублей (если годовая выручка Заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей);
2) требуется закупка товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" или услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
3) заключается договор поставки природного газа (газа, сухого отбензиненного компримированного газа) при наличии единственного возможного источника поставки газа на объекты СГ МУП "ГТС";
4) возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств), ликвидации аварий, необходимости срочного медицинского вмешательства, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения, в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно;
5) заключение договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, закупка которых иным способом признана несостоявшейся по основаниям, установленным настоящим Положением, в том числе, если при проведении закупки не было представлено ни одной заявки, либо все представленные заявки были отклонены закупочной комиссией, при этом цена, по которой заключается договор с единственным поставщиком, не превышает начальную (максимальную) цену, указанную заказчиком в закупочной документации;
6) заключается договор с оператором электронной площадки;
7) возникла потребность в товарах, работах, услугах, которые необходимы для обслуживания, ремонта и/или обеспечения бесперебойной работы технологического оборудования Заказчика, при условии, что обстоятельства, обусловившие потребность в таких товарах, работах, услугах, невозможно было предусмотреть заранее и/или требуется заключение договоров, направленных на ликвидацию последствий аварий (инцидентов), подпадающих под классификацию, определенную постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 N 1114 "О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике", по выполнению решений, предписаний государственных органов контроля и надзора со сроками исполнения менее месяца;
8) осуществляется закупка услуг по обучению или проведению тематических семинаров (совещаний, тренингов, форумов, выставок, конференций);
9) расторгнут договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по договору. При этом существенные условия нового договора не должны изменяться, за исключением сроков выполнения обязательств по договору (срока действия договора). Если до расторжения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключенному договору с пропорциональным уменьшением цены договора;
10) закупаются услуги почтовой, стационарной, мобильной связи, услуги телеграфной связи, телематические услуги, услуги связи по передаче данных;
11) заключается договор на закупку результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным соответствующим правоустанавливающим документом (патентом, свидетельством);
12) осуществляется заключение договора с кредитной организацией на предоставление банковской гарантии обеспечения обязательств, об организации расчетно- кассового обслуживания Заказчика, в том числе об открытии и ведении банковского счёта, организации дистанционного банковского обслуживания, в том числе без открытия банковского счёта, об инкассации, приёму и зачислению наличных денежных средств, об организации зарплатных проектов, о выпуске и обслуживании пластиковых карт;
13) заключается договор с редакцией (издателем, вещателем) федерального или регионального средства массовой информации, на размещение информационных материалов, подлежащих публикации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в федеральных или региональных средствах массовой информации;
14) осуществляется закупка услуг по агентскому договору (прием платежей физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за жилищно-коммунальные услуги от имени Заказчика, а также договора на оказание услуг по переводу денежных средств физических лиц; заключение, исполнение, изменение, расторжение от имени Заказчика договоров на поставку энергоресурсов);
15) заключается договор на оказание услуг по подтверждению соответствия критериям аккредитации поверочной, испытательной лаборатории с экспертной организацией, являющейся основным местом работы эксперта по аккредитации, прошедшего отбор для целей оказания Заказчику услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" либо экспертной организацией, с которой такой эксперт для целей оказания услуг Заказчику осуществляет взаимодействие согласно указанному федеральному закону;
16) возникла потребность в заключении договора на сопровождение, техническую поддержку (в том числе на доработку, модернизацию, актуализацию) программного обеспечения, специальных и/или прикладных программных продуктов по бухгалтерскому учету, электронному документообороту и других (автоматизированных) информационных систем, систем автоматического проектирования, программно-аппаратных комплексов, систем автоматизации, используемых Заказчиком;
17) необходимо осуществить закупку квотируемого товара российского происхождения, указанного в одном из реестров из числа поименованных в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения", в целях достижения минимальной доли закупок товаров российского происхождения";
18) необходимо заключить договор аренды и/или иной договор, предусматривающий переход права владения и/или пользования в отношении недвижимого имущества и связанного с ним движимого имущества;
19) необходимо заключить договор займа с Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для реализации проекта, предусматривающего мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры;
20) в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115, по обращению заявителя к исполнителю необходимо заключить договор гражданско-правового характера (договор подряда), предусматривающий выполнение работ по архитектурно-строительному проектированию и/или строительству и/или реконструкции тепловых сетей и передаче объекта(ов) теплоснабжения;
21) необходимо заключить договор на проведение специальной экспертизы предприятия в соответствии с Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333;
22) работы или услуги выполняются (оказываются) исключительно органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами субъекта Российской Федерации.
Кроме того, уже после обращения в суд предприятием в Положение о закупках внесены изменения, предусматривающие исключение подпунктов 8, 16 пункта 11.1 и уточнение подпунктов 5, 7, 9 пункта 11.1.
Так, из Положения о закупках исключена возможность приобретения у единственного поставщика услуг по обучению или проведению тематических семинаров (совещаний, тренингов, форумов, выставок, конференций) (пункт 8 прежней редакции), а также исключена возможность приобретения у единственного поставщика услуг в случае возникновения потребности в заключении договора на сопровождение, техническую поддержку (в том числе на доработку, модернизацию, актуализацию) программного обеспечения, специальных и/или прикладных программных продуктов по бухгалтерскому учету, электронному документообороту и других (автоматизированных) информационных систем, систем автоматического проектирования, программно-аппаратных комплексов, систем автоматизации, используемых заказчиком (пункт 16).
Изменения от 12.05.2022, как и изменения, внесенные в Положение о закупках в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, связаны с исключением ситуаций, когда закупка у единственного поставщика могла производиться на конкурентом рынке.
Вместе с тем приведенные основания закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в первоначальной редакции пункта 11.1 Положения о закупках, а так же с учетом последующих изменений содержания указанного пункта, в том числе подпунктов 8 и 16 пункта 11.1 Положения о закупках, измененных только в ходе судебного разбирательства, охватывают практически все сферы деятельности предприятия, не ограничивая неконкурентный способ закупки как закупка у единственного поставщика никакими критериями и случаями, предусматривая право предприятия использовать неконкурентный способ закупки, в том числе за счет бюджетных средств, не только на низкоконкурентных рынках или в исключительных случаях, но и в любых иных случаях.
Большая часть закупок у единственного поставщика не имеет разумных и объективных причин, объясняющих неприменение заказчиком конкурентных процедур, что противоречит принципам закупочной деятельности, указанным в части 1 статьи 3 Закона о закупках и сформулирована так, чтобы охватить практически любые потребности заказчика.
Так, например, обществом каким-либо образом не обосновано проведение закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) услуг по обучению или проведению тематических семинаров (совещаний, тренингов, форумов, конференций), услуг почтовой, стационарной, мобильной связи, услуги телеграфной связи, телематические услуги, услуги связи по передаче данных.
Предприятие, приобретая указанные услуги неконкурентным способом, не обосновало и не представило доказательств того, что предъявляемые им требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно приобретением у единственного поставщика.
Как обоснованно указывает Управление, согласно открытым данным, размещенным на сайте https://www.rusprofile.ru, с основным видом деятельности - деятельность почтовой связи и курьерская деятельность (код 53 ОКВЭД) в России зарегистрировано 10333 организаций, в том числе 115 из них на территории ХМАО-Югры.
С основным видом деятельности - деятельность в области связи на базе беспроводных технологий (код 61.2 ОКВЭД) в России зарегистрировано 690 организаций, в том числе 8 из них на территории ХМАО-Югры (исключения составляют закупки у единственного поставщика в случаях наличия в той или иной местности передающих радиотехнических объектов (ПРТО) - базовых станции сотовой связи и точек доступа по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" у одного оператора).
Таким образом, указанные рынки являются конкурентными, что заявителем не опровергнуто.
Каких - либо доказательств срочности закупки, уникальности товара и иных обстоятельств необходимости проведения закупки неконкурентным способом Предприятием не представлено.
Подпункты 1, 10, 12-15, 18, 20 пункта 11.1 Положения о закупке в скорректированной в ходе судебного разбирательства редакции позволяют Предприятию осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.
Изменение Предприятием Положения о закупке в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения Управления на момент его вынесения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Цели законодательного регулирования достигаются в том числе путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Законом N 223-ФЗ установлено, что закупка товаров, работ, услуг для юридических лиц, названных в части 2 статьи 1 данного закона, может осуществляться конкурентными и неконкурентными способами. К неконкурентным способам в числе прочего относится размещение заказа у единственного поставщика (часть 3.2 статьи 3).
Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.
Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции.
Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.
Однако подобные обстоятельства, оправдывающие необходимость отмеченного вида закупки у единственного поставщика, в Положении о закупке в качестве требуемого по закону условия применения неконкурентного способа закупки не определены.
К примеру условия, регламентирующие применение неконкурентного способа закупки услуг почтовой, стационарной, мобильной связи, услуги телеграфной связи, телематические услуги, услуги по передаче данных в Положении о закупке (пункт (подпункт 10 пункта 11.1) отсутствуют, что не соответствует требованиям части 2 статьи 2, статьи 3.6 Закона N 223-ФЗ и приведенным выше принципам, обязывающим заказчика такие условия определить.
Таким образом, заявитель незаконно ограничил доступ к возможному участию в соответствующей закупке на конкурентной основе юридических и физических лиц, не привел мотивированного обоснования необходимости включения в Положение о закупке всех указанных в пункте 11.1 случаев неконкурентных закупок.
Доводы Предприятия о том, что Закон о закупках не ограничивает право заказчика осуществлять закупки у единственного поставщика, не могут быть приняты во внимание, поскольку Закон о закупках не наделяет заказчика правом проводить неконкурентные закупки по своему усмотрению, в положении о закупке должны быть ограничения для применения неконкурентного способа закупки (критерии и случаи, в которых он может осуществлять такую закупку), обратное влечет необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона о закупках, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Доводы заявителя о неконкретности нарушений, изложенных в решении Управления от 07.07.2022, судом не могут быть приняты во внимание как основания для отмены оспариваемого решения, поскольку в случае неясностей как решения, так и выданного на его основании предписания заявитель не лишен возможности обратиться в антимонопольный орган за соответствующими разъяснениями.
Предписание от 04.07.2022 N 48, выданное предприятию, содержит четкие и понятные формулировки по существу нарушений, согласно которым предприятию предписано в срок до 20.09.2022 внести изменения в Положение о закупках с учетом решения Управления.
В случае неясностей предприятие также не лишено возможности в ходе исполнения предписания согласовать с антимонопольным органом пункты - основания закупки у единственного поставщика, которые не будут противоречить части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые решение антимонопольного органа и выданное на его основании предписаниесоответствуют выше приведенному правовому регулированию, оснований для признания их незаконными не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на его подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2022 по делу N А75-16759/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-16759/2022
Истец: МУП СУРГУТСКОЕ ГОРОДСКОЕ "ГОРОДСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ